Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассматриваю национальное богатство и его состояние, а также природно-ресурсный и научно-технический фактор национальной хозяйственной системы страны.

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………….…4
1 Факторы развития СЭПНХСС…………………….………………………….….6
1.1 Национальное богатство как фактор и составная часть СЭПНХСС…….…..6 1.2 Природно-ресурсный фактор развития национальной экономики страны………………………………………………………………………………..9
1.3 Научная деятельность как фактор развития СЭПНХСС…………….………11
2 Государственное регулирование факторов развития СЭПНХСС……....…….15 2.1 Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………….…….…….15 2.2 Формирование и реализация государственной научно-технической политики…………………………………………………………………………….18
3 Анализ фактических данных о развитии СЭПНХС России
за 1990-2000 гг. …………………………………………….………………………29 3.1 Состояние национального богатства России как фактора СЭПНХСС….….29
3.2 Состояние научного комплекса как фактора СЭПНХСС…………………....32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

  — в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной  активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки;

  — создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства  в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

  — фискальные и другие инструменты  государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

   — государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР. [5] 

2 Государственное  регулирование факторов  развития СЭПНХСС             

2.1 Экономическое регулирование  в области охраны  окружающей среды 

   10 января 2002 года N 7-ФЗ

   Федеральный закон об охране окружающей среды

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые  являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в  области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности.

   Настоящий Федеральный закон регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. [6] 

   Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

   Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

   К методам экономического регулирования  в области охраны окружающей среды  относятся:

   разработка  государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

   разработка  федеральных программ в области  экологического развития Российской Федерации  и целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации;

   разработка  и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

   установление  платы за негативное воздействие  на окружающую среду;

   установление  лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов  на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного  воздействия на окружающую среду;

   проведение  экономической оценки природных  объектов и природно-антропогенных  объектов;

   проведение  экономической оценки воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

   предоставление  налоговых и иных льгот при  внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также  при осуществлении иных эффективных  мер по охране окружающей среды в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

   поддержка предпринимательской, инновационной  и иной деятельности (в том числе  экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

   возмещение  в установленном порядке вреда  окружающей среде;

   иные  методы экономического регулирования  по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. 
 

   Статья 16. Плата за негативное воздействие  на окружающую среду

   1. Негативное воздействие на окружающую  среду является платным. Формы  платы за негативное воздействие  на окружающую среду определяются  настоящим Федеральным законом,  иными федеральными законами.

   (в  ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

   2. К видам негативного воздействия  на окружающую среду относятся:

   выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

   сбросы  загрязняющих веществ, иных веществ  и микроорганизмов в поверхностные  водные объекты, подземные водные объекты  и на водосборные площади;

   загрязнение недр, почв;

   размещение  отходов производства и потребления;

   загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

   иные  виды негативного воздействия на окружающую среду.

   3. Порядок исчисления и взимания  платы за негативное воздействие  на окружающую среду устанавливается  Правительством Российской Федерации.

   (в  ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

   4. Внесение платы, определенной  пунктом 1 настоящей статьи, не  освобождает субъектов хозяйственной  и иной деятельности от выполнения  мероприятий по охране окружающей  среды и возмещения вреда окружающей  среде. 

   Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

   1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны  окружающей среды, поддерживается  государством.

   2. Государственная поддержка предпринимательской  деятельности, осуществляемой в  целях охраны окружающей среды,  осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. 

   Статья 18. Экологическое страхование

   1. Экологическое страхование осуществляется  в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических  лиц на случай экологических  рисков.

   2. В Российской Федерации может  осуществляться обязательное государственное  экологическое страхование.

    3. Экологическое страхование в  Российской Федерации осуществляется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

   2.2 Формирование и  реализация государственной  научно-технической  политики 

   23 августа 1996 года N 127-ФЗ

Федеральный закон о науке и государственной  научно-технической политике.

   Настоящий Федеральный закон регулирует отношения  между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями  научной и (или) научно-технической  продукции (работ и услуг). [7] 

Глава IV. Формирование и реализация государственной научно-технической политики 

    Статья 11. Основные цели и принципы государственной  научно-технической политики

    1. Основными целями государственной  научно-технической политики являются  развитие, рациональное размещение  и эффективное использование  научно-технического потенциала, увеличение  вклада науки и техники в  развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

(в ред.  Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

    2. Государственная научно-техническая  политика осуществляется исходя  из следующих основных принципов:

    признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

    гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических  программ и проектов, реализация которых  осуществляется на основе конкурсов;

    гарантия  приоритетного развития фундаментальных  научных исследований;

    интеграция  науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных  учреждений высшего профессионального  образования в научных исследованиях  и экспериментальных разработках  посредством создания учебно-научных  комплексов, лабораторий на базе образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, кафедр на базе научных  организаций государственных академий наук, а также научных организаций  федеральных органов исполнительной власти;

(в ред.  Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

    поддержка конкуренции и предпринимательской  деятельности в области науки  и техники;

    концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

    стимулирование  научной, научно-технической и инновационной  деятельности через систему экономических  и иных льгот;

    развитие  научной, научно-технической и инновационной  деятельности посредством создания системы государственных научных  центров и других структур;

    абзац утратил силу. - Федеральный закон  от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    развитие  международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации. 

    Статья 12. Полномочия органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  формирования и реализации государственной  научно-технической политики

    1. К полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации  относятся:

    принятие  законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической  политики;

(в ред.  Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

    формирование  и реализация федеральных научных  и научно-технических программ и  проектов, а также определение  федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

    финансирование  научной и (или) научно-технической  деятельности за счет средств федерального бюджета;

    установление  системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической  деятельности и использование ее результатов;

    содействие  развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

    организация научно-технического прогнозирования;

    формирование  рынков научной и (или) научно-технической  продукции (работ и услуг) Российской Федерации;

Информация о работе Исследование факторов развития совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны