Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

- Дать понятие инвестициям, рассмотреть их формы;

- Проанализировать источники инвестиций и их функции;

- Изучить инвестиционную деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………..……………..4

1.2. Источники инвестиций……………….………………………….…..……8

1.2.1. Внутренние источники инвестиций.…………………………………...8

1.2.2. Внешние источники инвестиций……………………………………...12

1.3 Стимулы для привлечения иностранного капитала…………………….16

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………..19

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь………………….19

2.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала ……...21

2.3 Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения ……………………………………………………………….…….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы...…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

шатлык.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

     При создании новых предприятий и  новых отраслей обычно у нас внимание концентрируется на обеспечении  выпуска конечного готового продукта и максимальном приближении к  полной автономии предприятий, выпускающих  этот продукт. При этом, как правило, отсутствует стремление к использованию  преимуществ разделения труда. В  результате инвестиционный процесс  обычно не сопровождается ни созданием  всех необходимых инфраструктур, ни тем более их опережающим развитием.

     Как показывает анализ данной проблемы, правительства  развитых стран опираются преимущественно  на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). [12, с 37].

     Одним из основных регуляторов является налог  на предпринимательский доход (налог  на прибыль). Во всех развитых странах  прослеживается тенденция снижения налоговых ставок на прибыль. В США, например, ставка на прибыль крупных компаний (с годовым доходом более 100 тыс. $) за 1965-1987 гг. сократилась с 48 до 34%, а мелких и средних (с доходом 25-50 тыс. $) – с 30 до 15%.

     Инвестиционная  деятельность в США регулируется также с помощью механизма  инвестиционного кредита – скидки с прибыли, направленной на капиталовложения.

     Правительства многих стран проводят активную региональную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных территорий, однако центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных  органов власти.

     Одной из наиболее актуальных на сегодняшний  день задач является перевод экономики  Беларуси на инновационный путь развития. В то же время доля высокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья  невелика  для Беларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынок СНГ.

     Вероятно, корни нынешних проблем лежат  в отсутствии системы быстрого и  эффективного превращения инновационной  разработки в прибыльный коммерческий продукт.

     Как правило, на начальных этапах малые  инновационные компании, или «стартапы», имеют три препятствия на пути получения коммерческого кредита:

  1. высокие риски;
  2. сравнительно долгий срок (часто более 2-3 лет) выхода проекта на прибыльность;
  3. отсутствие залогового обеспечения.

     И поэтому сначала в США, а затем  и в других странах получил  распространение механизм венчурного финансирования, ставший основой  инвестиционной схемы Силиконовой  Долины. Частные инвестиции, направленные на высокорискованные проекты, находящиеся  на ранних стадиях развития.

     Для стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования государство использует различные формы и методы финансовой поддержки, основными из которых являются льготы по налоговым и таможенным платежам, прямое бюджетное финансирование, предоставление гарантий, участие в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

     В частности, с 2004 года в республике применяется  возмещение части процентов за пользование  банковскими кредитами из средств  республиканского бюджета, но только тем  проектам, которые прошли по конкурсному  отбору.

     В связи с происходящими процессами глобализации рынка и информационных потоков происходит повышение роли внешнего фактора в деятельности участников рынка. Динамично изменяющаяся внешняя среда требует от них оперативной реакции. Использование Интернет-технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях потенциальных инвесторов.

     Существует  ряд сайтов, посвященных подготовке, размещению и поиску инвестиционных проектов. Недостатком данных Интернет-ресурсов является то, что они малоинформативные. На них содержится в основном информация о том, кто реализует проект (зачастую без указания адреса и контактного  телефона), наименование проекта (без  его описания и характеристики показателей  эффективности), объём требуемых  инвестиций.

     Всё выше перечисленное я хотела бы привести к ряду мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики РБ.

  1. Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры, потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
  2. Неопределённость существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно – «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других, столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.

     3. Нужно развивать все сферы  и отрасли экономики, больше  внимания уделять инфраструктуре.  Анализ структуры привлечённых  иностранных инвестиций показывает  их весьма узкую отраслевую  направленность. Основная их доля  направляется либо в экспортно-ориентированные  отрасли (промышленность), либо в  сверхприбыльные проекты с малыми  сроками окупаемости и незначительной  фондоёмкостью (торговля и общественное  питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В США, например, в отраслевом разрезе основной объём иностранных инвестиций сосредоточен в непроизводственной сфере экономики (сфере услуг – 63%) и в обрабатывающей промышленности (около 35%).

     4. Одним из наиболее перспективных  путей привлечения иностранных  инвестиций является участие  инвесторов в процессе приватизации. Но не следует ей придавать  лавинообразный характер. Нужно  рассматривать любые возможные,  но взаимовыгодные предложения.

     5. Нужно усилить работу Консультативного  совета по иностранным инвестициям.  Нужно сосредоточить усилия на  установлении равных условий  для иностранных и национальных  инвесторов, на совершенствовании  системы бухгалтерского учёта  и переводу её на Международную  систему, на разработке предложений  в нормативно-правовых актах   по таможенному законодательству, на совершенствовании мер государственной  поддержки малого предпринимательства.

     6. Крайне необходимо сотрудничество  с международными организациями.  Нужно продолжить последовательную  работу по унификации таможенно-тарифных  систем Беларуси и России, либерализации  внешнеторговых связей республики, связанной с вхождением в ВТО.  Факт принятия Республики Беларусь  в ВТО, несомненно, повысит привлекательность  страны для иностранных компаний.

     7. Представляется необходимым продолжение  развития СЭЗ – как одну  из самых приоритетных форм  привлечения внешних инвестиций  в республику.

     8. Беларусь имеет уникальное географическое  положение: через её территорию  проходят мировые транспортные  коридоры.  Но при этом пока  в Беларуси отсутствуют современные  транспортно-логистические центры, которые могли бы  на высоком  уровне обслуживать транзитные  потоки.

     9. Законодательную базу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально  отражающие  цели и  задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначное толкование, противоречивость в применении законов.

     10. Нужно создавать зарубежные представительства,  проводить инвестиционные конференции,  форумы, торги, выставки инвестиционных  проектов.

     11. Необходимо кадровое обеспечение  реализации инвестиционной стратегии.  Требуется подготовка квалифицированных  специалистов по инвестиционному  праву, профессиональных специалистов  по инвестиционному бизнесу.

     12. Для привлечения внешних инвестиций  важным является формирование  института стратегических партнёров,  связывающих развитие своего  бизнеса с развитием территории  в целом, что обеспечивает непрерывность  отношений и требует специфических  навыков для конкретной сделки: снижение затрат на переговоры, рационализация внутренней структуры  участников сделки.

     Из  всего вышесказанного следует, что  осуществление данных мер будет  содействовать более уверенному продвижению Беларуси по пути рыночных реформ.

     Потенциальные преимущества притока иностранных  инвестиций включают передачу технологий, управляющих навыков, торговых марок; возможность экспортной диверсификации преимущества для квалифицированной  рабочей силы в отраслях с высокой  добавленной стоимостью; расширение связей с внешними рынками. [13, с.85].

      
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

    Изучая  опыт стран, где различные формы  коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

    На  экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

    Что нужно для того, чтобы все эти  возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?

    Прежде  всего необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

    Привлечение в широких масштабах иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве  цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в  основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала. А иностранный капитал  может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и  передовой управленческий опыт. Поэтому  включение Беларуси в мировое  хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение  кредитов для покупки необходимых  товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов.

Информация о работе Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь