Институциональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей (состояний и свойств). Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов)исследования.
Эксперимент - один из интегральных, общенаучных методов, используемых всеми областями знаний. Поэтому его изучение является очень актуальным. Объект исследования: методы исследования.

Оглавление

Введение
Сущность и содержание эксперимента……………………4
Модели эксперимента……………………………………..5
Виды экспериментов………………………………………6
Заключение
Вывод

Файлы: 1 файл

основый научной деятельности.docx

— 30.37 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

          Сущность и содержание эксперимента……………………4

Модели эксперимента……………………………………..5

Виды экспериментов………………………………………6

Заключение 

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип  изучения непосредственно объекта  или же его предметных областей (состояний  и свойств). Профессионализм в  выборе и применении метода заключается  в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных  процедур и стереотипов)исследования.  
          Эксперимент - один из интегральных, общенаучных методов, используемых всеми областями знаний. Поэтому его изучение является очень актуальным. Объект исследования: методы исследования.  
Предмет исследования: эксперимент как метод исследования.  
Цель исследования: проанализировать сущность эксперимента как метода исследования. Анализ эксперимента как общенаучного метода в ходе исследования в изученной литературе обнаружен не был. Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. ериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей междуфеноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.[3.529]

 

Сущность и  содержание эксперимента

        Эксперимент – метод исследования системы управления в опр. условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации.

Особенности эксперимента заключаются  в активном воздействии экспериментатора на изучаемую ситуацию и замерах  сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

Основные признаки эксперимента:

- Целенаправленность,

- Опора на научную теорию,

- Ориентация на получение нового  знания, включающего в себя выделение  факторов, влияющих на результаты  деятельности,

- Критерий истинности научного  познания,

- Наличие научного аппарата: объекта,  предмета, цели, гипотезы, задач исследования, параметров и критериев оценки  результатов, комплекса методов  для решения задач

- Использование научного языка  для описания экспериментальной  деятельности

- Описание условий, факторов, влияющих  на результаты (зависимых и независимых  переменных, а также дополнительных  переменных)

- Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента

- Технологичность

- Наличие программы экспериментальной  деятельности, экспериментальных разработок

- Создание экспериментальных разработок

 

Модели эксперимента

Существует несколько  моделей эксперимент: 

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.[6.244]

Эксперимент не всегда реализуется  так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение  относительной частоты реализаций эксперимента:

 

Виды эксперимента

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и  параллельный эксперименты:

1. Линейный эксперимент отличается  тем, что анализу подвергается  одна и та же группа, являющейся  контрольной (её первоначальное  состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

2. В параллельном эксперименте  одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.  Их состав должен быть идентичен  по всем контрольным, а также  по нейтральным характеристикам,  которые могут повлиять на  исход эксперимента. Характеристики  контрольной группы остаются  постоянными в течение всего  периода эксперимента, а экспериментальной  – изменяются.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности

выбираются две группы таким  образом, чтобы они были идентичны  по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп  одинаковые условия, а через некоторое  время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих  группах.

В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной  модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы  она представляла собой микромодель  генеральной совокупности по нейтральным  и контрольным характеристикам.

Метод случайного отбора идентичен  ранее рассмотренным методам  вероятностной выборки с заранее  заданным объёмом. Как правило, его  используют в полевых экспериментах  при большой (до нескольких сот) численности  экспериментальной группы.

Планирование и логика осуществления  эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:

Лабораторный эксперимент - осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

Естественный эксперимент - для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, иформирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

Физический эксперимент  — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Именно несогласие с результатом  физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием  жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент в  философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

 

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя.

Исследователь может вызывать психическое  явление столько раз, сколько  необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной  искусственной ситуации, в которой  изучаемое свойство проявляется  лучше всего и его можно  точнее и легче оценивать.

При экспериментальных исследованиях  важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам  участия и др. Мотивы участия варьируются  только в том случае, когда изучается  именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей  математической обработкой.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.

Методы отбора экспериментальных групп, планирование и способы эксперимента

Эксперименты различаются как  по характеру экспериментальной  ситуации, так и по логической структуре  доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной  ситуации эксперименты делятся на «полевые»  и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Определение цели эксперимента;

Выбор объекта, используемого в  качестве экспериментальной группы;

Выделение предмета эксперимента;

Выбор контрольных, факторных и  нейтральных признаков;

Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

Формулировка гипотез и определение  задач;

Выбор индикаторов и способа  контроля протекания эксперимента;

Определение метода фиксации результатов;

Проверка эффективности 

В простейшем случае экспериментатор  произвольно изменяет один фактор (переменную), оставляя другие факторы без изменения.

Произвольно изменяемая экспериментатором  переменная называется независимой  переменной (НП). Переменная, за изменениями  которой наблюдают в процессе эксперимента, называется зависимой  переменной (ЗП). Как правило, одна группа испытуемых оказывается под воздействием независимой переменной, а другая группа, которую мы назовем «контрольной», этого воздействия не получает.

Информация о работе Институциональная экономика