Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа
Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей (состояний и свойств). Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов)исследования.
Эксперимент - один из интегральных, общенаучных методов, используемых всеми областями знаний. Поэтому его изучение является очень актуальным. Объект исследования: методы исследования.
Введение
Сущность и содержание эксперимента……………………4
Модели эксперимента……………………………………..5
Виды экспериментов………………………………………6
Заключение
Вывод
Содержание
Введение
Сущность и содержание эксперимента……………………4
Модели эксперимента……………………………
Виды экспериментов………………………………
Заключение
Вывод
Введение
Метод определяется как способ, совокупность
приемов, технологический принцип
изучения непосредственно объекта
или же его предметных областей (состояний
и свойств). Профессионализм в
выборе и применении метода заключается
в его соответствии природе изучаемого
объекта и последовательности реализации
основных принципов (научных верований,
методологических требований, стандартных
процедур и стереотипов)исследования.
Эксперимент
- один из интегральных, общенаучных методов,
используемых всеми областями знаний.
Поэтому его изучение является очень актуальным. Объект
исследования: методы исследования.
Предмет исследования: эксперимент как
метод исследования.
Цель исследования: проанализировать
сущность эксперимента как метода исследования. Анализ
эксперимента как общенаучного метода
в ходе исследования в изученной литературе
обнаружен не был. Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных
условиях, обеспечивающих активное проявление
изучаемых психических явлений. ериме́нт (от лат. experimentum
Сущность и содержание эксперимента
Эксперимент – метод исследования системы управления в опр. условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации.
Особенности эксперимента заключаются в активном воздействии экспериментатора на изучаемую ситуацию и замерах сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.
Основные признаки эксперимента:
- Целенаправленность,
- Опора на научную теорию,
- Ориентация на получение
- Критерий истинности научного познания,
- Наличие научного аппарата: объекта,
предмета, цели, гипотезы, задач исследования,
параметров и критериев оценки
результатов, комплекса
- Использование научного языка
для описания
- Описание условий, факторов, влияющих на результаты (зависимых и независимых переменных, а также дополнительных переменных)
- Обеспечение достоверности,
- Технологичность
- Наличие программы
- Создание экспериментальных
Модели эксперимента
Существует несколько моделей эксперимент:
Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.
Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.[6.244]
Эксперимент не всегда реализуется
так, как задумывалось, поэтому было
придумано математическое уравнение
относительной частоты
Виды эксперимента
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты:
1. Линейный эксперимент
2. В параллельном эксперименте
одновременно участвуют две
Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности
выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.
В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.
Метод случайного отбора идентичен
ранее рассмотренным методам
вероятностной выборки с
Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:
Лабораторный эксперимент - осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.
Естественный эксперимент - для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, иформирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.
Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
Именно несогласие с результатом
физического эксперимента является
критерием ошибочности
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).
Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.
Для эксперимента характерны:
1. Активная позиция самого
Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной
искусственной ситуации, в которой
изучаемое свойство
При экспериментальных
Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Основные особенности
Методы отбора экспериментальных групп, планирование и способы эксперимента
Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.
По характеру
Определение цели эксперимента;
Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
Выделение предмета эксперимента;
Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
Формулировка гипотез и
Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
Определение метода фиксации результатов;
Проверка эффективности
В простейшем случае экспериментатор произвольно изменяет один фактор (переменную), оставляя другие факторы без изменения.
Произвольно изменяемая экспериментатором переменная называется независимой переменной (НП). Переменная, за изменениями которой наблюдают в процессе эксперимента, называется зависимой переменной (ЗП). Как правило, одна группа испытуемых оказывается под воздействием независимой переменной, а другая группа, которую мы назовем «контрольной», этого воздействия не получает.