Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Выявить сущность иностранных инвестиций, их формы и особенности.
2. Проанализировать мировой опыт привлечения инвестиций

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

курсовая иностранные инвестиции.docx

— 198.63 Кб (Скачать)

К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.

1. Налоговые  стимулы: налоговые льготы, “налоговые  каникулы”, освобождение от таможенных  пошлин и сборов и др. “Налоговые  каникулы” – это полное или  частичное освобождение коммерческой  организации от уплаты налога  на прибыль в течение определенного  периода времени после размещения  инвестиций.

Смысл такого освобождения состоит в повышении  привлекательности инвестиций и  тем самым увеличения в будущем  налогооблагаемой базы. При этом временное  снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых  выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и  т.д.

2. Финансовые  стимулы - различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов  по льготным условиям, гарантии  их получения.

3. Нефинансовые  стимулы – создание благоприятного  климата для эффективного функционирования  иностранного капитала, развитие  законодательной базы и необходимой  инфраструктуры (транспорта, связи  и др.), создание свободных экономических  зон и т.д. [7, c.57].

В тех  или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет  выделить следующие особенности  методов их привлечения, характерные  для различных групп стран. Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечение иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности “депрессивные” регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают  налоговые меры. Что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к  более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических  зон и др.

Каждая  из стран применяет названные  выше универсальные меры по-своему. Обратимся, например, к опыту США, которые в течение многих десятилетий  были нетто-экспортерами капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем  иностранных инвестиций (импорта  капитала в США). С середины 80-х  годов США стали важнейшим  импортером капитала, что было связано  с действием таких факторов, как  стабильность экономического и политического  положения страны, устойчивые темпы  экономического роста, открывавшие  широкие возможности для вложения капиталов. Однако помимо этих объективных  факторов на увеличение притока иностранного капитала с США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных  инвесторов.

Среди мер  экономической политики, стимулировавших  приток иностранных капиталов в  США, можно, например, назвать следующие:

- Введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственные производства на территории США;

- Отмена 30—процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;

- Создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;

- Политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные и иные льготы.

Особое  внимание уделяется привлечению  иностранных инвестиций в так  называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении  финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы [8, c. 84].

Одним из наиболее распространенных за рубежом  способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой “стабилизационной оговорки”.

Стабилизационная  оговорка – положение договора, позволяющее сохранить для инвестора  неизменным условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая “дедушкина оговорка” (grandfather's clause) – положение,  согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

“Дедушкина  оговорка” создает временный  иммунитет от действия новых законов  и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение  которого он может подготовиться  к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль  на вложенный капитал. “Дедушкина оговорка”  проста и удобна в применении, и  если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным  инструментом привлечения иностранных инвестиций [9, с. 52].

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически  ко всем случаям ухудшения условий  инвестирования в связи с принятием  нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к  нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

В целом  можно сделать вывод, что многие страны включают в свои национальные законодательства положения, которые  гарантируют иностранным инвесторам:

- Право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;

- Право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

- Право на репартацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

- Право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

- Недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;

- Включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных (“дедушкиных”) оговорок;

- Возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

Анализ  глобальных потоков иностранных  инвестиций показал, что после роста на протяжении четырех лет подряд глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1 833 млрд. долларов, что гораздо выше прежней рекордной отметки, зафиксированной в 2000 году. Несмотря на финансовый и кредитный кризисы, начавшиеся во втором полугодии 2007 года, во всех трех основных экономических группировках – развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ) – наблюдался рост притока ПИИ.

Таблица 1 - Потоки ПИИ, по регионам и отдельным странам, 1995-2007 годы (в млрд. долл. и %)

 

Примечание – Источник: [10, c. 16].

Прирост ПИИ в значительной степени отражал  относительно высокие темпы экономического роста и уверенную динамику деятельности корпораций во многих частях мира. В  результате увеличения прибыли зарубежных филиалов, особенно в развивающихся  странах, реинвестированные доходы составили около 30% совокупного притока  ПИИ. В известной степени рекордные уровни ПИИ в долларовом выражении отражали и существенное обесценение доллара по отношению к другим остальным валютам. Однако даже при оценке в местных валютах среднегодовой рост глобальных потоков ПИИ все же составил в 2007 году 23%.

Приток  ПИИ в развитые страны достиг 1248 млрд. долларов. Соединенные Штаты  сохранили свои позиции ведущей  принимающей страны, за ними следовали  Соединенное Королевство, Франция, Канада и Нидерланды (диаграмма). Крупнейшим принимающим регионом был Европейский  Союз (ЕС), куда поступило почти 2/3 совокупного  притока ПИИ в развитые страны.

