Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассматриваю национальное богатство и его состояние, а также природно-ресурсный и научно-технический фактор национальной хозяйственной системы страны.

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………….…4
1 Факторы развития СЭПНХСС…………………….………………………….….6
1.1 Национальное богатство как фактор и составная часть СЭПНХСС…….…..6 1.2 Природно-ресурсный фактор развития национальной экономики страны………………………………………………………………………………..9
1.3 Научная деятельность как фактор развития СЭПНХСС…………….………11
2 Государственное регулирование факторов развития СЭПНХСС……....…….15 2.1 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………….…….…….15 2.2 Формирование и реализация государственной научно-технической политики…………………………………………………………………………….18
3 Анализ фактических данных о развитии СЭПНХС России
за 1990-2000 гг. …………………………………………….………………………29 3.1 Состояние национального богатства России как фактора СЭПНХСС….….29
3.2 Состояние научного комплекса как фактора СЭПНХСС…………………....32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

    Статья 16. Международное научное и научно-техническое  сотрудничество Российской Федерации

    1. Органы государственной власти  Российской Федерации создают  необходимые условия для международного  научного и научно-технического  сотрудничества.

      Субъект научной и (или) научно-технической  деятельности вправе вступать  в международные научные и  научно-технические организации  и объединения, участвовать в  международных научных и научно-технических  программах и проектах, научных  и научно-технических программах  и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и  иные соглашения с иностранными  юридическими лицами на работу  как в Российской Федерации,  так и за пределами территории  Российской Федерации в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации.

    На  территории Российской Федерации в  установленном порядке могут  создаваться научные организации  и научные центры с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц.

    2. Иностранные инвестиции в область  науки и техники осуществляются  в порядке и в формах, которые  предусмотрены законодательством  Российской Федерации.

    3. Российская Федерация поддерживает  научное и научно-техническое  сотрудничество с иностранными  государствами на основе соответствующих  международных договоров Российской  Федерации, международных научных  и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.

    Органы  государственной власти Российской Федерации, учитывая наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества  Независимых Государств и других государств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические  связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними.

    4. Органы государственной власти  Российской Федерации осуществляют  контроль за передачей научных  и (или) научно-технических результатов,  а также научной и (или) научно-технической  продукции за пределы территории  Российской Федерации в порядке,  устанавливаемом законодательством  Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3 Анализ фактических  данных о развитии  СЭПНХС России 

   за 1990-2000 гг.                                                                                                  

   3.1 Состояние национального  богатства России  как фактора СЭПНХСС 

   В настоящее время в большинстве  стран мира при оценке стоимости  национального богатства, как правило, в него включаются:

   нефинансовые  производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

   непроизводственные  активы, в том числе материальные (земля, запасы полезных  ископаемых, естественные биологические и подземные  водные ресурсы);

   нематериальные  запасы (лицензии на использование  изобретений, ноу-хау, передаваемые договора и др.);

   финансовые  активы (монетарное золото, валюта, акции  промышленных компаний, государственные  ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

   Таким образом, национальное богатство страны можно определить, как совокупность экономических активов страны, уменьшенная  на стоимость ее финансовых обязательств.

   В официальных статистических публикациях  в стоимость национального богатства  России включаются - основные фонды (включая  скот), материальные оборотные средства (в ценах приобретения соответствующих  лет без учета переоценки) и  накопленное домашнее имущество.

   По  данным Госкомстата России, в пересчете  по официальному курсу рубля к  доллару, в конце 2003 г. национальное богатство России оценивалось в 1, 2 трлн. долл.

   Необходимо  отметить, что в официальной российской статистике оценка стоимости природных  богатств, вовлеченных в экономический  оборот, долгое время  не производилась. Природные богатства учитывались  в натуральном выражении.

   Госкомстат  России разработал специальную программу  по совершенствованию оценок национального  богатства страны и приведению их в соответствие с требованиями международной  статистики.

   В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и  т.п.) и материальных активов. Национальное богатство России было оценено в 670 трлн. 614 млрд. рублей, что в пересчете  по официальному курсу составляло около 24 трлн. долл. [1]

   Основной  частью непроизводственных активов  является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 г. составляла 1709,8 млн. га, (свыше 17 млн. кв. км) из них на лесные земли приходилось 50,5 %, сельскохозяйственные угодья 12,9%, болота – 12,4% и другие земли (земли под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) – 24,2%.

   Общая площадь лесных ресурсов России на начало 2003 г. оценивались в 883 млн. га, из них покрытая лесом 776 млн. га. Общий запас древесины составлял 82 млрд. кв. м.

   Россия  обладает весьма значительными водными  ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2002 г. составляла 4682 кубических километров в год. Почти половина всего речного стока приходилась на крупнейшие реки России, в том числе на Енисей – 756 (куб. км. в год.), Обь – 555, Лену – 543, Амур – 283, Волгу – 264, Печору – 153, Северную Двину – 104, Дон – 20 куб. км. в год. Основная величина речного стока с территории России формируется в пределах страны и только 5% поступает с территории сопредельных государств.

   Россия  имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов  основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия  оценивалась в почти в 30 трлн. долл. а прогнозный потенциал —  в 150 трлн. долл.

   Специалисты Мирового банка реконструкции и  развития (МБРР) в конце 90-х годов  прошлого тысячелетия оценивали  запасы полезных ископаемых в России в 10 трлн. долл., для сравнения аналогичные  оценки по Бразилии составляли 3,3 трлн. долл. по Китаю - 662 млрд. долл., по Индии - 452 млрд. долл.

   Национальное  богатство каждой страны создается  непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует  отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и  мировой экономики. Трудовые ресурсы  в свою очередь зависят от общей  численности населения стран  мира, которое с 1900 по 2000 гг. возросло в 4 раза и в начале третьего тысячелетия  превысило 6 млрд. человек.

     По состоянию на начало 2003 г.  трудовые ресурсы России составляли  более 80 млн. человек, или почти  55% населения страны. По этому  показателю Россия занимала 5-е  место в мире после Китая,  Индии, США и Индонезии.

   Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность экономически активного  населения (рабочей силы), обеспечивающего  предложение рабочей силы для  производства товаров и услуг  в России по состоянию на начало 2003 г. составляла 70,0 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире.

   Национальное  богатство России это достояние  каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые  гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право  на получение дохода от использования  не восполняемых природных богатств.

   Мировой опыт показывает, что не всем странам  имеющим богатые природные ресурсы  удается достаточно рационально  использовать их  в качестве источника  благосостояния нации и залога устойчивого  экономического развития. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений. 

   3.2 Состояние научного  комплекса как  фактора СЭПНХСС             

   Эффективность функционирования научного комплекса  зависит от уровня развития научного потенциала. Он характеризуется системой показателей:

  • Объемом финансирования научного комплекса;
  • Количеством научных организаций;
  • Уровнем развития материально-технической базы науки;
  • Численностью работающих в сфере науки.

   Эффективность функционирования научного комплекса  также неразрывно связана с результатом  работы научных работников, оплата труда которых не соответствует  международному уровню. За последние  годы стимулирующая функция оплаты труда научных сотрудников значительно  снижена. Так, в 1999 г. по сравнению с 1991 г. заработная плата российских ученых уменьшилась в 15 раз. По этой причине  резко снизился приток молодых ученых в  научные учреждения академического сектора науки. Продолжается отъезд молодых специалистов за рубеж. Все  это приводит к «старению» научного потенциала. Средний возраст ученых (докторов наук) в академическом  секторе науки свыше 60 лет.  На отток молодых ученых из научных  учреждений влияет и отсутствие современной  экспериментальной базы. Происходит моральное и физическое старение основных фондов науки. Все это связано  с недостаточной величиной денежных средств, направляемых на финансирование науки. [3]  
 

   Финансирование  науки из средств федерального бюджета  за период с 2000 по 2008 годы представлено в таблице:

  
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Расходы федерального бюджета, млн. руб. 17396 23687,7 31055,8 41576,3 47478 76909 97363,2 132703 162115
в том  числе:                  
на  фундаментальные 
   исследования
8219,3 11666,6 16301,5 21073,3 24850 32025 42773,4 54769,4 69735,8
на  прикладные научные 
   исследования
9177,1 12021,1 14754,4 20503,0 22627 44884 54589,8 77934,0 92380,1
в процентах:                  
к расходам федерального 
   бюджета
1,69 1,79 1,51 1,76 1,76 2,19 2,27 2,22 2,14
к валовому внутреннему 
   продукту
0,24 0,26 0,29 0,31 0,28 0,36 0,36 0,40 0,39

Информация о работе Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны