Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа оценить мировой опыт и тенденции привлечения иностранных инвестиций, оценить их значение для развития экономики Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Выявить сущность иностранных инвестиций, их формы и особенности.
2. Проанализировать мировой опыт привлечения инвестиций

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………… 4
1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, формы………………….. 6
2 Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций………………….. 12
3 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь……………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

курсовая иностранные инвестиции.docx

— 198.63 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: [12].

Несмотря  на некоторое увеличение в 2008 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция  сохранения неэффективной структуры  импортируемого капитала выражена предельно  четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных  международных финансовых организаций  и правительств иностранных государств.

Зарубежные  кредиты, получаемые правительством, при  их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать  источником дополнительных доходов  бюджета. Однако это возможно лишь при  условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем  жестком контроле за фактическим  использованием заемных средств.

Самой привлекательной  формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные  инвестиции оказывают в высшей степени  благотворное влияние в сфере  трансферта технологии, распространения  передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.[13, c.55-56].

Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных  инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных  инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.

Однако  в 2005 г. поступление прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) инвестиций, в которых Республика Беларусь особенно заинтересована, составило 453,1 млн долл. США, а их доля в общем поступлении  иностранного капитала снизилась до 24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций снизилась еще на 6,4 процентных пункта и составила 18,5 % в общем объеме поступивших иностранных инвестиций.

В 2007 г. отмечается тенденция роста поступления  прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При  этом их доля в общем поступлении  иностранного капитала возросла до 24,2 %.

В 2008 г. также  наблюдается рост прямых ивестиций  – 2,280 млрд. долларов США, что в 1,74 раза больше чем в 2007 г. При этом доля прямых иностранных инвестиций составила 34,9% в общем поступлении иностранных инвестиций.

Другой  формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые  представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации  путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в  Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был  значительным. Максимальная их доля и  абсолютный объем были зафиксированы  в 2006 г. (3,2 млн. долл. США). В 2007 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн. долл. США. В 2008 г. объем портфельных инвестиций также снизился и составил 1,7 млн. долл. США.

Зарубежные  портфельные капиталовложения в  Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей  страны, которую они выполняют  в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть  эту роль и белорусские портфельные  инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов. Остальные факторы непосредственно вытекают из вышесказанного: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это не способствует заинтересованности иностранного инвестора вкладывать деньги в ценные бумаги эмитентов Республики Беларусь.

В связи  с этим заметный приток внешних портфельных  инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации ситуации на фондовом рынке, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе  он не сможет привести к существенному  изменению положения в инвестиционной сфере белорусской экономики.

Немаловажное значение в  составе иностранных инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции, состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, — кредитов (в первую очередь  торговых) и банковских вкладов. Организациями  республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю пришлось 65% от всех полученных иностранных инвестиций.

Наибольшие  суммы иностранных инвестиций поступили  в такие отрасли экономики, как  промышленность (42,9% от всех поступивших  инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).

Таблица 3 - Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице (тыс. долларов США)

 

Поступило за 2008 год

Справочно 
поступило 
за 2007 год

всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

Республика Беларусь

6525857,3

2279822,9

1695,3

4244339,1

5421864,6

в том числе:

         

промышленность

2802177,0

430483,3

1483,3

2370210,4

2371213,7

транспорт

408222,4

96144,1

1,5

312076,8

379985,9

связь

270003,5

183656,6

-

86346,9

368226,7

строительство

103865,1

37561,8

117,4

66185,9

52289,8

торговля и общественное питание

556479,5

178366,0

64,5

378049,0

320588,6

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

1941496,3

1234063,9

-

707432,4

1631660,8


Примечание  – Источник: [18].

Таким образом, иностранный капитал традиционно  предпочитает те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для  него стратегическое значение в долгосрочном плане, т.к. ее реализация гарантирована  относительно стабильным спросом на мировом рынке, во-вторых, характеризуются  быстрым оборотом вложенных средств  и максимальной рентабельностью  производства.