В развивающихся  странах приток ПИИ достиг беспрецедентного уровня (500 млрд. долларов), что означает рост по сравнению с 2006 годом на 21%. Приток ПИИ в наименее развитые страны (НРС) в 2007 году составил 13 млрд. долларов, что также является рекордно высоким  показателем. В то же время развивающиеся  страны продолжают набирать силу в  качестве источников ПИИ, вывоз которых  достиг нового рекордного уровня в  размере 253 млрд. долларов, главным образом  в результате внешней экспансии  азиатских транснациональных корпораций. Взрывной рост отмечался и в динамике потоков ПИИ в Юго-Восточную Европу и СНГ, которые возросли на 50% и достигли 86 млрд. долларов в 2007 году. Таким образом в регионе рост продолжается на протяжении семи лет подряд. Резко увеличился и вывоз инвестиций из региона, который достиг 51 млрд. долларов, превысив уровень 2006 года более чем вдвое. В группе развивающихся стран и стран с переходной экономикой тремя крупнейшими получателями ПИИ были Китай (84 млрд. долларов), Гонконг (Китай (64млрд. долларов))  и Российская Федерация (53 млрд. долларов) [10, с. 14-17].

Глобальный  финансовый кризис в ограниченной степени  затронул потоки ПИИ в 2007 году, однако его удары ощущаются в 2008 году. Кризис субстандартного ипотечного кредитования, вспыхнувший в Соединенных Штатах в 2007 году, затронул финансовые рынки и породил проблемы ликвидности во многих странах, что привело к удорожанию кредита. Однако пока, похоже, и микро- и макроэкономические последствия, влияющие на способность фирм осуществлять инвестиции заграницей, были относительно невелики. Поскольку ТНК в большинстве отраслей имели вполне достаточно ликвидности для финансирования своих инвестиций, что находило отражение в высокой прибыли корпораций, масштабы воздействия оказались меньше, чем ожидалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменение национальной политики в разных регионах в основной своей части по-прежнему стимулировали приток ПИИ. Несмотря на растущую озабоченность и политические дискуссии по поводу усиления протекционизма, общий тренд политики по-прежнему демонстрирует повышение открытости по отношению к ПИИ. В составляемом ЮНКТАД годовом обзоре изменений национальных законов и установлений, которые могут влиять на выход ТНК на рынок и их деятельность, взыскивается мысль о том, что директивные органы по-прежнему стремятся сделать инвестиционный климат боле привлекательным. В 2007 году из почти 100 сдвигов в политике, которые ЮНКТАД выявила как потенциально имеющие отношение к ПИИ, 74 были призваны сделать среду в принимающей стране более благоприятной для ПИИ. Однако, следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет также отмечено возрастание доли сдвигов, которые были менее благоприятны для ПИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Иностранные инвестиции в Республике  Беларусь

 

В настоящее  время основным законодательным  актом, регулирующими привлечение  иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный  Кодекс Республики Беларусь» (Закон  от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии [11].

Ни для  кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов  являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации.  

Информация  об иностранных инвестициях, поступивших  в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные  последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей. Каковы объемы привлеченных и накопленных  иностранных инвестиций в территориальном  и отраслевом разрезах, по странам  и видам инвестиций?

В последние  годы сложилась положительная тенденция  валового поступления иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики  республики Беларусь. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. За 2004–2008 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд. долл. США до 6,526 млрд. долл. США, или в 4,35 раза.

В общем  объеме иностранных инвестиций, поступивших  в реальный сектор экономики республики в 2008 г., доля прямых инвестиций составила 34,9 % (в 2007 г. — 24,2 %), портфельных — 0,026 % (0,1 %), прочих — 65 % (75,7 %).

Таблица 2 - Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004–2008гг., тыс. долл. США

 

2004

2005

2006

2007

2008

2008 г. (в % 2007 г.

Республика  Беларусь

1 517 381,4

18 16169,1

4 036 054,0

5 421 864,6

6 526 000

20,3%

Из них:

Прямые  инвестиции

859 176,3

451 303,1

748 594,1

1 313 471,2

2 280 000

74%

Портфельные инвестиции

391,3

246,9

3224,2

2233,1

1700

-31%

Прочие  инвестиции

657 813,8

1 364 619,1

3 284 235,7

4 106 160,3

4 200 000

3,4%

Информация о работе Иностранные инвестиции