Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья
повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в
хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь.
Введение……………………………………………………………….
5
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию……………………….
8
1.1 Сущность экологии…………………………………………………………..
8
1.2 Экологизация экономического развития…………………………………...
14
1.3 Экономические основы экологических проблем…………………………..
16
1.4 Экология и экономический рост……………………………………………
22
1.5 Глобализация и экологические проблемы………………………………….
25
1.6 Принципы и методы экологической политики…………………………….
27
2 Экологическая обстановка в Республике Беларусь………………………….
32
2.1 Актуальные проблемы экологизации экономического развития в Республике Беларусь…………………………………………………………….
32
2.2 Государственная система управления экологией и экологическая политика в Республике Беларусь………………………………………………..
38
3 Система мероприятий по оптимизации эколого-экономического развития Республики Беларусь в контексте концепции устойчивого роста……………
46
Заключение……………………………………………………………………….
56
Список использованных источников…………………………………………...
59
Следует отметить, что применение
новых биотехнологий в сельском
хозяйстве, пищевой и фармацевтической
промышленности, здравоохранении и
других отраслях народного хозяйства
может дать положительные экономические
результаты. Вместе с тем нужны
гарантии, что это безопасно для
общества и окружающей среды, т.е. не
навредит здоровью людей, не нарушит
экологический баланс природных
систем, не поставит под угрозу сохранение
биологического разнообразия. Как ни
привлекательны экономические преимущества
от использования генно-
Таким образом, ответом на экологические угрозы сегодня могут быть только технологические решения, а стимулом для их скорейшего принятия — нормативные требования к обеспечению надлежащего качества окружающей среды, подкрепленные обязательным соблюдением основополагающего принципа рыночных эколого-экономических отношений — «загрязнитель платит». И хотя опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что полностью избавиться от этих угроз пока невозможно (они существуют и в постиндустриальном обществе), но ограничить их приемлемым уровнем, не превышающим предела устойчивости экосистем, необходимо. Залогом создания потенциала экологической устойчивости может быть только инновационный путь развития, направленный на экологизацию экономики [11].
2.2 Государственная система управления экологией и экологическая политика в Республике Беларусь
Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.
Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.
Кроме того, в систему государственных органов управления входят государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции.
Основным государственным
- разработка и проведение
- осуществление комплексного
- осуществление
- обеспечение населения
- осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.
В систему Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
входят 6 областных и Минский городской
комитеты и 123 горрайинспекции природных
ресурсов и охраны окружающей среды;
производственное объединение ”Белгеология”;
научные учреждения: Центральный
научно-исследовательский
Иными государственными органами в
области окружающей среды, наделенными
правами государственного контроля
являются:
Государственный комитет по земельным
ресурсам, геодезии и картографии Республики
Беларусь. Он занимается вопросами учета
земель, ведением государственного земельного
кадастра, осуществляет контроль за использованием
и охраной земель, управляет землеустроительной
службой.
К компетенции Министерства здравоохранения
Республики Беларусь, его органов государственного
санитарного надзора, отнесены вопросы
гигиены труда, контроль за качеством
питьевой воды и продуктов питания, а также
соблюдения санитарных правил содержания
улиц, дворов и иных территорий населенных
пунктов.
На Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд министерств и других органов государственного управления, которые выполняют те или иные природоохранные функции.
Министерство лесного
Государственный комитет по гидрометеорологии
Республики Беларусь ведет наблюдение
за состоянием поверхностных вод, атмосферного
воздуха, почв, радиационным загрязнением
природной среды.
Государственный таможенный комитет Республики
Беларусь выполняет природоохранные функции
путем принятия мер по борьбе с незаконным
вывозом животных и растений (их частей
и дериватов), торговля которыми регулируется
международными соглашениями, а также
с ввозом товаров, представляющих экологическую
опасность для людей и окружающей среды
республики.
Министерство внутренних дел Республики
Беларусь обеспечивает охрану атмосферного
воздуха от вредного воздействия
транспортных средств, а также оказывает
иное содействие природоохранным органам
при осуществлении
Управление делами Президента Республики
Беларусь осуществляет управление национальными
парками и заповедниками республиканского
значения.
Научное обеспечение решения экологических
проблем наряду с учреждениями Минприроды
осуществляют научно-исследовательские
институты Национальной академии наук
Беларуси: Генетики и цитологии; Геологических
наук; Зоологии; Проблем использования
природных ресурсов и экологии; Радиобиологии;
Радиоэкологических проблем; Фотобиологии;
Экспериментальной ботаники; Леса; Центральный
ботанический сад, а также ряд научно-исследовательских
институтов и центров различных министерств
и иных республиканских органов государственного
управления, такие как: Центр радиационного
контроля и мониторинга природной среды,
(Госкомгидромет); институты Почвоведения
и агрохимии; Защиты растений (Аграрная
академия наук Минсельхозпрода); Радиационной
безопасности (МЧС); Санитарно-гигиенический
(Минздрав) и другие.
Одним из приоритетных направлений
государственной политики Республики
Беларусь являются вопросы охраны окружающей
среды и рационального
Конституция Республики Беларусь - основной закон нашего государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Проводимая государственная
Главной целью экологической политики
Республики Беларусь является обеспечение
экологически безопасных условий для
проживания людей, рациональное использование
и охрана природных ресурсов, выработка
правовых и экономических основ
охраны окружающей среды в интересах
настоящего и будущих поколений.
Для достижения этой цели необходимо,
прежде всего, последовательно проводить
структурную перестройку
Основными направлениями работы по
реализации государственной экологической
политики являются: совершенствование
природоохранного законодательства; внедрение
эффективных экономических
В Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.[11].
Для Республики Беларусь характерно наличие ряда нерешенных серьезных экологических проблем, вызванных как внешними, так и внутренними угрозами. К внешним экологическим угрозам относятся глобальные нарушения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, уменьшением биоразнообразия; экстремальные климатические явления (наводнения, засухи, ураганы, лесные пожары и т.п.); трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию воздушными и водными потоками; размещение вблизи границ (на удалении менее 100 км) крупных экологоопасных атомных объектов, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.
Основными внутренними угрозами являются радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; опасность техногенных аварий в связи с высокой степенью износа основных средств производства; накопление больших объемов отходов производства и потребления, обусловленное недостаточным развитием эколого-ориентированной индустрии по переработке отходов; деградация земель и природных комплексов в результате применения неадаптированных к местным природным условиям технологий обработки земель; опасность высвобождения в окружающую среду трансгенных организмов при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях: Президент Республики Беларусь; Национальное собрание; Совет Министров; местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.
3 Система мероприятий по оптимизации эколого-экономического развития Республики Беларусь в контексте концепции устойчивого роста
Масштабность экологических проблем сделала необходимой консолидацию сил и подходов для их решения. На протяжении всего ХХ века создавались международные организации и комиссии по охране окружающей среды, появлялись политические партии “зеленых”, проводились международные конференции. Одним из результатов их деятельности стала разработка общих путей решения экологических проблем. В последнее десятилетие была сформулирована концепция устойчивого развития, как альтернатива экономическому росту.
Устойчивое развитие – социо-экономическая модель, направленная на сохранение мира на всей планете, разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни поколений, бережном использовании ресурсов планеты и сохранении природных богатств.