Территориальное размещение иностранных инвестиций в период с 2004 по 2008 гг. характеризуется  четко выраженной концентрацией  в г. Минске. Общий объем поступлений  инвестиций из-за рубежа в 2008 г. в г. Минске составил 42,7 % от общего объема иностранных инвестиций. Значительно  вырос объем инвестиций в Минской области 21% от общего объема иностранных инвестиций. Затем следует Гомельская область (15,2%) и Витебская область (14,5%) от общего объема инвестиций.

Как и в предыдущие периоды, меньше всего инвестиций привлекли  в 2008 г. организации Гродненской  области — 1,3 % от общего объема иностранных  инвестиций.

  1. Рисунок 1 Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год

Примечание – Источник: [18].

Основным  поставщиком иностранных инвестиций в 2008 г. была Россия (33,2% от общего объема инвестиций). Следует заметить, что из стран СНГ (зербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) поступило 33,3% от общего объема инвестиций, из которых доминирующую позицию занимает Россия –33,2%.

Из стран  из ЕС поступило 42,9% от общего объема инвестиций.

Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно  выделить:

- Россию (2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего объема инвестиций);

- Швейцарию (1225,4 млн. долларов; 18,8%);

- Австрию (739,8 млн. долларов; 14,5%);

- Великобританию (713,9 млн. долларов; 10,9%)

- Кипр (555,7 млн. долларов; 8,5%).

Наибольший  объем прямых иностранных инвестиций поступил из Швейцарии (1215,7 млн. долларов), что составляет более половины поступивших  прямых иностранных инвестиций.

Наибольший  объем ПИИ в т.г. поступил из следующих  стран:

- Швейцария (1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема ПИИ);

- Россия (328,5 млн. долларов; 14,4%);

- Кипр (263,1 млн. долларов; 11,5%);

- Германия (93,7 млн. долларов; 4,1%);

- Великобритания (42,2 млн. долларов; 1,9%).

В области прямых иностранных инвестиций достигнуты неплохие результаты. Однако объемы привлеченных средств пока не удовлетворяют реальной потребности  Беларуси в иностранных капиталовложениях. Поэтому со стороны органов управления должна быть усилена работа по увеличению объемов и эффективности прямых иностранных инвестиций, в том  числе путем формирования благоприятного инвестиционного климата по следующим  основным направлениям:

- совершенствования нормативной и законодательной базы;

- развития инфраструктуры иностранных инвестиций;

-активизации интеграции в инвестиционные процессы на международном уровне.

Важное значение для привлечения  иностранных инвестиций в республику играет эффективно действующая инфраструктура, которая, согласно опыту работы в  других странах, подразумевает как  наличие специализированного центра содействия иностранным инвестициям, так и общей развитой системы  банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного  обеспечения и связи, и т.п.

Невозможно активизировать процесс  привлечения иностранных инвестиций в страну на национальном уровне без  развития инвестиционного сотрудничества в международном масштабе, то есть без интеграции в мировой инвестиционный процесс. В связи с этим для  Республики Беларусь чрезвычайно важно участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях, среди которых можно выделить: FIAS (ФИАС) - Агентство Мирового банка по содействию иностранным инвестициям; MIGA (МИГА) - Многостороннее агентство гарантий инвестиций; WIPA (ВИПА) - Мировая ассоциация инвестиционных агентств; EIB (ЕИБ) - Европейский инвестиционный банк; UNIDO (ЮНИДО); UNCTAD (ЮНКТАД); основные международные финансовые организации (Мировой банк и ЕБРР).

Дополнительно к работе в международном  масштабе важно обратить особое внимание развитию сотрудничества Беларуси в  области инвестиций в рамках двусторонних межгосударственных торгово-экономических  комитетов и комиссий, которые  организованы и действуют на сегодня с Германией, Швейцарией, Австрией, США и другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  вышеизложенного материала можно  сделать следующие выводы:

1. Существует множество определений понятия «инвестиции», развитая система классификации инвестиций, множество видов инвестиций.

2. Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией.

3. Существует множество положительных и отрицательных последствий привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран, поэтому принимающие страны и их экономические субъекты должны внимательно оценивать все “за” и “против” подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций.

4. В последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов.

5. Глобальный приток ПИИ увеличился в 2007 году на 30% и достиг 1 833 млрд. долларов.

6. В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З).

7. Несмотря на некоторое увеличение в 2008 г. в Республики Беларусь доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами.

Информация о работе Иностранные инвестиции