Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 12:44, курсовая работа
Цель работы – проанализировать возможные пути совершенствования управления персоналом на предприятии (на примере ЗАО «Эвалар»).
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- дать краткую характеристику ЗАО "Эвалар" и произвести анализ его финансово-хозяйственной деятельности за период 2013-2014 г.г.
- осуществить анализ кадрового состава и технологии управления персоналом;
- осуществить анализ процесса управления персоналом;
- изучить теоретические понятия - персонал предприятия: сущность и основные понятия.
- ознакомиться с технологиями управления персоналом.
Введение 3-4
1. Анализ управления персоналом в ЗАО "Эвалар"
1.1. Краткая характеристика ЗАО "Эвалар" и анализ его финансово-хозяйственной деятельности за период 2013-2014 г. 5-14
1.2.Анализ кадрового состава и технологии управления персоналом. 15-25
1.3. Анализ процесса управления персоналом. 26-31
2. Теоретические основы совершенствования управления персоналом на предприятии в современных условиях.
2.1. Персонал предприятия: сущность и основные понятия. 32-36
2.2. Повышение эффективности использования персонала как фактор совершенствования управления современной организацией 37-53
3. Предложения по совершенствованию процесса эффективности использования персонала организации на примере ЗАО "Эвалар"
3.1. Предложения по совершенствованию кадрового состава. 54-59
3.2. Предложения по совершенствованию процесса эффективности использования персонала организации 60-62
Заключение 63-64
Список литературы
В новом тысячелетии можно отметить следующие изменения в сфере человеческих ресурсов корпорации: от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу – к широким профессиональным и должностным профилям; от спланированного карьерного пути – к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала – к ответственности самих работников за собственное развитие; от контроля за проблемами, с которыми сталкиваются работники, к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; от избегания обратной связи с подчиненными – к ее активному поиску; от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов – к открытому обсуждению уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения.
Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Управление всегда предполагает
наличие двух основных частей:
1) объекта (предмета)
управления, на который направлено управляющее
воздействие для его выполнения;
2) субъекта (органа) управления,
который вырабатывает
Управленческая деятельность
представляет собой специфическую разновидность
трудового процесса и характеризуется
всеми присущими ему элементами – предметом
труда, средствами труда и самим трудом,
а также его результатом. Предметом и продуктом
труда является информация, а средствами
управленческого труда – компьютер, телефон,
бумага и т.д.
Исходя из объекта управления, в организации
различают управление производством,
управление инновациями, управление маркетингом,
финансовое управление и управление персоналом. [29, с.41]
Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив. Тип управления — это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Управленческая команда — группа управленцев предприятия, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения. [29, с.19]
Управленческая форма — описательная характеристика способа принятия управленческих решений. [30, с.51]. Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив. [29, с.56]
Система управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности. Эффективность менеджмента впрямую зависит от качества управления персоналом.
Для повышения эффективности менеджмента в управлении персоналом на первый план выступают вопросы оптимизации кадрового состава, которые особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада.[7, с.112]
Рассмотрим основные положения, принципы и состав системы управления персоналом с точки зрения эффективного менеджмента организации.
Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе управления бизнесом, осуществляемого в рамках определенной организационной иерархической структуры. [28, с.14]
Персонал - люди, которые в рамках определенной организационной структуры осуществляют установленные взаимосвязанные виды деятельности.[8, с.31]
Персонал - это трудовой коллектив организации или простая совокупность работников компании, которые не обладают свойствами коллектива, а именно: попарно не знают друг друга, занимают весьма отдаленные друг от друга рабочие места, не реализуют фактическую функцию общения и неформальные типы коммуникации. Здесь главным для исследователя становятся вопросы поведения работников в группе. Для этого специалистам по управлению персоналом, специализирующимся на отношениях в группе, необходимо освоить и применять на практике многие технологии социометрики. Например, неплохо было бы выявить так называемых «звезд» внутри определенной группы работников, лидеров, «привратников», конфликтных личностей и т.д. Персонал является ключевым объектом системы управления персоналом, что вынесено в само название этой сферы деятельности.[11]
Отдельно взятый работник также является объектом управления персоналом, так как трудовой коллектив или совокупность работников формируются не из кого-либо, а именно из конкретных работников. Часто в трудовом коллективе встречаются «трудные личности», которые никак не вписываются в общеорганизационную картину, однако являются прекрасными специалистами в своей профессиональной сфере деятельности, и с ними не хотелось бы расставаться. В такой ситуации специалист по управлению персоналом должен найти к этому работнику индивидуальный подход и разрешить ситуацию конфликтности или напряженности путем острожного психологического воздействия на данного сотрудника.
Например, один из сотрудников постоянно конфликтует с руководителем компании. В меру мудрым решением специалиста по управлению персоналом будет, на наш взгляд, следующее: посоветовать руководителю почаще отправлять конфликтного работника в командировочные поездки.
Представители низшего, среднего и высшего уровней менеджмента организации рассматриваются нами как особого рода объекты управления персоналом. Согласитесь, управлять своим непосредственным начальником или менеджерами, которые вам не подотчетны, практически невозможно. Да и ни в одной должностной инструкции менеджера по персоналу вы не встретите обязанностей, связанных с функциями по управлению представителями руководства организации. Однако ваши советы по подбору персонала, организации внутрикорпоративных мероприятий, размещению вакансий в СМИ - не что иное, как форма управленческого влияния на руководителя. В сущности именно от вас зависит то, кто будет работать в организации на той или иной должности. Хотя последнее слово все же останется за руководителем. Такого рода влияние требует знания различных технологий эффективного убеждения и скрытого психологического воздействия. Подобные технологии достаточно подробно проработаны в теории и практике нейролингвистического программирования.
Претенденты, рекруты и кадровый резерв — объекты управления персоналом, работа с которыми ведётся на принципах конкурса, избирательности, документационного обеспечения и необходимости обучения. Конкурс означает, что на одно вакантное место претендуют несколько человек; избирательность предполагает прохождение определенной процедуры отбора; документационное обеспечение необходимо для того, чтобы должным образом организовать процедуру оформления документов о найме на работу; необходимость обучения касается «новичков» и кадрового резерва.
Рекрутинговые агентства - организации, основной целью которых является поиск вакансий и трудоустройство. Компаниям целесообразно обращаться в рекрутинговые агентства лишь в том случае, если самим выполнить ту или иную деятельность по поиску нужных специалистов выходит значительно дороже и с меньшим качеством. Задача специалиста по управлению персоналом в данном случае заключается в оценке экономической целесообразности обращения к сторонним специалистам по рекрутменту и в оценке собственных сил и возможностей. Государственные и негосударственные центры занятости очень полезны для специалистов по управлению персоналом. Прежде всего, из-за их огромных по объёму и содержанию баз данных, преимущественно бесплатных. Средства массовой информации выступают в роли объектов управления персоналом в том случае, если организация решила обойтись собственными силами и ресурсами в поиске необходимых специалистов и работников. Разместить информацию о вакансиях можно в газете или журнале, по радио или телевидению, на сайте или с помощью автоматической e- mail - рассылки.
2.2. Повышение эффективности использования персонала как фактор совершенствования управления современной организацией
Попытки измерить стоимость человека известны со времен У. Петти, А. Смита и Д. Рикардо. Они предполагали, что продаётся не рабочая сила, а труд. В XX в. появился ряд работ, в которых авторы — И. Фишер, С. Форсит, Ф. Крам, Ю. Фиш, JI. Дублин, А. Лотк — пытались рассчитать стоимость отдельного человека, всего населения страны и определить потери общества от болезней и преждевременной смерти. Вопросами измерения инвестиций в человеческий капитал в экономике, в частности, занимались Л.Турроу, а также
Б. Вэйс-Борд и Г. Беккер, которые предлагали рассчитывать отдачу образования, под которой понимался доход на капитал, вложенный в образование [9, 10, 11, 12]. Г. Беккер и Б. Вэйс-Борд предприняли попытку, оценивая человеческий капитал, рассматривать каждого человека как комбинацию простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала.
Выбор путей повышения эффективности трудового потенциала зависит от стратегической цели, решаемой организацией. На первое место могут быть выдвинуты мотивационные либо организационные факторы повышения эффективности труда. Кроме того, особенностью труда работников торговли является то, что они не производят новые товары, а продают уже произведенные
В результате, на производительности их труда сказывается состояние экономики в целом. Однако чтобы названные объективные факторы были реализованы, нужны коммерческие усилия и умения торговых работников. Они должны изучить покупательский спрос и торговую конъюнктуру и на этой основе формировать заказ на производство и поставку товаров. Следовательно, налаженная коммерческая работа - важное условие роста производительности труда работников.
Для повышения эффективности использования персонала торгового предприятия прежде всего, необходимо повысить производительность труда.
Основным резервом увеличения производительности труда работников является увеличение объема продаж. Также при увеличении объёмных показателей необходимо увязывать их с таким показателем как прибыль. В условиях рыночной среды оценка работы персонала является одним из основных факторов, определяющих дальнейшее развитие организации. В этой связи ставится цель сделать конкретные практические предложения по разработке и совершенствованию системы оценки работы персонала, направленные на повышение эффективности труда персонала организации.
Создание системы оценки персонала, основанной на инновационных современных методах, при отборе позволило бы наиболее рационально и эффективно отбирать наиболее мотивированных кандидатов для работы в современной организации. Построение новой системы оценки в организации будет включать в себя 5 основных шагов [22, с.14]:
1. Диагноз проблемы, оценка ситуации;
2. Выявление альтернатив;
3. Оценка альтернатив;
4. Окончательный выбор;
5. Реализация, контроль и обратная связь
Этап 1. Центр оценки применим и в сфере мотивации персонала организации, причем по двум направлениям.
Во-первых, само участие в Assessment Center может использоваться как награда, поощрение за работу (например, часто руководитель отбирает для участи в Центре оценки только лучших работников, т.к. проведение Центра оценки обычно дорого обходится организации). [22, с.14]
Во-вторых, сотрудник, оцененный в ходе Assessment Center как успешный, с большим потенциалом для развития, может быть дополнительно вознагражден организацией.
Этап 2. Выявление альтернатив. Оценив ситуацию как проблемную, мы предлагаем пути решения этой проблемы. В нашем примере можно предложить следующие варианты решения этой проблемы. Существуют, во-первых, различные предложения о субъекте оценки - вопрос о том, кто будет оценивать рядовых сотрудников, необходимо рассмотреть следующие варианты: высшее руководство, линейные менеджеры, менеджеры по персоналу, психологи, аттестационная комиссия, сами сотрудники, клиенты, эксперты со стороны.
Этап 3. Оценка альтернатив. Предложив несколько вариантов решения проблемы оценки персонала в организации теперь необходимо выбрать оптимальный вариант, наиболее эффективный. А эффективность того или иного метода оценки будет определяться следующими критериями:
- полнота, достоверность и объективность отражения результатов;
- экономичность (всех ресурсов);
- учет особенностей работников именно этой сферы.
Выбор альтернатив можно наиболее эффективно осуществить с помощью метода сравнения - сравниваются достоинства и недостатки традиционных методов оценки и нетрадиционных. [22, с.14]
Недостатки традиционных методов: (комбинированные, качественные, количественные) сфокусированы на отдельном работнике вне организационного контекста и основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих. Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, хотя и не лишены определенных недостатков.
Достоинства традиционных методов: простота в использовании и обработке результатов.
Достоинства нетрадиционных методов: во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.