Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 23:20, курсовая работа
Неэффективная работа отдела маркетинга любого предприятия ведет к снижению его конкурентоспособности и в конечном итоге к прекращению существования. Причинами возникновения подобной ситуации могут являться: неправильная оценка влияния факторов маркетинговой среды на деятельность организации, непродуманная политика продвижения и ценообразования и т. д. И создание системы, которая позволит оперативно выявлять ошибки, допущенные персоналом отделов в работе, позволит предприятию успешно конкурировать на рынке
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и значение маркетинга в коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
1.2 Современные проблемы внедрения маркетинга в деятельность розничных торговых предприятий.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАГНИТ»
2.1 Характеристика хозяйственной деятельности ОАО « Магнит»
2.2 Маркетинговый анализ предприятия ОАО «Магнит»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАГНИТ»
3.1 Рекомендации по организации маркетинга
3.2 Основные пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ОАО
« Магнит»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из таблицы 2.2.7 видно, что ежемесячные продажи в летние период увеличиваются, в зимний период уменьшаются, что говорит о сезонности продукции.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАГНИТ»
3.1 Рекомендации по организации маркетинга
Маркетинговая деятельность ОАО «Магнит» была подвергнута ревизии и анализу. На предприятии нет специалистов по маркетингу, все маркетинговые решения принимаются спонтанно и интуитивно, основные маркетинговые функции выполняются разными структурными подразделениями, поскольку их выполнение является насущной необходимостью для любого коммерческого и некоммерческого предприятия. Это положение следует из самого определения маркетинга как такового: маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Так же, исходя из сведений, приведённых во второй главе, можно утверждать, что прибыли предприятия в 2013 году снизились по сравнению с предыдущим периодом. Виной чему стал экономический кризис. И хотя ОАО «Магнит» по прежнему остаётся рентабельной фирмой, приносящей прибыль, сейчас не самый благоприятный период для преобразований, требующих серьёзных затрат. Но также абсолютно очевидно, что выявленные проблемы в сфере маркетинга, могут ещё больше усугубить сложившуюся ситуацию, и поэтому руководству необходимо уделить маркетингу более пристальное внимание.
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Оптимальным вариантом будет организация маркетинговой службы по функциональному принципу. При таком подходе каждый сотрудник отдела занимается реализацией определённых задач, происходит специализация и появляется возможность координировать усилия отдельных сотрудников в русле общих целей предприятия.
Для маркетинговой деятельности на ОАО «Магнит» в данный момент наиболее важными функциями являются реклама, как стимулирование сбыта, и исследование рынка.
Проблему кадров лучше всего решить следующим образом. Принять опытного квалифицированного маркетолога на должность директора по маркетингу, наделить его достаточными полномочиями для координации всей маркетинговой деятельности на предприятии с возможностью привлечения для её осуществления всех сотрудников организации. Так же считаю целесообразным направить директора розничной сети на обучающий тренинг по маркетингу. Для проведения исследований лучше всего прибегнуть к маркетинговому аутсорсингу. Это позволит максимально полно реализовывать маркетинговые стратегии на предприятии в будущем, а так же значительно облегчит их разработку, согласование и внедрение, при наименьших затратах на создание самой службы маркетинга. В дальнейшем, когда экономическая ситуация станет более благоприятной отдел можно будет расширить, путём привлечения собственных специалистов по рекламе и исследованиям. Таким образом, в итоге мы получим глубоко интегрированную систему маркетинга, а не отдел «аппендикс», цели и задачи существования, которого часто не ясны даже руководству.
Рассмотрим подробнее предложенную структуру, а также функциональные обязанности специалиста по маркетингу, и связь с другими отделами и сотрудниками предприятия.
Основные принципы, которые предлагается заложить при организации маркетинга, следующие:
1) служба маркетинга
Рисунок 3.1.1. Организационная структура ОАО «Магнит» после преобразований.
Директор по маркетингу руководит отделом маркетинга, организует и управляет всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Функционально он входит в состав совета директоров компании и подчиняется непосредственно генеральному директору. Ему в специальном отношении подчинены сотрудники отдела маркетинга и все сотрудники предприятия, которые могут быть задействованы в выполнении маркетинговых функций и задач. Хочется заметить, что на данный момент речь идёт о привлечение лишь одного сотрудника – это мера вынужденная, в дальнейшем, как уже говорилось ранее, предполагается привлечь ещё, как минимум одного квалифицированного специалиста .
Поскольку в начале раздела я предложил применить функциональную систему организации следует уточнить, какие конкретно функции должны выполнять сотрудники отдела маркетинга.
Функция планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании. Маркетолог должен осуществлять контроль выполнения маркетинговых программ сотрудниками предприятия.
Функция маркетинговых исследований отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований. При этом, сферой исследований может выступать любой элемент как внешней так и внутренней маркетинговой среды предприятия. Так же изучение новинок.
Функция экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. Определение ценовой политики компании, политики скидок, составление прайс-листов магазинов.
Функция рекламы, и стимулирования сбыта, предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности организации, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. А так же поддержание общественных связей компании.
В данный момент, ряд этих функций, придётся возложить на аутсорсинговые организации.
Так же уже имеющимся сотрудникам необходимо пройти обучение на специальных семинарах и тренингах по маркетингу. В первую очередь это должно коснуться директора розничной сети, т.к. именно на его уровне происходит внедрение маркетинга на предприятии.
Предложенная структура службы маркетинга и уровень полномочий его сотрудников максимально адаптированы к особенностям и потребностям ОАО «Магнит».
Таблица 3.1.2
Расчет бюджета затрат на создание и поддержание службы маркетинга в ОАО «Магнит»
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Разовые затраты при формировании службы: | |
Мебель |
3922 |
Вычислительная и офисная техника |
24702 |
Всего |
28624 |
Годовые затраты операционной деятельности: |
|
Тренинг «Менеджер по маркетингу и рекламе» для директора |
33000 |
Расходы на проезд и проживание в Самаре во время обучения (7 дней) |
18360 |
Зарплата нового сотрудника |
240000 |
Канцтовары и офисная бумага |
2000 |
Хозтовары |
456 |
Услуги связи , интернет |
24000 |
Обслуживание и ремонт основных средств |
2000 |
Всего |
319816 |
Итого |
348440 |
При подобных переменах в структуре предприятия руководству всегда необходимо знать какие это повлечёт за собой расходы. Первоначальные затраты на организацию службы маркетинга и затраты на поддержание её деятельности в течении 2013 года приведены в таблице 3.1.2
Ассортимент магазина, способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара в магазине, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к "замораживанию" денег.
Вторым неудовлетворительным фактором является то, что в часы пиковых нагрузок, превышающих пропускную способность магазина, возникают очереди не только у касс, но и у стеллажей с товарами. Возможно так же временное отсутствие товара в продаже, не из-за того, что его нет в магазине, а из-за того, что ограниченное пространство не позволяет выложить товар в необходимом количестве и продавцы просто не успевают вовремя докладывать товар. Отсутствие товара в зале это упущенная выгода и элемент недовольства со стороны покупателей. Существуют некоторые способы управления потоком покупателей и их уже применяют некоторые предприятия - это, например, предоставление скидок в утренние часы, когда в магазине не так много покупателей, таким образом, снижается наплыв покупателей в пиковые часы, при сохранении общего количества покупателей. Способ неплохой и имеет только один минус для продавцов это скидки, а любая скидка это недополученные деньги. Выход есть и из этой ситуации.
Предложенные мероприятия это всего лишь варианты мер, которые опытный специалист-маркетолог может реализовать в исследуемом предприятии. При грамотном подходе и своевременной их реализации ОАО «Магнит» могла бы выйти на новый уровень продаж. Это лишь подтверждает обоснованность и необходимость создания полноценного отдела маркетинга.
3.2 Основные пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ОАО « Магнит»
Стимулирование сбыта – единовременные побудительные меры, призванные инициировать покупки потребителей. В то время как реклама приводит доводы в пользу покупки товара, стимулирование сбыта объясняет, почему это нужно сделать немедленно.
На предприятии ОАО «Магнит» существует два уровня стимулирования в зависимости от объекта предстоящего воздействия: стимулирование потребителя и торговли.
Стимулирование потребителя – это стимулирование сбыта, нацеленное на увеличение числа покупателей, либо увеличение количество товара, купленного одним и тем же покупателем.
Стимулирование потребителя обладает наибольшей значимостью, и основные усилия предприятия сводятся к воздействию именно на потребителя .
К стимулированию относятся, промакции, презентации, а также различные другие сбытовые условия, такие как предложение покупателю дополнительного стимула (специальная цена, купон со скидкой, возможность выиграть ценный приз) для немедленной покупки. Основные цели представлены в таблице 3.2.1
Таблица 3.2.1
Цели стимулирования сбыта
Стратегические |
Специфические |
Разовые |
Увеличить число потребителей |
Ускорить продажу наиболее выгодного товара |
Извлечь выгоду из ежегодных событий(Рождество, Новый год и т. д.) |
Увеличить количество товара, покупаемого каждым потребителем |
Повысить оборачиваемость какого –либо товара |
Воспользоваться благоприятной возможностью (юбилей фирмы, открытие нового филиала) |
Оживить интерес к товару со стороны клиентуры |
Избавится от излишних запасов |
Поддержать рекламную компанию |
Увеличить оборот до показателей , намеченных в плане |
Придать регулярность сбыту сезонного товара |
|
Выполнить показатели плана продаж |
Оказать противодействие возникшим конкурентам |
Стимулирование сбыта включает в себе все инструменты поощрения,
применяемые предприятием зачастую в местном масштабе и нерегулярно, для дополнения и усиления объемов покупки товаров или услуг (табл. 3.2.1).
Стимулирование сбыта является частью общей маркетинговой стратегии.
Таблица 3.2.2
Программа по стимулированию сбыта (продаж)
№п/п |
Метод стимулирования |
1 |
2 |
1 |
Проведение дегустации |
2 |
Гарантия качества товара |
3 |
Презентация новых видов товара |
4 |
Финансирование рекламных мероприятий |
5 |
Представление торговых скидок за определенный объем приобретаемых товаров и (или) регулярность покупок |
Стимулирование торгового персонала нацелено на повышение заинтересованности продавца.
Розничная торговля на предприятии занимает важное место и является одной из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности. Оборот розничной торговли в 2013г. Вырос на 5,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012г. и составил 48012 тыс. руб. Поскольку, основной целью маркетинговой политики предприятия ОАО «Магнит» состоит в привлечении и удержании клиентов посредствам улучшения узнаваемости известных брендов продукции, оповещение клиентов о высоких стандартах качества торгового ассортимента предприятия и конкурентных ценах. В рамках данной стратегии предприятие использует в магазине следующие маркетинговые подходы:
-снижение цен на ряд наиболее популярных торговых наименований; информирование розничных покупателей происходит посредствам распространения печатных материалов в магазинах;
-проведение опросов
Предприятие ОАО «Магнит» нацелено на долгосрочное развитие своего бизнеса, и именно поэтому большое внимание уделяется программам поощрения и привлечения покупателей. В настоящее время в магазинах действуют следующие направления работы с клиентами: