Изучение безработицы на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия безработицы и ее экономических составляющих;
- определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
- изучение политики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1 Теоретическое изучение безработицы………………………………………...
1.1 Понятие безработицы и ее виды……………………………………………..
1.2 Показатели и последствия безработицы ……………………………………
1.3 Проблемы безработицы и занятости на примере зарубежных стран……...
2 Анализ безработицы на примере Республики Беларусь …………………….
2.1 Анализ показателей безработицы в Республике Беларусь ………………
2.2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
3 Особенности безработицы и её проблем в переходной экономике по отношению к развитой……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложение А…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 138.08 Кб (Скачать)

Примечание: Источник [16]

 

Из приведенных данных можно сделать вывод, что уровень зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь невысокий и составляет на 01.11.2012 0,6% от экономически активного населения.В рыночной экономике безработица выступает результатом взаимодействия между спросом на рабочую силу и её предложением. Рабочая сила, как и любой товар, продаётся и покупается на рынке. Компании нуждаются в рабочей силе для производства товаров и услуг. Спрос на рабочую силу зависит от её цены, то есть от зарплаты. Чем выше зарплата, которую компании должны выплачивать, тем меньше работников они будут нанимать при прочих равных условиях. Работники предлагают компаниям свою рабочую силу. Как правило, чем более высокую зарплату могут получить рабочие, тем больше рабочей силы они готовы предложить. (Однако, это не всегда так, потому что более высокая зарплата увеличивает доходы рабочих, а это, в свою очередь, может вызвать желание работать меньше положенного времени, чтобы иметь больше свободного времени).

 

 

2.2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь

 

 

Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и процессы воспроизводства рабочей силы.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Конституция Республики Беларусь, Закон о занятости населения Республики Беларусь, а так же Кодекс законов о труде и другие нормативными акты.

Минтруда и соцзащиты проводит государственную политику в области содействия занятости населения и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

- обеспечение  равных возможностей всем гражданам  независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических  убеждений, участия или неучастия  в профессиональных союзах (далее  – профсоюзы) или иных общественных  объединениях, имущественного или  служебного положения, возраста, места  жительства, недостатков физического  или психического характера, если  они не препятствуют выполнению  соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных  с деловыми качествами и не  обусловленных спецификой трудовой  функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор  профессии, рода занятий и работы  в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной  подготовкой и с учетом общественных  потребностей, а также на здоровые  и безопасные условия труда;

- ориентацию  системы образования для подготовки  кадров в соответствии с потребностями  рынка труда;

- обеспечение  обязательного государственного  социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий  и компенсаций безработным;

- содействие  полной, продуктивной и свободно  избранной занятости всеми соответствующими  мерами (служба занятости, профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации);

- предоставление  дополнительных гарантий занятости  гражданам, особо нуждающимся в  социальной защите и не способным  на равных условиях конкурировать  на рынке труда;

- сокращение  безработицы, предупреждение массовой  безработицы;

- поощрение  нанимателей, осуществляющих профессиональное  обучение работников, находящихся  под угрозой высвобождения, впервые  ищущих работу и не имеющих  профессии (специальности), а также  нанимателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной  защите и не способных на  равных условиях конкурировать  на рынке труда;

- координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики;

- участие  профсоюзов и иных представительных  органов, работников, уполномоченных  в соответствии с законодательством  представлять их интересы, а также  государственных органов и нанимателей  в разработке и реализации  государственной политики в области  содействия занятости населения;

- международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения.[3]

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

1) пассивный;

2) активный.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости.

Главным регулятором процессов на рынке труда нашей страны является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь. Госпрограмма, утвержденная постановлением Совета Министров 30 января 2012 года №96, закрепляет уже зарекомендовавшие себя меры по снижению "температуры" на рынке труда страны и вводит новые правила игры в условиях модернизации экономики. Основные цели программы следующие: сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости населения. Основной особенностью данной программы является переориентация на работу с нанимателями. В числе приоритетов программы - совершенствование мониторинга состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке экономики.

В мировой практике для расчета уровня безработицы  применяется  методика Международной организации труда. По  методике МОТ к безработным относятся  граждане, не имеющие работы и  заработка,  ищущие работу и готовые к ней  приступить. Их число  определяется на основании выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам  занятости. Начиная с 2012 года, такое  обследование  ежеквартально проводится и в нашей республике. По результатам появляется возможность определять уровень безработицы как официально  зарегистрированной, так и по методике МОТ. В  результате обследования получается всесторонняя информация о состоянии и  динамике изменений на рынке труда, качественном составе рабочей силы, информацию об общей численности граждан, осуществляющих  поиск работы и готовых к ней приступить, о возрастной, образовательной структуре  этих граждан, причинах их незанятости, способах и продолжительности  поиска работы, намерениях и готовности к трудоустройству граждан  республики. Данная методика позволяет учитывать не только зарегистрированную безработицу, но и реальную, которая не находит отражения в сведениях Министерства труда и социальной защиты. Благодаря поддержанию данной тактики статистические данные будут демонстрировать более объективную картину на рынке труда.

Относительно низкие показатели безработицы в стране характеризуются и тем, что данные официальной безработицы преимущественно является результатом сохранения численности работников в государственном секторе. Политика властей Беларуси на рынке труда привела к избыточной численности работников на госпредприятиях и несоответствию квалификации работников предъявляемым требованиям. Избыточная численность на госпредприятиях в среднем составляет около 10%. Если в полной мере ликвидировать избыточную численность работников, текущий уровень безработицы вырастет на 4,2 процентных пункта, что позволяет говорить о скрытой безработице. Рынок труда переполнен вакансиями, но, возможно, для обеспечения эффективной занятости требуется не столь масштабное привлечение рабочей силы.

Достижение полной и эффективной занятости - ключевая задача социально-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки. В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
  • регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • повышения качества создаваемых рабочих мест;
  • предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения направлены на создание условий для полной занятости населения. Обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь». Приоритетными направлениями совершенствования социально-трудовых отношений и занятости населения являются:

  • создание новых рабочих мест;
  • достижение баланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным группам и регионам;
  • проведение взвешенной миграционной политики;
  • стимулирование и расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
  • содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии  [23, с.36].

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана государственная служба занятости, работу которой организует и возглавляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют территориальные службы. Деятельность службы занятости направлена на:

  • обеспечение социальных гарантий гражданам, признанным безработными;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе необходимых работников;
  • организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
  • повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;
  • содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;
  • организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы и другое.

Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально - квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Используя опыт зарубежных стран, предложим некоторые пути решения проблемы безработицы. Прежде всего, это улучшение информационного обеспечения рынка труда. Государство должно способствовать усилению мобильности рабочей силы.

Для сокращения структурной безработицы – разработать и осуществлять программу профессионального переобучения. Но самое сложное - борьба с циклической безработицей. Для решения такой задачи можно предпринять следующее: прежде всего, способствовать увеличению совокупного спроса, поскольку спрос на рабочую силу производный. Спрос можно увеличить возрастанием инвестиций в реконструкцию предприятий, что приведет к росту объема производства и, соответственно, увеличению занятости. Немаловажное значение имеет информированность о наличии свободных мест на рынке труда. Необходимо создать условия для тех, кто хочет заняться собственным делом. Предоставить льгота предприятиям и организациям, которые создают дополнительные рабочие места для молодежи. Необходимо осуществить экономическое стимулирование занятости, создание специальных фирм и рабочих мест, предлагающих работу именно молодым.

 

 

3 Особенности безработицы и её  проблем в переходной экономике  по отношению к развитой

 

 

Особенности безработицы для развитых стран и стран с переходной экономикой имеют свои отличия. Западные ученые одной из причин повышения уровня безработицы считают повышение заработной платы, в том числе установление минимальной заработной платы, которое, по их мнению, приведет к уменьшению численности занятых и в особенности низкооплачиваемых. Однако данные утверждения абсолютно не применимы к странам с переходной экономикой, и в частности, к Республике Беларусь. Уровень минимальной заработной платы в промышленно развитых странах составляет примерно 30% от средней (относительно высокой) заработной платы, а у нас 8-12%. Разве она может повлиять на занятость? Чем ниже заработная плата работников, тем меньше благ и услуг они потребляют, в результате сокращаются объемы производства и занятости населения, и соответственно увеличивается безработица.

Информация о работе Изучение безработицы на примере Республики Беларусь