Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в 1987-м — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который также работал и с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.
Стратегическое
планирование в банках применимо
к любой проблеме, которая: связана
с глобальными целями банка, ориентирована
на будущее, затрагивает внешние
факторы, влияющие на результаты деятельности
банка. Если планируется новый вид
услуг и они важны для
Стратегическое
планирование, как правило, затрагивает
проблемы, которые испытывают серьезное
воздействие многочисленных внешних
факторов. Следовательно, прежде чем
приступить к вопросу о будущих
стратегических целях или направлениях,
необходимо уяснить, какие социальные,
экономические, научно–технические, юридические
и политические факторы влияют на
будущее банка. В противном случае
можно выбрать стратегию, которая
окажется ошибочной, если на банк влияют
такие факторы как
(Рис 1. –
Элементы системы
Результатом
процесса стратегического
Для того чтобы разработка и использование сложной системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать организованно. При этом специальная организация не обязательна, если банк невелик либо если сводный план можно получить простым суммированием и увязкой показателей планов его подразделений. Однако одно из главных преимуществ планирования — получение синергического эффекта. Поэтому, чтобы правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность элементов банка, видов деятельности и программ, необходим определенный порядок. Чтобы получить синергический эффект в планировании, необходимо разрабатывать определенные механизмы использования этих оценок как основы для реализации преимуществ взаимодействия и взаимозависимости различных планов и подразделений банка.
Подсистема принятия решений. Из описания процесса планирования видно, что планирование неразрывно связано с принятием решений о целях и стратегиях. Следовательно, никакая процедура планирования не будет до конца системной без упорядоченного подхода к его важнейшей фазе - принятию решений. Конечно, процесс принятия плановых решений нельзя сделать полностью объективным и систематическим. Средством же объединения суждений и оценок руководителей в одно целое в рамках формального анализа решений должна служить подсистема принятия решений. Такое взаимное дополнение субъективных оценок и формального анализа усиливает возможности руководителей принимать стратегические решения в сложных ситуациях. Включение подсистемы принятия решений в систему планирования служит для того, чтобы подчеркнуть характер планирования как процесса именно принятия решений, а также для того, чтобы показать необходимость получения специальной информации и такой ее обработки, которая способствует принятию более качественных решений.
Подсистема
информационного обеспечения- многие
неудачи в планировании обусловлены
отсутствием необходимой
Подсистема организационного обеспечения. Функции стратегического планирования могут по–разному распределяться между подразделениями банка, в различных сочетаниях формируя один из следующих профилей:
- Сильная
центральная служба
- Центральная
служба планирования, обеспечивающая
долгосрочное планирование
- Децентрализация полномочий по долгосрочному планированию: возложение ответственности за составление долгосрочных планов на тех руководителей подразделений банка, которые отвечают за их реализацию.
Стратегическое
планирование не возникает само по
себе, оно нуждается в мотивации.
Важными элементами мотивации являются
отношение к нему руководителей
и климат в банке. Поскольку именно
функции планирования осуществляют
люди, сам процесс планирования должен
быть формализован, и им следует
руководить. Точно так же, как
процесс планирования требует разработки
стратегии реализации планов, введение
либо радикальное изменение
Стратегический план ОАО "Сбербанк России" довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Однако, можно выделить следующие компоненты:
- Миссия
банка, определяется на самом
первом этапе осуществления
- Цели, формулируются
и устанавливаются на основе
общей миссии банка и
- Исходное
положение рынка, оно должно
отражать состояние среды в
целом и в отдельных сегментах,
- Оценка
факторов, воздействующих на стратегию
банка, чрезвычайно важный
- Оценка
опасностей и возможностей, стратегический
план должен содержать оценку
рыночных опасностей, а также
возможностей достижения целей
и задач в каждом из сегментов,
- Стратегия
развития хозяйственного
- Стратегические
изменения в регулируемых
факторах, Рыночные условия меняются
довольно часто и неожиданно,
поэтому все предусмотреть в
стратегическом плане не
- Ожидаемые
финансовые результаты, возможный
результат деятельности банка
за год, выраженный в
Прежде всего, следует понимать, что Сбербанк – это один из самых мощных финансовых институтов не только России и Европы, но и мира. В 2007 года он вошел в ТОП-100 самых авторитетный организаций мира, поэтому даже безо всяких цифр становится ясным, что организация серьезная. Собственный капитал на середину 2013 года составлял более 780 миллиардов рублей. Активы – более 6 триллионов. Анализ и оценка финансового состояния Сбербанка может проводиться также и с учетом недавно распространенной стратегии развития до 2018 года. Сбербанк планирует за пять лет увеличить прибыль в три раза. Учитывая такие амбиции, можно полагать, что его капитализация и другие финансовые показатели очень возрастут. Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2013 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди всех банков мира. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет порядка 40% объема торгов на ММВ. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2013 г. ему принадлежит 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.
На 01.11.2013
- высоколиквидных активов: 858 813 248 тыс.
руб., обязательств до востребования
Активы банка |
На 01.10.2013г. |
На 01.10.2018г. |
Сравнение результатов | |
Всего активов, в том числе |
6 793 496 086 |
8 075 325 011 |
1 281 828 925 |
15,9% |
Остатки на корреспондентских счетах |
100 785 440 |
166 738 714 |
65 953 274 |
39,6% |
Банк России |
18 467 206 |
65 878 906 |
47 411 700 |
72,0% |
Резиденты |
20 277 614 |
320 237 |
- 19 957 377 |
- 6 232,1% |
Нерезиденты |
62 040 620 |
100 539 571 |
38 498 951 |
38,3% |
Касса, драг. металлы |
225 856 270 |
281 279 402 |
55 423 132 |
19,7% |
МБК выданные |
276 936 428 |
238 986 317 |
37 950 111 |
15,9% |
Депозиты в ЦБ |
50 000 000 |
65 000 000 |
15 000 000 |
23,1% |
до 30 дней |
50 000 000 |
65 000 000 |
15 000 000 |
23,1% |
МБК, выданные резидентам |
28 679 626 |
83 001 891 |
54 322 265 |
65,4% |
до 30 дней |
28 679 626 |
74 301 891 |
45 622 265 |
61,4% |
до 180 дней |
- |
8 000 000 |
8 000 000 |
100,0% |
свыше 180 дней |
- |
700 000 |
700 000 |
100,0% |
МБК, выданные нерезидентам |
198 256 802 |
90 984 426 |
107 272 376 |
117,9% |
до 30 дней |
192 328 639 |
82 118 674 |
110 209 965 |
134,2% |
до 180 дней |
1 504 610 |
- |
1 504 610 |
- |
свыше 180 дней |
4 423 553 |
8 865 752 |
4 442 199 |
50,1% |
Кредиты юридическим лицам |
4 177 450 081 |
4 276 595 181 |
99 145 100 |
2,3% |
резидентам |
4 172 870 512 |
4 032 514 968 |
- 140 355 544 |
-3,5% |
до 30 дней |
20 818 152 |
17 910 494 |
- 2 907 658 |
- 16,2% |
до 180 дней |
135 251 572 |
99 155 838 |
- 36 095 734 |
-36,4% |
свыше 180 дней |
3 843 751 005 |
3 634 982 103 |
208 768 902 |
5,7% |
просроченные (с %) |
173 049 783 |
280 466 533 |
107 416 750 |
38,3% |
нерезидентам |
4 579 569 |
244 080 213 |
239 500 644 |
98,1% |
до 180 дней |
- |
3 040 300 |
3 040 300 |
100,0% |
свыше 180 дней |
4 579 569 |
241 039 913 |
236 460 344 |
98,1% |
Кредиты физическим лицам |
1 266 712 932 |
1 355 682 577 |
88 969 645 |
6,6% |
до 30 дней |
8 945 964 |
23 210 831 |
14 264 867 |
61,5% |
до 180 дней |
1 712 623 |
1 847 867 |
135 244 |
7,3% |
свыше 180 дней |
1 215 261 639 |
1 277 505 642 |
62 244 003 |
4,9% |
просроченные (с %) |
40 792 706 |
53 118 237 |
12 325 531 |
23,2% |
Облигации |
728 515 813 |
1 657 426 219 |
928 910 406 |
56,0% |
Выпущенные резидентами |
630 267 991 |
1 495 159 847 |
864 891 856 |
57,8% |
государственные |
475 882 545 |
1 298 513 047 |
822 630 502 |
63,4% |
банковские |
736 847 |
- |
- 736 847 |
- |
корпоративные |
153 648 599 |
196 646 800 |
42 998 201 |
21,9% |
Выпущенные нерезидентами |
98 247 822 |
103 108 873 |
4 861 051 |
4,7% |
государственные |
- |
2 157 868 |
2 157 868 |
100,0% |
банковские |
24 160 652 |
15 135 515 |
9 025 137 |
59,6% |
корпоративные |
74 087 170 |
85 815 490 |
11 728 320 |
13,7% |
В залоге (прямое РЕПО) |
- |
59 157 499 |
59 157 499 |
100,0% |
Акции |
17 084 823 |
60 351 523 |
43 266 700 |
71,7% |
резидентов |
16 596 834 |
58 800 546 |
42 203 712 |
71,8% |
нерезидентов |
487 989 |
1 550 977 |
1 062 988 |
68,5% |
Прочие требования |
374 287 486 |
456 771 972 |
82 484 486 |
18,1% |
Обязательные резервы (ФОР) |
40 559 738 |
49 552 385 |
8 992 647 |
18,1% |
Средства в расчетах |
6 143 783 |
6 145 153 |
1 370 |
0 % |
Доли в компаниях |
30 020 650 |
78 546 329 |
48 525 679 |
61,8% |
Имущество, мат. запасы |
275 089 263 |
301 302 044 |
26 212 781 |
8,7% |
Проценты к получению |
22 474 052 |
21 226 061 |
- 1 247 991 |
- 5,9% |