Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:31, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
Эволюционный путь («градуализм»). Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979г.
2. Начало реформы связывается
с установлением динамического
равновесия на потребительском
рынке, причем не только с
помощью более гибкой системы
цен, но и прежде всего
3. Рыночные отношения
первоначально охватывают
4. Либерализация цен проводится
на последующих этапах реформы,
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994г.).
6. Активно формируется
рыночная инфраструктура, поощряется
частное предпринимательство,
Импульс, данный развитию сельского
хозяйства и связанных с ним
отраслей по производству потребительских
товаров, становится своеобразным мотором
дальнейшего распространения рыночных
механизмов и одновременно приводя к насыщению
потребительского рынка, создает благоприятный
социальный фон для дальнейшего углубления
реформ.
Вариант радикального перехода к рынку
(«шоковая терапия»)
Стратегия «шоковой терапии» основана
на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму
рыночная экономика является саморегулирующейся
системой. Поэтому главная задача преобразований
заключается в сведении к минимуму экономической
роли государства. За ним сохраняется
важнейшая функция — поддержание устойчивости
финансовой системы, а для этого необходимо
решительное подавление инфляции, которая
препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших
• одномоментную либерализацию цен на
основную массу товаров и услуг и переход
от государственного материально-технического
снабжения к свободной торговле средствами
производства и предметами потребления.
Эта мера приводит к устранению товарного
дефицита и запускает механизмы рыночного
саморегулирования;
• скорейшее разрушение прежней системы
централизованного планирования и замена
административных способов государственного
регулирования экономическими, среди
которых главными являются ужесточение
условий предоставления кредита, ограничение
денежной эмиссии;
• ускоренную приватизацию государственной
собственности, переход к частной собственности
на землю;
• либерализацию внешнеэкономической
деятельности, что приводит к широкому
открытию внутреннего рынка и экономики
в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Финансовая стабилизация.
Стабилизационные меры в денежно-кредитной
и финансовой сферах вначале направлены
на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной
системы инфляционного потенциала в виде
излишнего количества денег (по отношению
к имеющейся товарной массе) населения
и предприятий. Поэтому снятие государственного
контроля над ценами и возникающий сразу
после этого резкий разрыв в темпах роста
цен и заработной платы (из-за фактического
замораживания последней) должны достаточно
быстро остановить дальнейшее повышение
цен, которые наталкиваются на барьер
платежеспособного спроса. Инфляция должна
замедлиться.
Вместе с тем следует уточнить, что вышеописанная
схема представляет собой скорее теоретическую
концепцию, реализация которой связана
с самыми разнообразными обстоятельствами
(политическими, психологическими и т.д.).
На практике либерализация
цен почти всегда и везде (кроме
Китая и отчасти Венгрии) вела
к огромному ценовому скачку. Снижение
инфляции до социально приемлемого
уровня в 20-30% в год занимало от нескольких
месяцев (в Польше) до нескольких лет
(в России), причем затягивание стабилизации
повышало ее социальные издержки. Под
воздействием стабилизационных мер инфляция
в странах СНГ и Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается
высокой по стандартам развитых стран.
В странах, осуществляющих переход преимущественно
по градуалистской модели, финансовая
стабилизация не является острой необходимостью,
так как либерализация цен обычно проводится
постепенно и здесь не происходит накопление
огромного инфляционного потенциала.
Снижению инфляции и повышению сбалансированности
рынка способствуют также ликвидация
или, по крайней мере, резкое сокращение
дефицита государственного бюджета и
увеличение ссудного процента сверх уровня
инфляции, что ведет к дополнительному
сокращению текущего спроса. Повышение
процента по вкладам стимулирует сбережения.
В результате всех этих мер создается
возможность обеспечить более рациональные
соотношения цен по отдельным товарам,
отражающие реальный спрос. Все это должно
привести к преодолению товарного дефицита
и достижению равновесия на потребительском
рынке, когда появляется возможность свободно
купить любой товар.
Однако эти позитивные
моменты «шоковой терапии» оплачиваются,
как правило, довольно дорогой ценой:
резко снижается жизненный
Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с'70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990-1993 гг. сократились на 32%.
Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.
В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме — 7%).
Промежуточные итоги реформ
в странах с переходной экономикой
Либерализация экономики. Основные меры
по либерализация экономики в странах
Восточной Европы были проведены на протяжении
весьма непродолжительного периода (1989-1991
гг.), когда были ликвидированы органы
директивного централизованного планирования,
материально-технического снабжения,
отменена монополия внешнеэкономической
деятельности и т.д.
В России основная часть
перечисленных мероприятий по либерализации
экономики пришлась на 1991-1993 гг.
Иначе сложились отношения государства
и рынка в ходе экономических реформ в
Китае. В основе проводимых в Китае экономических
преобразований лежит идея о том, что в
экономике должны сочетаться государственный
план и рынок. Такое сочетание должно создать
стимулы для повышения производственной
активности и обеспечить высокие темпы
развития народного хозяйства. Вместе
с тем в Китае до сих пор не решен вопрос
об определении наиболее рационального
соотношения между планом и рынком.
В результате проводимой с 1979
г. экономической реформы в Китае
сформировалась двухсекторная модель
экономики. Рыночные механизмы стали
главными регуляторами в производстве
потребительских товаров и в
значительной степени охватывают производство
инвестиционных товаров. Особенностью
Китая является переплетение рыночных
и административных методов регулирования
в обоих секторах экономики.
Либерализация цен наиболее последовательно
была проведена в Польше, где с января
1990 г. установление цен на 90% товаров было
переведено на рыночную основу. В большинстве
стран Восточной Европы и бывшего СССР
в течение двух-трех лет после начала реформ
сохранялось государственное регулирование
цен на социально значимые товары и услуги
(хлеб, квартирная плата, коммунальные
услуги, транспортные тарифы), а в России
— и на энергоносители. И на последующих
этапах реформ в этих странах в сфере государственного
контроля остаются цены на 10-20% производимых
товаров и услуг.
В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.
Противоречия либерализации. Несмотря на значительную либерализацию экономики в России, других странах СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении экономических субъектов.
Своеобразным анклавом административно-командной
системы, где переход к рыночным
отношениям осуществляется с немалыми
трудностями, остается повсеместно
крупная государственная
Хронически неэффективными
остаются и многие крупные государственные
промышленные предприятия Китая. В
этой стране отвергается идея приватизации
как средства повышения эффективности
деятельности крупных и средних
предприятий. Допускается лишь преобразование
убыточных предприятий в
Преобразование отношений
собственности. В России, других странах
СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных
реформ выступала приватизация. Повсеместно
довольно быстро и без особых трудностей
прошла «малая приватизация» — передача
малых и средних предприятий через аренду,
продажу и реституцию (возвращение прежним
владельцам собственности, национализированной
после Второй мировой войны); эта последняя
форма приватизации использовалась в
странах ЦВЕ и Балтии.
Однако приватизация крупных государственных
предприятий в странах ЦВЕ проходила с
гораздо большими трудностями: местные
граждане и коммерческие структуры не
располагали достаточными средствами
для их приобретения, а сами предприятия
не вызывали особого интереса (устаревшее
оборудование, чрезмерная занятость и
др.).
Вместе с тем опыт преобразования
отношений собственности в
Банковская система в странах ЦВЕ была
сознательно слабо приватизирована. Это
позволяло государству сохранять контроль
за финансовыми и расчетными операциями
предприятий, успешнее осуществлять урегулирование
неплатежей. Государственные органы в
странах ЦВЕ продолжали контролировать
слияние и поглощение банков, образование
банковских консорциумов.
В Китае приватизация, напротив,
отвергается. В 1992 г. был взят курс на
создание смешанной формы собственности,
при которой общественная собственность
и дальше будет играть доминирующую
роль. При этом допускается «совместное
развитие различных секторов экономики»
и их «добровольное хозяйственное
объединение в самых
Опыт стран с переходной
экономикой приводит к выводу о том,
что не столько форма собственности,
сколько характер управления предприятиями
и наличие конкурентной среды
определяют уровень их экономической
эффективности и темпы роста
производства.
Китай и Россия наглядно показали, что
конкуренция более важна для успешного
экономического развития, чем смена форм
собственности. Китай расширил сферу конкуренции
без приватизации государственных предприятий.
В России произошла приватизация преобладающей
части экономики, но формирование конкурентной
сферы проходит довольно медленно. Китай
пережил небывалый экономический рост,
а Россия — глубокий спад. Возможное объяснение
этих явлений заключается в том, что при
приватизации возникают огромные рентные
доходы, вследствие чего предприниматели
предпочитают получать контроль над приватизируемыми
предприятиями, а не осуществлять инвестирование
в создание собственных фирм и тем самым
стимулировать рост производства. Напротив,
в результате поощрения конкуренции уменьшаются
рентные доходы и увеличиваются стимулы
к росту производственной деятельности.