Изучение безработицы на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия безработицы и ее экономических составляющих;
- определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
- изучение политики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1 Теоретическое изучение безработицы………………………………………...
1.1 Понятие безработицы и ее виды……………………………………………..
1.2 Показатели и последствия безработицы ……………………………………
1.3 Проблемы безработицы и занятости на примере зарубежных стран……...
2 Анализ безработицы на примере Республики Беларусь …………………….
2.1 Анализ показателей безработицы в Республике Беларусь ………………
2.2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
3 Особенности безработицы и её проблем в переходной экономике по отношению к развитой……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложение А…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 138.08 Кб (Скачать)

Сегодня считается, что зависимость между ВВП и уровнем безработицы достаточно корректно выражается следующей формулой:

 

                                    

                                         (1.2)

 

где Y - фактический ВНП;* - потенциальный ВНП;

- уровень  циклической безработицы;- эмпирический  коэффициент чувствительности (обычно  принимается 2,5). По каждой стране  в зависимости от периода будет  свой коэффициент B.

В любой стране безработица всегда имеет огромное социальное звучание. Поэтому современное общество не может оставаться безразличным к проблеме занятости. В высокоразвитых странах мира всегда разрабатываются различные государственные программы регулирования занятости населения, тем самым снижая уровень безработицы. Основные принципы их разработки определены в документах МОТ:

1) добровольность занятости;

2) равные возможности занятости для всех граждан страны;

3) содействие трудовой мобильности;

4) социальное партнерство, осуществление государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодателей;

5) обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.

Таким образом, основными направлениями государственного регулирования занятости населения в странах с переходной экономикой являются: обеспечение рациональной занятости; обеспечение трудовой мобильности рабочей силы; сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства; создание развитой системы профессионального образования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса.

 

1.3 Проблемы безработицы и занятости на примере зарубежных стран

 

Безработица является одним из основных факторов неблагополучия в современном мире. Несмотря на длительное изучение этого вопроса, точные причины, которые вызывают рост безработицы, по-прежнему не выяснены – скорее рассматривается комбинация факторов. Во многих развитых странах мира уровни безработицы сегодня составляют 10% и выше, в ряде европейских стран эти цифры превышают 20%.

Во второй половине 80-х годов доля молодых безработных в странах ЕС значительно уменьшилась. Это произошло благодаря созданию большого количества новых рабочих мест, применению специальных мер борьбы с молодежной безработицей и, наконец, естественному сокращению численности тех, кто моложе 25 лет. Почти 40% государственных расходов (немногим более 1% ВВП ЕС) приходится на активные меры, направленные на включение в трудовую деятельность большого числа людей.

Примерно половина этих средств идет на социальные программы обучения молодежи, а остальные – на субсидирование занятости, выплаты инвалидам и содержание служб занятости. Затраты отдельных стран весьма различны. Так, на пассивные меры (назначение пособий по безработице и предоставление досрочной пенсии) в среднем на одного зарегистрированного безработного тратят 18 – 27 тысяч экю в Люксембурге, Дании и Нидерландах, чуть более 5 тыс. в Ирландии и Испании, 1,5 – 3 тыс. в Греции и Португалии. Изменения расходов, как правило, вызываются разными причинами. Во Франции, например, затраты на пассивные меры сократились в связи с отказом досрочного вывода на пенсию, а в Германии увеличились, особенно во вновь присоединенных восточных землях.

Что касается активных мер, то разброс уровня расходов в расчете на одного безработного также весьма велик: в Люксембурге, Дании, Нидерландах он значительно выше, чем в среднем по Сообществу, а в большинстве южных стран, значительно ниже. Например, в Испании, где число безработных очень велико, на активные меры расходуется крайне мало средств, а Ирландия, где уровень безработицы сравнительно невелик, тратят на активные меры намного больше, чем в среднем по Сообществу. Активные меры, направляемые непосредственно на обучение безработных и услуги государственной службы занятости стоили в среднем в странах ЕС 2 тыс. экю. Наиболее высокими такого рода затраты были в Германии (5,5 тыс. экю).

В социальном обеспечении безработных в странах ЕС, несмотря на национальные различия, много общего.

Во-первых, во всех странах существуют пособия по безработице и субсидии (материальная помощь) безработным.

Размер пособия зависит от уровня прежней заработной платы и продолжительности уплаты страховых взносов. Субсидии же назначаются тем, кто не имеет права на страховое пособие, или у кого истек срок его выплаты. Размер субсидий зависит от величины минимальной заработной платы. Обычно размер пособия увеличивается, если у безработного есть иждивенцы. Для лиц предпенсионного возраста во всех странах существуют льготы в отношении размера и сроков выплаты пособия. В ряде стран льготы предусмотрены и для потерявших работу в результате ликвидации предприятия.

Во-вторых,  безработные в странах ЕС защищены не только от полной, но и от частичной безработицы.

В третьих, выплата пособий осуществляется за счет текущих страховых взносов наемных работников и работодателей, а также прямой поддержки со стороны государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

Рассмотрим наиболее типичные национальные системы поддержки безработных.

Франция: право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.

Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное и социальное (последнее назначается после того, как истек срок получения обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению безработицы.

Общий размер пособия может колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы. Существует и абсолютный минимум пособия. Продолжительность выплаты варьируется от 3 до 27 недель в зависимости от стажа страхования. Лица, достигшие 57,5 лет и не получившие пособия по безработице в течение года при наличии трудового стажа не менее 10 лет, вновь приобретают право на пособие по безработице до тех пор, пока не наступит право на полную пенсию по возрасту [2, с.68].

Сокращенное пособие получают те, кто был застрахован более 3-х лет, но платил взносы меньше 6 месяцев в течение года. Это пособие также состоит из двух частей. Общая сумма сокращенного пособия не может быть меньше определенного минимума и больше 56,25% среднего уровня заработной платы за предыдущие 12 месяцев. Пособие предоставляется на 3 месяца, и этот срок не может быть продлен.

Существуют пособия в рамках программы социальной помощи безработным – тем, у кого истек срок получения страхового пособия. Лицам, не заработавшим право на страховое пособие, помощь оказывается при определенных условиях, т.е. если это вдовы, разведенные женщины, имеющие на иждивении ребенка, бывшие заключенные, беженцы и т.д.

В случае временного закрытия предприятия или перевода занятых на сокращенную рабочую неделю может предоставляться социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы. Те, у кого перерыв в работе более 4-х недель подряд, переводятся на пособие по безработице на общих основаниях.

В случае смерти безработного выплачивается единовременное пособие по безработице за 120 плюс пособие на каждого ребенка, равное пособию по безработице за 45 дней.

Пособие по безработице предусмотрено не только в социальном, но и в трудовом законодательстве. Право безработных регулируется кодексом о труде. Социальным страхованием на случай безработицы ведают две организации – Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле и Национальный межпрофессиональный союз по вопросам найма в промышленности и торговле.

Ассоциация собирает взносы и предоставляет пособия, союз управляет национальным компенсационным фондом и контролирует деятельность ассоциации. Наблюдение за их деятельностью осуществляет государство через соответствующие министерства. Основные функции страхования на случай безработицы выполняют департаменты и муниципалитеты. На муниципальном уровне созданы коммунальные центры социального действия. Там ведутся досье на претендентов и получателей пособия по безработице. Досье рассматриваются в управлениях департаментов по санитарным и социальным вопросам. Решение выносит комиссия социальной помощи (во главе с судьей), членами которой являются государственные служащие представляющие центральное правительство и департаменты.

Государство полностью финансирует социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная коллективными договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный доход определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое пособие по безработице, целиком оплачивает центральное правительство.

Великобритания. Пособие по безработице – один из видов денежного пособия, выплачиваемого по линии социального обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления безработицы. Пособие может выплачиваться максимум 1 год. Периоды безработицы суммируются, если они прерываются периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.

Для получения пособия по безработице необходимо выплатить страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления на пособие.

Программы, связанные с выплатами пособий по безработице находятся в ведении Министерства занятости, имеющего региональные и местные органы, которые решают вопросы о предоставлении пособий. Министр социального обеспечения по закону обязан ежегодно пересматривать размеры пособий в зависимости от роста цен за предшествовавший год.

Германия. К категории безработных относятся лица, временно не имеющие работы или занятые не более 18 часов в неделю, если обычно они трудятся полную рабочую неделю. Право на пособие возникает у зарегистрировавшихся на бирже труда после 360 дней оплачиваемой работы, во время которой вносились страховые взносы. Для уволенных из армии может быть зачтен срок их службы.

Максимальный размер пособия составляет 63% чистого дохода до потери работы. Пособие может быть увеличено при наличии детей. В зависимости от трудового стажа продолжительность выплаты пособия колеблется в диапазоне от 17 до 52 недель. Для лиц предпенсионного возраста срок выплаты может быть продлен до 104 недель. В дальнейшем возможно получение социальной помощи, однако, и в этом случае размер пособия зависит от прежней заработной платы. Для бездетных он составляет 56% зарплаты. В принципе, социальная помощь может предоставляться бессрочно, если лицо не имеет других существенных доходов. Пособие для работающих менее 18 часов также дифференцированно и может выплачиваться не более 6 месяцев. Безработные имеют право на бесплатное пользование услугами биржи труда и право на профессиональную подготовку [2, с. 69].

Две трети расходов на социальное обеспечение финансируется за счет страховых взносов. Страховые взносы выплачиваются работником и работодателем в равных долях. Низкооплачиваемым всю сумму страхового взноса оплачивает работодатель. На социальное обеспечение используются также государственные субсидии.

Италия. Безработным выплачивается трудовое пособие. Тем, кто не имеет на него право, предоставляется социальная помощь. Право на страховое пособие возникает при страховом стаже не менее 2-х лет и выплате страховых взносов в течение 52-х недель за предшествовавшие 2 года. Чтобы иметь право на помощь необходимо быть застрахованным, по крайней мере, в течение 5-и недель. Никогда не работавшие, в том числе и выпускники школ, не имеют права ни на страховое пособие, ни на помощь по безработице.

Страховое пособие может выплачиваться 120, 180 и 360 дней в зависимости от сектора экономики. Помощь по случаю безработицы предоставляется в течение 90 дней, этот срок может быть продлен до 180 дней. Размер пособия составляет ¼ прежнего уровня зарплаты. Социальное пособие положено в случае закрытия предприятия или сокращения штата, его размер составляет 2/3 уровня зарплаты и выплачивается в течение 180 дней, минимальный стаж уплаты страховых взносов сокращается до 13 недель. При переводе работника на сокращенную рабочую неделю по независящим от него причинам, он имеет право на пособие по программам вспомоществования. Размер такого пособия 80% зарплаты. Обычный срок выплаты не превышает 6 месяцев, но в исключительных случаях может быть более 3-х лет. В случае ликвидации предприятия и массового увольнения персонала имеет право на пособие на период до 24-х месяцев, а лица старше 60-ти лет до 36 месяцев [2, с.70].

Испания. Пособие назначается лицам, потерявшим работу или тем, чье рабочее время сократилось на 1/3. Страховое пособие полагается лишь платившим взносы не менее 12 месяцев за 6 лет предшествовавших наступлению безработицы. Претендентом может быть лицо, не достигшее пенсионного возраста (65 лет) или старше, если оно еще не заработало права на полную пенсию по старости.

В зависимости от стажа уплаты страховых взносов максимальная продолжительность получения пособия от 4 до 24 месяцев, в последнем случае стаж уплаты взносов должен составлять 72 месяца за последние 6 лет. Размер пособия не может быть ниже минимальной заработной платы и больше 170% ее величины.

При наличии детей пособие может составлять 195 % (при одном ребенке) и 220% (двое детей и более) минимальной зарплаты.

Субсидии по безработице (материальная помощь) назначается после завершения выплаты страхового пособия отдельным категориям лиц: тем, у кого есть иждивенцы; людям старше 45 лет, восстановившим полностью или частично свою трудоспособность после инвалидности; вышедшим из заключения; тем, у кого нет минимального стажа уплаты взносов для назначения страхового пособия.

Информация о работе Изучение безработицы на примере Республики Беларусь