Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:31, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
ВВЕДЕНИЕ.
В начале 1990-х годов Россия встала на путь реформ, конечной целью которых является создание в нашей стране устойчивой рыночной экономики, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Сейчас у большинства людей (особенно у молодого поколения, которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что этот путь преобразований является единственно верным и именно по нему должна продолжать идти Россия. Однако есть и те, кто убежден в обратном. По их мнению, реформы не могут привести ни к чему иному, кроме как к «закреплению российской экономики на периферии мирового рынка в качестве его «сырьевого придатка» без шансов на быстрое и устойчивое развитие». Путь преобразований, считают они, - это «путь политической реакции и социального регресса, путь национальной катастрофы, ведущий к гибели российской цивилизации». Во многом такая пессимистичная позиция определена тем, что на начальном этапе преобразований реформаторами был допущен ряд серьезных «тактических» ошибок, которые обернулись тяжелейшими социально- экономическими последствиями для страны. Основная причина этих ошибок заключалась в том, что не были должным образом учтены особенности национальной экономики, которая в течение предшествующих реформам семидесятипяти лет развивалась, базируясь на принципах централизованного управления, а потому «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесло желаемого результата. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно- административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежащие государству. Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ.
Необходимость перехода от 
административно-командной 
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Содержание и закономерности 
переходной экономики. 
Переход от административно-командной 
к рыночной экономике в разных странах 
имеет общие тенденции. Этот процесс включает 
либерализацию экономики, глубокие институциональные 
изменения (прежде всего в отношениях 
собственности), структурные преобразования, 
но в то же время обычно предполагает осуществление 
финансовых стабилизационных мер (преимущественно 
в денежно-кредитной и финансовой сферах, 
особенно в ценообразовании для уменьшения 
нестабильности хозяйственной и социальной 
ситуации). Содержанием переходной экономики 
является преобразование всей системы 
экономических отношений, а не реформирование 
ее отдельных элементов или корректировку 
экономической политики. 
Понятие и сущность переходного периода. Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.
Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.
Сферы системных реформ. Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
1. Либерализация экономики 
— это система мер, 
2. Демонополизация экономики 
и создание конкурентной среды,
3. Институциональные 
4. Структурные преобразования, 
направленные в первую очередь 
на устранение или смягчение 
унаследованных от прежней 
5. Макроэкономическая 
6. Формирование адекватной 
рыночному хозяйству системы 
социальной защиты населения. 
Эта система мер направлена 
на переход к адресной 
Завершение формирования этих основных 
элементов рыночной системы и означает 
окончание переходного периода.
Варианты системных реформ 
в переходной экономике. 
Важное значение для хода и результатов 
реформ в странах с переходной экономикой 
имеют исходные условия.
 Роль исходных условий. В 
успехе преобразований большую роль играют 
исходные условия (на начало реформ). К 
ним относятся: 
• длительность существования административно-командной 
системы; 
• доля частного сектора в экономике; 
• размер структурных диспропорций и 
уровень милитаризации народного хозяйства; 
• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического 
равновесия (в частности, размеры инфляции, 
внешнего долга и др.); 
• трудовая этика населения и преобладающий 
хозяйственный менталитет; 
• открытость экономики и общества по 
отношению к странам с рыночной системой 
и др.
Группы стран с переходной 
экономикой. 
В процессе перехода от административно-командной 
к рыночной экономике сформировались 
примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, 
где темпы продвижения к 
Вторая группа включает страны, 
где переход к рыночной экономике 
оказался сопряженным с немалыми, 
трудностями и осуществляется гораздо 
медленнее, чем в странах первой 
группы (Россия, другие страны — члены 
СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, 
Монголия). Здесь не было устойчивой 
традиции рыночной экономики, а формирование 
административно-командной 
Третью группу составляют 
страны Восточной Азии (Китай и 
Вьетнам), где господство административно-командной 
системы было кратковременным и 
переход к рыночной экономике 
начался на основе традиционной патриархальной 
системы при крайне слаборазвитой 
промышленности и, следовательно, отсутствии 
серьезных диспропорций, а также 
при сохранении авторитарной политической 
власти, в условиях благоприятного 
для развития рыночных отношений 
хозяйственного менталитета населения. 
В этих странах действовал ряд факторов, 
облегчавших рыночные реформы. Здесь переход 
от коллективных хозяйств к мелким частным 
был легко осуществим, так как основой 
сельского хозяйства оставался ручной 
труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный 
комплекс составляли сравнительно небольшую 
долю в экономике этих стран, что облегчило 
переориентацию их промышленности на 
нужды потребительского рынка. Господство 
плановой экономики в этом регионе продолжалось 
25-30 лет (против 40 лет — в Восточной Европе 
и 70 лет — в бывшем СССР). Немалое значение 
имели традиционно высокая трудовая этика 
населения, сохранившаяся склонность 
к предпринимательству. Наконец, заметную 
роль сыграла китайская и вьетнамская 
диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским 
опытом.
Некоторые экономисты предпочитают 
относить Китай и Вьетнам не к 
переходным (постсоциалистическим), а 
к посттоталитарным странам на том 
основании, что в них официально 
не ставится задача перехода к рыночной 
экономике западного типа с преобладанием 
частной собственности. В этих странах 
рыночные отношения развиваются 
преимущественно в сельском хозяйстве, 
торговле, услугах, ремесле, тогда как 
крупная промышленность остается в 
государственной собственности. Многие 
(в том числе международные 
организации) относят эти страны 
к развивающимся. 
Опыт рыночных преобразований во всех 
трех группах стран показывает, что сравнительно 
легко проходит либерализация в виде отмены 
или ослабления государственного контроля 
над хозяйственной деятельностью, возрождения 
частного предпринимательства, а также 
приватизации небольших объектов (преимущественно 
в сфере торговли и бытового обслуживания). 
Гораздо тяжелее проходит либерализация 
цен и демонополизация экономики, так 
как здесь реформы сталкиваются с возможностью 
широкого социального недовольства. 
Столь же трудной, но в целом 
разрешимой проблемой оказывается 
финансовая стабилизация, также требующая 
немалых жертв от населения. Крайне 
трудно разрешимой задачей является 
эффективная (а не формальная) приватизация 
крупных хозяйственных 
Варианты перехода к рыночной экономике. Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными 
путями заключаются в сроках осуществления 
системных преобразований и стабилизационных 
мер, степени охвата рыночными механизмами 
народного хозяйства, объеме регулирующих 
функций государства и др. 
Выбор эволюционного или «шокового» пути 
перехода к рыночной экономике зависит 
не столько от воли политического руководства, 
сколько от комплекса политических, экономических, 
социальных, исторических и других факторов. 
В пользу эволюционного перехода говорит 
наличие довольно развитого сельского 
хозяйства и кустарного производства, 
в которых заняты поколения работников, 
сохранивших навыки частного предпринимательства; 
сравнительно невысокий удельный вес 
тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного 
комплекса; стабильность финансовой системы; 
преобладание среди политической и хозяйственной 
элиты слоев, заинтересованных в проведении 
реформ, и др. 
Выбор «шокового» варианта обычно является 
вынужденной мерой. Он связан в большинстве 
случаев с необходимостью преодоления 
крайне тяжелого финансового положения, 
доставшегося в наследство от административно-командной 
системы, а также острого товарного дефицита, 
вызванного накопившимися структурными 
диспропорциями.