Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 00:49, реферат
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Выполнил студент группы ЭБ01/1402
Токарев Алексей
Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок. Сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство.С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной собственности и частной собственности. Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:
Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.
Система отношений собственности.
Исходным пунктом для исследования экономического содержания категории «собственность» является определение понятия «присвоение» средств производства и (или) продукта труда социально определенным агентом экономического процесса. Первое описательное определение этой категории может быть .таково: предмет присвоен данным лицом, если никто другой не может использовать его в процессе производства, не вступая с первым в производственное отношение.
А теперь рассмотрим отношение собственности в тот момент, когда предмет присваивается экономическим лицом или же, наоборот, отчуждается от него. В этом случае осуществляется процесс перехода определенного предмета (земли, товара, капитала, рабочей силы) в собственность одного лица и его отчуждение от другого. Соответственно простейшее определение отчуждения есть лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве, потреблении и т.п., что происходит опять же в результате некоего производственного отношения (например, продажи).В любом случае отношения собственности (пользование, распоряжение, присвоение, отчуждение) имеют своим экономическим содержанием («начинкой») систему производственных отношений. Ключевое из них — соединение работника со средствами производства — определяет и сущность отношений собственности: кто и как в конечном итоге присваивает общественное богатство, а кто и как от него отчужден.Поскольку отношения во всяком обществе образуют сложную систему объективных связей, взаимодействий между людьми в процессе их социально-экономической жизни, а эта жизнь не исчерпывается только производственными отношениями, включая и отношения управления, и институты и т.п., постольку и отношения собственности имеют сложную структуру, проявляясь на поверхности как совокупность прав собственности, принадлежащих определенным лицам, способным осуществлять те или иные функции собственника.
Отношения собственности образуют сложную систему, в основе которой лежит система производственных отношении, обусловливающая сущность собственности в определенном обществе, и господствующую модель распоряжения . Более конкретная характеристика собственности—система прав собственности, характеризующая все богатство конкретных проявлений названных сущностных черт. Однако отношения собственности имеют не только экономический, но и технико-производственный, юридический и другие аспекты, являясь предметом целого ряда общественных наук.
Содержание права собственности включает два понятия :
Содержание субъективного права собственности.
Право собственности содержит правомочия:
Субъекты прав собственности.
Собственником могут быть физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Также, если в римском праве доминировала формула «у каждой вещи может быть только один собственник», то в нынешнем законодательство РФ предусмотрено возможность наличия нескольких сособственников, а также разделение имущества на несколько частей, над которыми каждый сособственник осуществляет свои правомочия собственника .
Объектом права собственности является имущество, то есть вещи и имущественные права. Некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности, так как они выведены из-под действия права законом Имущественные права также могут быть объектами права собственности, например, предприятие или же ценные бумаги. Объектами права собственности не являются результаты интеллектуальной деятельности, так как интеллектуальная деятельность входит в исключительные права.
Право собственности
Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.После рецепции римского права в Средние века один из основополагающих его принципов римского права — недопустимость двух (нескольких) прав собственности вступил в противоречие с существовавшим при феодализме одновременным «правом собственности» сеньора и вассала на один и тот же земельный участок. Феодальное право, подобно древнему римскому праву, не содержало четкого различия между правом собственности и другими правами на вещи, что создавало возможность сосуществования нескольких близких по содержанию имущественных прав собственности на одну и ту же вещь. В связи с этим глоссаторами была разработана концепция «разделенной собственности», допускавшая и объяснявшая сосуществование двух или нескольких одноименных имущественных прав на одну и ту же землю . Современная континентальная правовая традиция рассматривает право собственности неограниченным и неделимым, сосредоточенным в руках одного лица. В англо-американском праве существует система property rights (прав собственности), которая подобно феодальному средневековому праву допускает одновременное существование прав собственности, принадлежащих разным лицам, на один и тот же земельный участок. Полное право собственности может существовать только в отношении движимых вещей, а в отношении недвижимости признаются лишь различные более или менее ограниченные титулы, поскольку по традиционным представлениям «верховным собственником» земли может быть только суверен. Кроме того, наряду с титулами по общему праву имеются и титулы по праву справедливости, которые могут одновременно находиться у разных лиц, но также касаться одного и того же земельного участка.
В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.
«Триада» ГК РФ: |
Англосаксонская традиция: |
Либеральное право А.Оноре:[17] |
Право владения: возможность удержания вещи в собственном владении (обладания вещью).[18] |
завещание |
владение |
дарение |
бессрочность | |
продажа | ||
разрушение |
безопасность | |
Право распоряжения: возможность изменять, отчуждать, обременять вещь залогом и т. д.[19] |
предоставление как залога |
право на «капитальную ценность» вещи |
сдача в аренду | ||
видоизменение | ||
управление | ||
Право пользования: возможность извлечения из вещи доходов и иных полезных свойств.[20] |
потребление |
пользование |
использование | ||
получение дохода |
право на доход | |
Ограничения и запреты (на): | ||
злоупотребление правом собственности, распространение ответственности за некоторые деяния на принадлежащее субъекту имущество, обременения: сервитут, залог |
конфискацию другими лицами |
ответственность в виде взыскания |
порчу |
запрещение вредного использования | |
загрязнение | ||
присвоение |
остаточный характер | |
использование без разрешения | ||
Необходимость вмешательства государства в экономику
осударство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъёмов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельностей всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берёт на себя обеспечение правовой основы и социального климата, которые содействуют эффективному функционированию рыночной экономики. Вмешательства государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным. По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящее процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Теоретически осознание роли государства связанно с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать её дальнейшей стабилизации. Государству принадлежит важная роль в вмешательство государства в создании и развитии составных частей рыночного механизма - цены, рыночного спроса и предложения. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства (когда конкуренция выступает двигателем прогресса), так и отрицательного (если конкуренция усиливает дифференциацию общества). Осуществляя либерализацию, цен государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.
Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определённые инструменты и приёмы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения размеров предложения, созданием предпосылок для экономического роста.
Эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Разумный синтез государственного регулирования и механизм рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным. Поэтому одна из основных задач экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночных процессов. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приведёт к нежелательным последствиям.
В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйственного субъекта (государственный сектор).
Информация о работе Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики