Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:31, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
ВВЕДЕНИЕ.
В начале 1990-х годов Россия встала на путь реформ, конечной целью которых является создание в нашей стране устойчивой рыночной экономики, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Сейчас у большинства людей (особенно у молодого поколения, которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что этот путь преобразований является единственно верным и именно по нему должна продолжать идти Россия. Однако есть и те, кто убежден в обратном. По их мнению, реформы не могут привести ни к чему иному, кроме как к «закреплению российской экономики на периферии мирового рынка в качестве его «сырьевого придатка» без шансов на быстрое и устойчивое развитие». Путь преобразований, считают они, - это «путь политической реакции и социального регресса, путь национальной катастрофы, ведущий к гибели российской цивилизации». Во многом такая пессимистичная позиция определена тем, что на начальном этапе преобразований реформаторами был допущен ряд серьезных «тактических» ошибок, которые обернулись тяжелейшими социально- экономическими последствиями для страны. Основная причина этих ошибок заключалась в том, что не были должным образом учтены особенности национальной экономики, которая в течение предшествующих реформам семидесятипяти лет развивалась, базируясь на принципах централизованного управления, а потому «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесло желаемого результата. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно- административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежащие государству. Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ.
Необходимость перехода от
административно-командной
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Содержание и закономерности
переходной экономики.
Переход от административно-командной
к рыночной экономике в разных странах
имеет общие тенденции. Этот процесс включает
либерализацию экономики, глубокие институциональные
изменения (прежде всего в отношениях
собственности), структурные преобразования,
но в то же время обычно предполагает осуществление
финансовых стабилизационных мер (преимущественно
в денежно-кредитной и финансовой сферах,
особенно в ценообразовании для уменьшения
нестабильности хозяйственной и социальной
ситуации). Содержанием переходной экономики
является преобразование всей системы
экономических отношений, а не реформирование
ее отдельных элементов или корректировку
экономической политики.
Понятие и сущность переходного периода. Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.
Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.
Сферы системных реформ. Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики
— это система мер,
2. Демонополизация экономики
и создание конкурентной среды,
3. Институциональные
4. Структурные преобразования,
направленные в первую очередь
на устранение или смягчение
унаследованных от прежней
5. Макроэкономическая
6. Формирование адекватной
рыночному хозяйству системы
социальной защиты населения.
Эта система мер направлена
на переход к адресной
Завершение формирования этих основных
элементов рыночной системы и означает
окончание переходного периода.
Варианты системных реформ
в переходной экономике.
Важное значение для хода и результатов
реформ в странах с переходной экономикой
имеют исходные условия.
Роль исходных условий. В
успехе преобразований большую роль играют
исходные условия (на начало реформ). К
ним относятся:
• длительность существования административно-командной
системы;
• доля частного сектора в экономике;
• размер структурных диспропорций и
уровень милитаризации народного хозяйства;
• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического
равновесия (в частности, размеры инфляции,
внешнего долга и др.);
• трудовая этика населения и преобладающий
хозяйственный менталитет;
• открытость экономики и общества по
отношению к странам с рыночной системой
и др.
Группы стран с переходной
экономикой.
В процессе перехода от административно-командной
к рыночной экономике сформировались
примерно три группы стран.
Первая группа включает страны,
где темпы продвижения к
Вторая группа включает страны,
где переход к рыночной экономике
оказался сопряженным с немалыми,
трудностями и осуществляется гораздо
медленнее, чем в странах первой
группы (Россия, другие страны — члены
СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания,
Монголия). Здесь не было устойчивой
традиции рыночной экономики, а формирование
административно-командной
Третью группу составляют
страны Восточной Азии (Китай и
Вьетнам), где господство административно-командной
системы было кратковременным и
переход к рыночной экономике
начался на основе традиционной патриархальной
системы при крайне слаборазвитой
промышленности и, следовательно, отсутствии
серьезных диспропорций, а также
при сохранении авторитарной политической
власти, в условиях благоприятного
для развития рыночных отношений
хозяйственного менталитета населения.
В этих странах действовал ряд факторов,
облегчавших рыночные реформы. Здесь переход
от коллективных хозяйств к мелким частным
был легко осуществим, так как основой
сельского хозяйства оставался ручной
труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный
комплекс составляли сравнительно небольшую
долю в экономике этих стран, что облегчило
переориентацию их промышленности на
нужды потребительского рынка. Господство
плановой экономики в этом регионе продолжалось
25-30 лет (против 40 лет — в Восточной Европе
и 70 лет — в бывшем СССР). Немалое значение
имели традиционно высокая трудовая этика
населения, сохранившаяся склонность
к предпринимательству. Наконец, заметную
роль сыграла китайская и вьетнамская
диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским
опытом.
Некоторые экономисты предпочитают
относить Китай и Вьетнам не к
переходным (постсоциалистическим), а
к посттоталитарным странам на том
основании, что в них официально
не ставится задача перехода к рыночной
экономике западного типа с преобладанием
частной собственности. В этих странах
рыночные отношения развиваются
преимущественно в сельском хозяйстве,
торговле, услугах, ремесле, тогда как
крупная промышленность остается в
государственной собственности. Многие
(в том числе международные
организации) относят эти страны
к развивающимся.
Опыт рыночных преобразований во всех
трех группах стран показывает, что сравнительно
легко проходит либерализация в виде отмены
или ослабления государственного контроля
над хозяйственной деятельностью, возрождения
частного предпринимательства, а также
приватизации небольших объектов (преимущественно
в сфере торговли и бытового обслуживания).
Гораздо тяжелее проходит либерализация
цен и демонополизация экономики, так
как здесь реформы сталкиваются с возможностью
широкого социального недовольства.
Столь же трудной, но в целом
разрешимой проблемой оказывается
финансовая стабилизация, также требующая
немалых жертв от населения. Крайне
трудно разрешимой задачей является
эффективная (а не формальная) приватизация
крупных хозяйственных
Варианты перехода к рыночной экономике. Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными
путями заключаются в сроках осуществления
системных преобразований и стабилизационных
мер, степени охвата рыночными механизмами
народного хозяйства, объеме регулирующих
функций государства и др.
Выбор эволюционного или «шокового» пути
перехода к рыночной экономике зависит
не столько от воли политического руководства,
сколько от комплекса политических, экономических,
социальных, исторических и других факторов.
В пользу эволюционного перехода говорит
наличие довольно развитого сельского
хозяйства и кустарного производства,
в которых заняты поколения работников,
сохранивших навыки частного предпринимательства;
сравнительно невысокий удельный вес
тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного
комплекса; стабильность финансовой системы;
преобладание среди политической и хозяйственной
элиты слоев, заинтересованных в проведении
реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является
вынужденной мерой. Он связан в большинстве
случаев с необходимостью преодоления
крайне тяжелого финансового положения,
доставшегося в наследство от административно-командной
системы, а также острого товарного дефицита,
вызванного накопившимися структурными
диспропорциями.