Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассматриваю национальное богатство и его состояние, а также природно-ресурсный и научно-технический фактор национальной хозяйственной системы страны.

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………….…4
1 Факторы развития СЭПНХСС…………………….………………………….….6
1.1 Национальное богатство как фактор и составная часть СЭПНХСС…….…..6 1.2 Природно-ресурсный фактор развития национальной экономики страны………………………………………………………………………………..9
1.3 Научная деятельность как фактор развития СЭПНХСС…………….………11
2 Государственное регулирование факторов развития СЭПНХСС……....…….15 2.1 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………….…….…….15 2.2 Формирование и реализация государственной научно-технической политики…………………………………………………………………………….18
3 Анализ фактических данных о развитии СЭПНХС России
за 1990-2000 гг. …………………………………………….………………………29 3.1 Состояние национального богатства России как фактора СЭПНХСС….….29
3.2 Состояние научного комплекса как фактора СЭПНХСС…………………....32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

  Существует  несколько видов оценки элементов  национального богатства:

  • По исторической (учётной) стоимости – соответствует первоначальной, которая применяется и в российской статистике. Она отражает стоимость основных фондов в момент ввода их в эксплуатацию, включая стоимость самих фондов, а также их транспортировки и монтажа на месте их эксплуатации. Эта стоимость также называется балансовой, т.к. по ней основной капитал зачисляется на баланс организации.
  • По стоимости замены основных фондов (восстановительная стоимость) – стоимость воспроизводства основного капитала в современных условиях и зависит от динамики цен на отдельные элементы основного капитала. Определяется в результате переоценки основного капитала.
  • По рыночной стоимости – определяется при условии равенства спроса и предложения, имеет важное значение в экономике, особенно для тех элементов капитала, для которых не существует других видов оценки (земля, природные ресурсы, предметы искусства и т.д.) [2]

  Расчёт  может производиться в двух вариантах: по полной стоимости и по стоимости  за вычетом износа. Полная стоимость  отражает объём общих затрат на приобретение конкретных элементов богатства; стоимость за вычетом износа показывает их оставшуюся стоимость на момент учёта.

  На  практике для подсчета национального  богатства используются элементы системы  национальных счетов (СНС). Это позволяет  определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных  материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам. [1]

  Объем национального богатства позволяет:

  а) определить объем благ – товаров  и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном  промежутке;

  б) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы  экономического роста;

  в) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики. [1] 

  1.2 Природно-ресурсный фактор развития национальной экономики страны 

  Природно-ресурсный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности. [2]

  Этот  показатель неоднороден по своему составу  и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики  в зависимости от конкретных экономических  причин, например формы, масштаба и  ориентации хозяйственной деятельности. [2]

  Природно-ресурсный потенциал определяется наличием природных ресурсов, в состав которых входят:

  •  водные ресурсы — водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также как транспортные водные магистрали;

  •  земельные ресурсы, используемые или предназначенные для использования в сельском хозяйстве, под строения в селах и городах; земли, занятые полезными ископаемыми, под железными, шоссейными дорогами и другими сооружениями, парки, скверы и др.;

  •  минеральные ресурсы (полезные ископаемые) — минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.);

  •  энергетические ресурсы — энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п. [3]

  По  одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и  энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой  ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей. [3]

  Природно-ресурсный потенциал определяется не только наличием и объемом природных ресурсов, но и их качеством.

  Природно-ресурсный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

  1) сельскохозяйственные. Это все те  ресурсы, которые необходимы для  производства сельскохозяйственной  продукции, в том числе земля,  климатические условия;

  2) непроизводственные. Это совокупность  ресурсов, которые не используются  напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной  жизнедеятельности населения, например  природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;

  3) промышленные. Это совокупность  ресурсов, необходимых для хозяйственной  деятельности, например минеральные  ресурсы, химические. В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности(минеральные ресурсы). Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности.

  Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые  могут быть использованы как для  хозяйственной деятельности, так  и для блага населения –  обеспечения нормальных условий  жизни(водные и лесные ресурсы). Они могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. [2]

  Реализация  природно-ресурсного потенциала зависит от многих факторов:

  степени разведанности и вовлеченности  в экономический оборот природных  ресурсов;

  условий их залегания и возможности из влечения;

  потребности в тех или иных видах ресурсов;

  возможности замены природных ресурсов искусственно созданными заменителями.

  От  сохранения природных богатств и  рационального их использования  зависит не только дальнейшее развитие мировой экономики, но и сама жизнь  всего человечества. Россия считается  одной из богатейших стран мира, как по набору природных компонентов, так и по объемам их запасов. Вместе с тем запасы, сосредоточенные в ее европейской части, в значительной мере истощены, их геологическое положение значительно ухудшилось. Богатство природы стало одной из причин нерационального использования природных ресурсов и в ряде случаев варварского к ним отношения. [2]

  Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства  природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

  Главными  направлениями природоохранной  деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение деградации природной среды путем  развития безотходных технологий и  экологически чистых производств, а  также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и  неисчерпаемых видов энергии. [2]

  1.3 Научная деятельность  как фактор развития  СЭПНХСС 

  Наука представляет собой специфическую  область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познания объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. [4]

  Научная продукция строго индивидуальна  не только по процессу ее получения, но и по результатам. Она является итогом творчества. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы получение экономического или социального эффекта в той сфере деятельности, для которой он предназначен.

  Особенность научного труда заключается в  том, что в процессе исследований разработчики часто получают «незапланированный результат». Так, вместо ожидаемого могут рождаться другие, непредвиденные, но полезные решения. [4]

   Стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

   — укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и,

   в первую очередь, в приоритетных (прорывных) ее направлениях;

   — создание условий для возникновения  и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые  определяли бы спрос и предложение  на рынке научно-технической продукции;

   — интеграцию отечественной науки  в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

   — согласованное развитие науки и  образования, создание целостной системы  подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

   — разработку и внедрение в сферу  науки эффективно действующего мотивационного механизма, использование для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики. [4]

  В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука  подразделяется на три группы или  подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы  между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли  научных знаний находятся на стыке  этих наук. [4]

   По  отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную.

   Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления.

   Прикладная  наука стремится к практическому  использованию результатов фундаментальных  научных открытий для решения  конкретных практических задач, возникающих  в процессе развития общества. [3]

   В соответствии с указанным делением наук на фундаментальные и прикладные любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его научного, теоретического уровня и прикладной, практической значимости.

   Теоретический уровень научных исследований характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления.

   Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деятельности людей. [3]

   По  своей природе процесс развития науки бесконечен в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно  определить все его формы и  взаимосвязи, можно лишь дать примерную классификацию наук в зависимости от форм управления:

  1. академическая - занимается фундаментальными (теоретическими) исследованиями;
  2. вузовская – выполняет как теоретико-методологические исследования, так и исследования прикладного характера;
  3. отраслевая – выполняет исследования прикладного характера, направленные на получение коммерческого эффекта;

   корпоративная (фирменная) – заключается в подчинении научных исследований задачам совершенствования  производства. [3]

  Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны. Основные из них следующие:

  — государство способствует сохранению и развитию ведущих научных

  школ  и научных направлений, в том  числе обеспечивая на государственной  основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных  идей);

Информация о работе Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны