Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

- Дать понятие инвестициям, рассмотреть их формы;

- Проанализировать источники инвестиций и их функции;

- Изучить инвестиционную деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………..……………..4

1.2. Источники инвестиций……………….………………………….…..……8

1.2.1. Внутренние источники инвестиций.…………………………………...8

1.2.2. Внешние источники инвестиций……………………………………...12

1.3 Стимулы для привлечения иностранного капитала…………………….16

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………..19

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь………………….19

2.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала ……...21

2.3 Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения ……………………………………………………………….…….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы...…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

шатлык.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

       Государству необходимо проводить  грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было  удобно проводить обновление, изменение  производства. Также помогать разрабатывать  планы, как внутреннего размещения  производства, так и мирового  распределения,  пытаясь поставить  своё государство в наиболее  выгодную позицию.

  1. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.

       В государстве нужно создать  гибкую систему, поощряющую использование  новейших технологий. Также нужны  развитые и признанные в мире  центры разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и популяризации  высоких технологий.

  1. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.
  2. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических  режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
  3. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность  их экономики и политических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре, науке, авторитете в мире.

     В каждый конкретный промежуток времени  могут доминировать одни факторы (или  группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами  иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).

     Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении  оттока прямых инвестиций. [14, с.5].

     Ответить  на вопрос, нужно ли ограничивать отток  инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно  в четыре этапа:

     1) Провести обследование ясных и видимых результатов стандартного статического анализа уровня благосостояния.

     2) Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.

     3) Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с международными рынками.

     4) Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала в форме прямых инвестиций

     Страна  базирования инвестора в целом  выигрывает, потому что выгоды для  самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц  в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.

     Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов.

     Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования. [13, с.112].

     Таким образом, для страны базирования  явно вырисовываются три количественных результата.

     1) Непосредственные рыночные результаты ППИ благоприятны для страны базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.

     2) Результат будет обратным, если  мнение инвесторов не принимается  во внимание в стране базирования.

     3) Существуют политические и экономические  изъяны свободного оттока прямых  инвестиций из страны, что предполагает  ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения  весьма неопределенна.

     А должна ли принимающая  страна ограничивать прямые инвестиции?

     Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы»  и «минусы» политики ограничений  симметричны по форме решения  соответствующих вопросов в стране базирования.

     Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

Во-вторых, в принимающей стране, как и  в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию. [1,стр.23-25.]

1.3 Стимулы  для привлечения иностранного  капитала

Стимулирование  иностранных инвестиций требует  разрешения двух взаимосвязанных проблем. Прежде всего необходимо создание внутренней инвестиционной привлекательности  страны, складывающейся из состояния  транспорта, географического положения, налогового законодательства, наличия  квалифицированной рабочей силы. Вторая сторона привлечения –  это создание внешней инвестиционной привлекательности страны, то есть формирование необходимых условий  для обеспечения принятия инвестиционных решений в пользу страны-импортёра. Решающими факторами для привлечения  прямых зарубежных инвестиций являются:

  • время окупаемости затрат и прибыль, которые зависят от уровня инвестиционного риска;
  • общественно-политические условия и перспективы экономического роста страны, принимающей инвестиционный капитал;
  • стратегия развития международных монополий, учитывающая масштабы и ёмкость рынков;
  • Технологические требования и возможности рационализации производства инвестора.

Названные факторы в условиях Беларуси принимают  конкретные формы. Мы имеем выгодное географическое положение страны, относительно ёмкий рынок сбыта, политическую стабильность, высокий уровень квалификации кадров, последовательное регулирование  политической системы.

     Мировая практика вывоза капитала  выработала совокупный перечень  критериев инвестиционной деятельности, при исполнении которых инвесторы  достигают поставленных целей,  а именно:

  1. Характеристика местного рынка, включая покупательную способность населения, наличие природных ресурсов, географическое положение. В Республике Беларусь недостаточно топливно-энергетических и минеральных ресурсов, отсутствуют многие виды сырья, в то же время цены в долларовом эквиваленте на многие виды сырья и материалов, импортируемых из России, растут. Поэтому для Беларуси решающим является ресурсосбережение, внедрение современных технологий и привлечение инвестиций на данные цели. Особое значение придаётся производственной инфраструктуре: дорогам, энергосистемам, аэропортам.
  2. Политическая стабильность, наличие законов, регулирующих инвестиции и остающихся неизменными в течение продолжительного времени. Практика свидетельствует, что экономическая и политическая неопределённость – одна из причин тормоза инвестиционных вложений. Законодательство должно быть предсказуемым и справедливым.
  3. Налоговые ставки и стимулы. Инвестиционная практика выработала универсальный набор мер, в первую очередь налоговые стимулы (льготы, отсрочка от уплаты налога); стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амортизация), освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, комплектующих изделий, сырья и материалов. Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных инвестиций – займы, кредиты и гарантии их предоставления. Для потенциальных инвесторов промышленно развитых стран налоговые льготы играют незначительную роль. Они отдают предпочтение финансовым стимулам, так как влияние налогов безадресно, а финансовое стимулирование позволяет сконцентрировать усилия для достижения конкретных ориентированных целей. Инвесторы развивающихся стран, напротив, в большей мере предпочитают налоговые льготы, что связанно с недостатком финансовых ресурсов.
  4. Макроэкономическая политика государства и низкая (предсказуемая) инфляция. Гиперинфляция усложняет управление, порождает неопределённость в оценках развития, обесценивает оборотный капитал, снижает покупательную способность населения. Это выражается в непривлекательности промышленности и других отраслей реальной экономики как сферы приложения капитала.[16,стр.43.]
 

    2  Инвестиционная деятельность и  проблемы привлечения иностранных  инвестиций в экономику Республики  Беларусь 
 

    2.1 Инвестиционные возможности Республики  Беларусь 
 

    Важнейшим направлением государственной экономической  политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

    Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

    Республика  находится на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой  и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать  своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых  перспективных рынков стран СНГ.

    В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и  разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное  признание получили разработки белорусских  ученых в области лазерной и ядерной  физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

    В Беларуси имеются производства по выпуску  конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.

Информация о работе Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь