Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Выявить сущность иностранных инвестиций, их формы и особенности.
2. Проанализировать мировой опыт привлечения инвестиций

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

курсовая иностранные инвестиции.docx

— 198.63 Кб (Скачать)

В ряде случаев  международные корпорации реально  контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

- по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее  десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых  способствовал ряд факторов: интернационализация  деятельности фондовых бирж, снятие ограничений  на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с  ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

В международной  и национальной статистике существует также категория прочих инвестиций, куда включаются:

- Торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

- Различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

- Кредиты, полученные от Всемирного банка, МВФ, МБРР, ЕБРР;

- Банковские вклады – валютные счета зарубежных инвесторов;

- Двусторонние инвестиционные кредиты.

Основными способами осуществления иностранных инвестиций являются:

- Создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-й) собственности инвестора;

- Долевое участие в капитале совместных предприятий;

- Приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

- Предоставление займов и кредитов;

 - Приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;

- Предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и т.д.;

- Долевое участие в капитале совместных предприятий;

- Осуществление операций по финансовому лизингу;

- Реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

Реинвестиции  – капиталовложения в объекты  предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или  прибыли иностранного инвестора, которые  получены на территории принимающей  страны [4, с.219].

К положительным  последствиям привлечения иностранного капитала относятся:

- увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшения состояния платежного баланса страны;

 - поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов  НИОКР, воплощаемых  в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

- использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

- привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производственных целях;

- более полное использование местных природных ресурсов;

- повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта:

- расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

- увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и других программ;

- повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

- использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;

- развитие инфраструктуры и сферы услуг;

- повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

- усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

- оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным  последствиям иностранных инвестиций относятся:

- репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и т.д.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;

- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

- подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее экономической и политической безопасности;

- игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

- возможная деформация структуры национальной экономики;

- упадок традиционных отраслей национальной экономики;

- усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

- ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

- ухудшение состояния окружающей среды в результате пере вода страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

- негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей, насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни [5, с.14-17].

Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения  иностранных капиталов в экономику  принимающих стран не реализуются  автоматически, а существуют лишь в  потенции. Именно поэтому принимающие  страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство  с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все “за” и “против” подобных проектов и  проводить разумную политику регулирования  иностранных инвестиций, которая  позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять  или минимизировать отрицательные.

Таким образом, существует множество определений  понятия «инвестиции», развитая система  классификации инвестиций, множество  видов инвестиций, но всё это не просто деньги, вложенные в экономику той или иной страны, а это цена доверия к государству, степень комфортности ведения бизнеса и всеобщее процветание территории.

 

2 Привлечение иностранных инвестиций. Опыт зарубежных стран

 

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой, Вместе с тем в последние десятилетия  резко возросла потребность в  разработке международно-правовых основ  регулирования движения международных  инвестиций. Неслучайно в последние  годы быстро растет численность разнообразных  соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между  собой по составу участников, кругу  затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких  соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных прямых инвестиций. Однако факт ее формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

- Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

- Региональные инструменты регулирования;

- Многосторонние соглашения.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса. В подавляющем большинстве случаев участниками двусторонних межправительственных соглашений являются, с одной стороны, развитые страны – главные экспортеры капитала, и с другой – развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. В таких соглашениях, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Общая тенденция  к глобализации мировой экономики  сопровождается усилением ее регионализации, что проявляется в увеличении численности различного рода региональных объединений и группировок стран. Безусловным лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз (ЕС).

Под многосторонними соглашениями принято понимать соглашения, которых участвует большинство стран мира – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организация объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО) – преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов “справедливого и недискриминационного режима”, который создает благоприятные условия для их деятельности.

В 1964 году была учреждена Конференция ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая  занимается анализом вопросов, связанных  с иностранными инвестициями в развивающихся  странах, готовит доклады о международных  инвестициях и отслеживает политику стран по привлечению иностранных  капиталов.

Конечно, все документы ООН и ее организаций  по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались  при прямом противодействии или  воздержании развитых стран –  главных экспортеров капитала, что  объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов. Однако даже обсуждение всех этих проблем  в рамках международных организаций, безусловно, способствует лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных  с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной мере [5, c. 40-47].

Здесь же следует ограничиться замечанием о  том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации  национальных законов об иностранных  инвестициях, внеся в них соответствующие  поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные  условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств  об иностранных инвестициях в  последнее десятилетие относятся следующие:

  1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
  2. Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со 100-процентным иностранным владением.
  3. Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных “налоговых каникул”.
  4. Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
  5. Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
  6. Введение ускоренной амортизации.
  7. Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
  8. Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
  9. Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного капитала.
  10. Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
  11. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики [6, с.29].

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранить  независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости. С одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом-с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении  капитала, развивающиеся государства  и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные  меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая  на многосторонней основе стандарты  по урегулированию деятельности иностранных  инвесторов.

Информация о работе Иностранные инвестиции