Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:31, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
На начальном этапе
реформ одной из центральных задач
являлось достижение финансовой стабилизации
и особенно подавление инфляции. Почти
все страны с переходной экономикой
(кроме Китая и Вьетнама) были
вынуждены прибегать к резким
и болезненным для народного
хозяйства и населения мерам
«шоковой терапии». Успешная финансовая
стабилизация наряду с формированием
рыночных институтов создает возможности
для перехода к экономическому росту.
В странах ЦВЕ в основном завершился
начальный этап перехода к рынку,
в ходе которого в той или иной
степени были решены задачи либерализации,
институциональных
Страны — члены
СНГ, позднее вступившие на
путь преобразований, смогли в
определенной мере решить
В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
Специфика российских реформ. В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, ильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах ЦВЕ или Восточной Азии.
В конце ХIХ-начале ХХ вв. стране складывается “государственный капитализм”.
“Государственный капитализм”
– особая система управления экономикой,
сочетающая жесткий бюрократический
централизм государственной власти
с возросшей силой и
Стремление к
В годы войны каркас централизованного
регулирования составили
На случай же возникновения межведомственных трений было создано "сверхсовещание" с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:
1) множественность регулирующих органов;
2) главная функция –
снабженческо-
3) покрытие нехватки финансовых
ресурсов за счет усиления
прямого налогообложения
4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;
5) создание системы
Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.
Опыт централизованного
регулирования народного
Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частно-хозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода:
1. Стремление выработать
концепцию экономической
2. Обоснование использования
государства как силы, способной
заменить рынок и активно
Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания гражданской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:
Причины быстрого формирования административно-команд-ной системы управления в Советской России:
С точки зрения характера проводимых
преобразований в России преобладали
институциональные реформы (преобразование
собственности, формирование рыночной
инфраструктуры и т.д.) при явной
недооценке промышленной политики и
других мер, направленных на возобновление
экономического роста и перестройку
отраслевой структуры народного
хозяйства. За период 1992-1998 гг. Россия прошла
начальный этап преобразований, в
течение которого удалось снизить
инфляцию, в значительной мере провести
либерализацию экономики, приватизировать
преобладающую часть государственной
собственности, создать основные правовые
и организационные институты рыночной
экономики.
Для России характерна ярко выраженная
неравномерность проведения рыночных
реформ в различных сферах и отраслях
экономики. Дальше всего зашло формирование
рыночных институтов в финансовом секторе,
а в реальном секторе адаптация к рыночным
условиям происходит крайне медленно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Переход от административно-
2. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
3. Практика продемонстрировала
два пути преобразования
4. Опыт стран с переходной
экономикой показал, что не
столько изменение формы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аукционек С.П. «Теория перехода к рынку»/ П.С. Аукционек, М., 1993г.
2. Архипов А. И. Экономика: Учебни/ И. А. Архипов, М., 1998г.
3. Большой экономический словарь.
4. . Булатов А. С. Экономика/ С. А. Булатов, М., 1997г.
5. Добрынин А. И. Экономическая теория/ И. А. Добрынин, М., 1999г.
6. Радаева В. В. Экономика переходного периода/ В. В. Радаева, М., 1995г.