Изучение безработицы на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является детальное изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия безработицы и ее экономических составляющих;
- определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
- изучение политики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1 Теоретическое изучение безработицы………………………………………...
1.1 Понятие безработицы и ее виды……………………………………………..
1.2 Показатели и последствия безработицы ……………………………………
1.3 Проблемы безработицы и занятости на примере зарубежных стран……...
2 Анализ безработицы на примере Республики Беларусь …………………….
2.1 Анализ показателей безработицы в Республике Беларусь ………………
2.2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь……………………………………………………………………………
3 Особенности безработицы и её проблем в переходной экономике по отношению к развитой……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложение А…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 138.08 Кб (Скачать)

 Особое  место занимает вопрос о роли  демографических факторов в развитии  безработицы. Нормальное развитие  экономики страны предполагает  равномерный процесс смены поколений, что обеспечивает необходимую  производству преемственность в  экономической деятельности.

Демографическая ситуация в Республике Беларусь в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения в трудоспособном возрасте.

Для оценки влияния демографической ситуации на безработицу необходимо рассмотреть взаимосвязь безработицы и рождаемости. В теоретическом плане здесь возможны два аспекта: краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимосвязи этих явлений.

В краткосрочной перспективе представляется, что рождаемость может способствовать уменьшению безработицы. Женщины фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, численность безработных при этом может сократиться. Так ситуация развивается в условиях стабильной рождаемости. В долгосрочной перспективе при условии, что число рожденных будет больше, чем число умерших, безработица может воз­расти, если меньше - то нет.

Вообще женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Другим проблемным аспектом современной безработицы является молодежная безработица. Она возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.

Возникает вопрос: если молодые специалисты с высшим образованием не могут применить свои знания с пользой для государства на практике, что же говорить о менее образованной молодежи, их вообще необходимо вычеркнуть из списка претендентов на рабочие места? Но ведь все молодые люди - это будущие родители, которые должны уметь обеспечить свои семьи необходимыми средствами к существованию. Выходов из подобной ситуации несколько, как правило, люди склонны выбирать наиболее быстрые и доходные пути обогащения, а в следствие, - повышение уровня криминогенной напряженности в стране.

Вопросы занятости молодежи актуальны не только для Республики Беларусь и стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.

В теории и практике по рассматриваемому вопросу наметились следующие противоречия:

1.         возрастающая потребность общества  в специалистах нового профиля с одной стороны и - низкий спрос на молодых специалистов - с другой стороны;

2.         высокий уровень перспективности  молодых специалистов с высшим  образованием с их профессиональной  практической и психологической  незрелостью;

3.         разрыв между профессиональной  подготовкой, предоставляемой современными  вузами и реальной обстановкой, сложившейся на рынке труда;

4.         неоднократные попытки современных  ученых, экономистов и политиков  решить проблему занятости и  вывести страну из “безработного”  кризиса и, тем не менее, высокий  уровень безработицы среди молодых  специалистов в любом современном  государстве.

Трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

Еще одной проблемой безработицы является простой предприятий. Если в промышленно развитых странах производство активно развивается и задействует рабочие кадры, то для Республики Беларусь на современном этапе характерен простой многих крупных промышленных предприятий, которые были закрыты еще в конце прошлого века. При этом работники этих предприятий пополнили ряды безработных, повысив общий уровень безработицы в стране.

На фоне общей глобализации возникла проблема трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя они заполняют нишу низкоквалифицированного труда, в целом картина занятости ухудшается, в связи с увеличением численности населения и прежним числом рабочих мест.

Другим аспектом современности является глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле. Для всех стран характерен высокий спрос на рабочую силу в центральных районах, при высоком ее предложении в отдаленных частях страны.

Для белорусского рынка труда одной из проблем является низкий уровень пособий по безработице. Кроме того, небольшой размер пенсий в сравнении с современными ценами вынуждает людей пенсионного возраста продолжать работать. Это замедляет процесс смены кадров, лишает молодое поколение рабочих мест. Таким образом, возникает потребность в создании рабочих мест для пенсионеров.

Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью белдорусской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.

Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда. К скрытой безработице относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Последней и одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является размывание границ между официальной и теневой занятостью. В связи с низким уровнем спроса на труд, невысокой заработной платой, и высокими налоговыми ставками растет уровень теневой занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итог вышеизложенного следует отметить следующее:

Безработица представляет собой растрату ресурсов. Потенциально безработные могли бы внести вклад в увеличение национального дохода, но не делают этого. Те, кто ищет работу, соответствующую их квалификации, радуются, когда они ее находят, а те, кто ждет рабочих мест на фирмах с зарплатой выше равновесного уровня, рады, когда там открывается вакансия.

Поэтому одной из основных целей макроэкономической политики государства является достижение высокого уровня занятости. Но следует учитывать, во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Поэтому одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, создание в каждом городе или районе центров занятости. Задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека.

Основная проблема безработицы в Беларуси - существование скрытой безработицы, что связано с небольшими пособиями. На безработицу влияет низкая оплата труда.

Проблема безработицы является одним из важнейших вопросов в экономике государства и в мировой экономике в целом. Не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения требует к себе большого внимания, постоянного контроля и принятия соответствующих ситуации мер.

Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.

Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

Работы органам занятости будет добавлять и то, что не только отдельные профессии, но и целые отрасли экономики будут постоянно уходить в прошлое из-за технического прогресса. Кроме того, понятие о единственной профессии, которые многие люди ранее выбирали на всю жизнь, уйдет в прошлое: технологии будут так быстро развиваться, что надо будет уметь приспосабливаться и менять специализации.

Современных детей уже в школе необходимо обучать с акцентом на научные дисциплины и технологии, а также учить их решать сложные, многоуровневые проблемы.

Для достижения наиболее полной сбалансированности спроса предложения рабочей силы как по объему, так и по структуре, государственное регулирование применительно к условиям республики должно быть направлено на:

- оказание незанятым гражданам  помощи в трудоустройстве;

- развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки  безработных;

- бронирование и создание рабочих  мест на предприятиях для граждан, не способных на равных условиях  конкурировать на рынке труда;

- организацию оплачиваемых общественных  работ;

- развитие гибких форм и сезонной  занятости;

- развитие информационно-справочной  сети государственной службы  занятости населения;

- обеспечение социальной защиты  временно незанятых граждан.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Альперович,  В.Д. Социальная защита населения / В.Д. Альперович. М.: Март, 2004. – 398 с.
  2. Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза /В.В. Антропов. М.: Владос, 2007. – 547 с.
  3. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
  4. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2009. – 146 с.
  5. Венгер, Ю.И. Социальная защита населения в Республике Беларусь / Ю.И. Венгер. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 22 с.
  6. Григорьев, А.Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: учеб. пособие / А.Д. Григорьев. - Минск: Вышэйшая школа, 2005. - 258 с.
  7. Даргель, О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь / О. Даргель // Юстиция Беларуси. - 2010. - № 4. - С. 5-6.
  8. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО «Новое знание», 2002. - 289с.
  9. Каменков, В. Социальная защита: взносы и санкции / В. Каменков, П. Черемисин // Директор. - 2005. - № 9. - С.10-11.
  10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.
  11. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. - 632 с.
  12. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. - 377 с.
  13. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.
  14. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - 244 с.
  15. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
  16. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты      Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mintrud.gov.by - Дата доступа: 08.11.2013.
  17. Официальный сайт Национального статистического комитета         Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// http://belstat.gov.by - Дата доступа: 08.11.2013.
  18. Официальный сайт ФСЗН Министерства труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/ - Дата доступа: 21.11.2013
  19. ОЭСР: безработица в развитых странах в 2013 году не снизится[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/993427/ - Дата доступа: 21.11.2013
  20. Писарчик Л.Я. Уровень социальной защищенности и проблемы социального страхования / Л.Я. Писарчик // Социальный вестник. - 2006. - № 1. - С.11-14.
  21. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005. - 407 с.
  22. Софонов, Г. Инвестиционное обеспечение социальной защиты населения / Г. Сафонов. - СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2000. - 48 с.
  23. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей / Под ред. Н.А. Волгина. - Москва: Экзамен, 2002. - 734 с.
  24. Ходоркин, Ф. Н. Уровень и качество жизни населения в Беларуси: социально-экономические тенденции и проблемы //Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. – 2011. - № 4. - С.36-39
  25. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. – Минск: БГЭУ, 2008. – 844 с.
  26. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.

Информация о работе Изучение безработицы на примере Республики Беларусь