Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Выявить сущность иностранных инвестиций, их формы и особенности.
2. Проанализировать мировой опыт привлечения инвестиций
Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.
1. Налоговые
стимулы: налоговые льготы, “налоговые
каникулы”, освобождение от
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д.
2. Финансовые
стимулы - различного рода субсидии,
предоставление кредитов и
3. Нефинансовые
стимулы – создание
В тех
или иных комбинациях эти меры
привлечения иностранных
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Каждая
из стран применяет названные
выше универсальные меры по-своему.
Обратимся, например, к опыту США,
которые в течение многих десятилетий
были нетто-экспортерами капитала, т.е.
объем их зарубежных инвестиций (экспорта
капитала) намного превышал объем
иностранных инвестиций (импорта
капитала в США). С середины 80-х
годов США стали важнейшим
импортером капитала, что было связано
с действием таких факторов, как
стабильность экономического и политического
положения страны, устойчивые темпы
экономического роста, открывавшие
широкие возможности для
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:
- Введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственные производства на территории США;
- Отмена 30—процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
- Создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
- Политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные и иные льготы.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы [8, c. 84].
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой “стабилизационной оговорки”.
Стабилизационная
оговорка – положение договора,
позволяющее сохранить для
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки – так называемая “дедушкина оговорка” (grandfather's clause) – положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
“Дедушкина оговорка” создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. “Дедушкина оговорка” проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций [9, с. 52].
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
В целом
можно сделать вывод, что многие
страны включают в свои национальные
законодательства положения, которые
гарантируют иностранным
- Право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
- Право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
- Право на репартацию прибыли – вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
- Право на достаточную компенсацию – справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
- Недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
- Включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных (“дедушкиных”) оговорок;
- Возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Анализ глобальных потоков иностранных инвестиций показал, что после роста на протяжении четырех лет подряд глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1 833 млрд. долларов, что гораздо выше прежней рекордной отметки, зафиксированной в 2000 году. Несмотря на финансовый и кредитный кризисы, начавшиеся во втором полугодии 2007 года, во всех трех основных экономических группировках – развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ) – наблюдался рост притока ПИИ.
Таблица 1 - Потоки ПИИ, по регионам и отдельным странам, 1995-2007 годы (в млрд. долл. и %)
Примечание – Источник: [10, c. 16].
Прирост ПИИ в значительной степени отражал относительно высокие темпы экономического роста и уверенную динамику деятельности корпораций во многих частях мира. В результате увеличения прибыли зарубежных филиалов, особенно в развивающихся странах, реинвестированные доходы составили около 30% совокупного притока ПИИ. В известной степени рекордные уровни ПИИ в долларовом выражении отражали и существенное обесценение доллара по отношению к другим остальным валютам. Однако даже при оценке в местных валютах среднегодовой рост глобальных потоков ПИИ все же составил в 2007 году 23%.
Приток ПИИ в развитые страны достиг 1248 млрд. долларов. Соединенные Штаты сохранили свои позиции ведущей принимающей страны, за ними следовали Соединенное Королевство, Франция, Канада и Нидерланды (диаграмма). Крупнейшим принимающим регионом был Европейский Союз (ЕС), куда поступило почти 2/3 совокупного притока ПИИ в развитые страны.
В развивающихся
странах приток ПИИ достиг беспрецедентного
уровня (500 млрд. долларов), что означает
рост по сравнению с 2006 годом на 21%.
Приток ПИИ в наименее развитые страны
(НРС) в 2007 году составил 13 млрд. долларов,
что также является рекордно высоким
показателем. В то же время развивающиеся
страны продолжают набирать силу в
качестве источников ПИИ, вывоз которых
достиг нового рекордного уровня в
размере 253 млрд. долларов, главным образом
в результате внешней экспансии
азиатских транснациональных
Глобальный финансовый кризис в ограниченной степени затронул потоки ПИИ в 2007 году, однако его удары ощущаются в 2008 году. Кризис субстандартного ипотечного кредитования, вспыхнувший в Соединенных Штатах в 2007 году, затронул финансовые рынки и породил проблемы ликвидности во многих странах, что привело к удорожанию кредита. Однако пока, похоже, и микро- и макроэкономические последствия, влияющие на способность фирм осуществлять инвестиции заграницей, были относительно невелики. Поскольку ТНК в большинстве отраслей имели вполне достаточно ликвидности для финансирования своих инвестиций, что находило отражение в высокой прибыли корпораций, масштабы воздействия оказались меньше, чем ожидалось.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменение национальной политики в разных регионах в основной своей части по-прежнему стимулировали приток ПИИ. Несмотря на растущую озабоченность и политические дискуссии по поводу усиления протекционизма, общий тренд политики по-прежнему демонстрирует повышение открытости по отношению к ПИИ. В составляемом ЮНКТАД годовом обзоре изменений национальных законов и установлений, которые могут влиять на выход ТНК на рынок и их деятельность, взыскивается мысль о том, что директивные органы по-прежнему стремятся сделать инвестиционный климат боле привлекательным. В 2007 году из почти 100 сдвигов в политике, которые ЮНКТАД выявила как потенциально имеющие отношение к ПИИ, 74 были призваны сделать среду в принимающей стране более благоприятной для ПИИ. Однако, следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет также отмечено возрастание доли сдвигов, которые были менее благоприятны для ПИИ.
3 Иностранные инвестиции в
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии [11].
Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации.
Информация об иностранных инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей. Каковы объемы привлеченных и накопленных иностранных инвестиций в территориальном и отраслевом разрезах, по странам и видам инвестиций?
В последние
годы сложилась положительная
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2008 г., доля прямых инвестиций составила 34,9 % (в 2007 г. — 24,2 %), портфельных — 0,026 % (0,1 %), прочих — 65 % (75,7 %).
Таблица 2 - Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004–2008гг., тыс. долл. США
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2008 г. (в % 2007 г. | |
Республика Беларусь |
1 517 381,4 |
18 16169,1 |
4 036 054,0 |
5 421 864,6 |
6 526 000 |
20,3% |
Из них: | ||||||
Прямые инвестиции |
859 176,3 |
451 303,1 |
748 594,1 |
1 313 471,2 |
2 280 000 |
74% |
Портфельные инвестиции |
391,3 |
246,9 |
3224,2 |
2233,1 |
1700 |
-31% |
Прочие инвестиции |
657 813,8 |
1 364 619,1 |
3 284 235,7 |
4 106 160,3 |
4 200 000 |
3,4% |