Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

- Дать понятие инвестициям, рассмотреть их формы;

- Проанализировать источники инвестиций и их функции;

- Изучить инвестиционную деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………..……………..4

1.2. Источники инвестиций……………….………………………….…..……8

1.2.1. Внутренние источники инвестиций.…………………………………...8

1.2.2. Внешние источники инвестиций……………………………………...12

1.3 Стимулы для привлечения иностранного капитала…………………….16

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………..19

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь………………….19

2.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала ……...21

2.3 Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения ……………………………………………………………….…….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы...…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

шатлык.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

    Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

    В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами  СЭЗ за счет реализации продукции  собственного производства, освобождается  от налогообложения сроком на 5 лет  с момента ее объявления.

    Республика  Беларусь — единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных  инвесторов, обеспечивает им не менее  благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для  них специальные стимулирующие  преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах[10, с.2].

    Беларусь  имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные  предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской  «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским  «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

    Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд  преимуществ перед национальными  субъектами хозяйствования. Иностранным  и совместным предприятиям предоставляется  следующие льготы и преференции:

    - освобождение в течение трех  лет от уплаты налога на  прибыль от производственной  деятельности. В случае если такие  организации производят особо  важную для республики продукцию,  ставка налога на прибыль уменьшается  на 50 процентов еще на срок  до трех лет;

    - освобождение от уплаты таможенных  пошлин и налога на добавленную  стоимость при ввозе на территорию  республики основных средств,  предназначенных для формирования  уставного фонда;

    - безлицензионные экспорт продукции  собственного производства и  импорт продукции для собственного  производства;

    - свободное распоряжение полученной  выручкой в иностранной валюте  от экспорта продукции собственного  производства после оплаты налогов  и других обязательных платежей;

    - свобода при выборе поставщиков  товаров и установлении цен  на продукцию собственного производства;

    - сохранение правового режима  в течение 5 лет с момента  регистрации предприятия с иностранными  инвестициями в не зависимости  от изменений в законодательстве  Республики Беларусь. [4, с.12].

    В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области  лицензирования, внешнеэкономической  деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

    С целью увеличения объемов привлечения  иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное  инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских  предприятий, заинтересованных в привлечении  иностранных инвестиций. [13, с.16].

    Проводится  работа по привлечению средств иностранных  кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия  по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга. [3, с.2]

2.2. Совершенствование форм привлечения иностранного капитала.

       Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость  в сотрудничестве с иностранными  инвесторами и привлечении иностранного  капитала в экономику нашей  страны.

       Иностранные инвестиции приведут  к процветанию государства, в  противном случае – к процветанию  инвесторов и негативным последствиям  в развитии собственной экономики.

       Работы на государственном уровне  по привлечению в страну иностранного  капитала должны включать:

     - разработку концепции привлечения  иностранных инвестиций, её обсуждение  и утверждение Президентом;

     - принятие дополнительных законов  и других законодательных актов  способствующих привлечению иностранных  инвесторов в республику;

     - создание системы государственного  управления процессом привлечения  иностранных инвесторов.

       Общим условием стимулирования  притока иностранных инвестиций  является как можно более скорая  стабилизация финансового положения  в Республике Беларусь.

       Проблема привлечения иностранных  инвестиций должна быть увязана  с другой, не менее важной для  Беларуси, проблемой – защитой  интересов отечественных производителей  и ограждением их от чрезмерной  конкуренции.

       Важную роль может сыграть  организация производства продукции  на базе использования  лучших  зарубежных образцов с помощью  импорта лицензий.

       Для разработки и реализации  такой политики представляется  целесообразным:

     - заключить с развитыми странами  соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

     - создать при отраслевых министерствах  и концернах фонды для долевого  финансирования импорта технологий  по основным направлениям структурной  перестройки.

       Одним из каналов  притока  финансовых ресурсов может стать  создание определённых условий  для размещения в Республике  Беларусь филиалов крупнейших  иностранных банков и представительств  международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ,  Балтии и Восточной Европы [9, с. 26].

       Деятельность филиалов иностранных  банков должна быть поставлена  под целесообраздный финансовый  контроль. Такой подход позволит  значительно улучшить работу  по привлечении финансовых ресурсов  и обслуживанию инвестиционных  потоков.  

     2.3 Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения. 

     Принципом современной инвестиционной политики является выполнение требований приоритетности, означающих необходимость ориентации вложений на наиболее важных направлениях развития, обеспечивающих достижение высокого уровня устойчивости предприятия, конкурентных преимуществ, повышение доходности или иного социально – экономического эффекта. Указанный принцип предполагает разработку достаточного множества моделей, проектов. В последние годы в белорусской экономике достаточно распространён взгляд  на инвестиционный проект только как на некий план, пакет документов. При этом на второй план отходит осознание того, что инвестиционный проект представляет собой систему экономических отношений его участников, и от этих отношений, от того, как они организованы и оформлены, во многом зависит успех реализации проекта. Реализация любого инвестиционного проекта не возможна без квалифицированного управления им, без мониторинга окружающей проект социально-экономической среды.

     Сегодня в Беларуси наиболее распространенными  организационными формами отношений  участников проекта являются акционерное  общество и совместное предприятие.

     А почему бы не создать такие организационные  формы, как консорциум и хозяйственная  ассоциация, активно используемые западными  странами?

     Консорциум  представляет собой временное договорное объединение (соглашение) партнёров  для осуществления проекта, по окончании  которого данная форма сотрудничества или прекращается или продлевается, но уже в связи с новыми задачами. В мировой практике консорциум как  временное объединение партнеров, полностью сохраняющих статус юридических  лиц и право осуществления  самостоятельно своей хозяйственной  деятельности в части, не касающейся целей созданного консорциума, не является юридическим лицом. [7, с.57].

     Характерная особенность консорциума – отсутствие совместной собственности участников; доля каждого члена консорциума определяется исходя из квот партнеров в общих объёмах производства и оказываемых услуг в ходе осуществления проекта. Консорциум может перерасти в предприятие с долевой формой собственности, в том числе акционерной.

     Хозяйственная ассоциация представляет собой добровольное объединение в целях реализации проекта различного рода лиц, выполняющих  делегированные им  функции. При этом участники ассоциации, строя свою деятельность на договорной основе, имеют право получать свою долю прибыли от существования проекта, а также от предприятий, не входящих в состав ассоциации. Особенность хозяйственной ассоциации проявляется в централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций и меньшей взаимозависимости её участников, чем в консорциуме.

     Белорусским учредителям проектов целесообразно  оценить достоинства указанных  форм проектных отношений и при  необходимости использовать их для  успешного осуществления инвестиционных проектов.

     Очень важную роль в формировании инвестиционного  климата играет государство. [3, с.18].

     Процесс взаимодействия правительства с  бизнесом – необходимое условие успешного развития страны.

     Зарубежный  опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придаётся большое  значение, им придаётся статус государственной  важности. Например, в США иностранные  инвестиции не остаются без внимания со стороны федеральных властей  и общественных организаций. Однако тут нет специального закона и  органа, регулирующего иностранные  инвестиции.

     Безусловно, одним из катализирующих факторов  в процессе притока иностранного капитала  в экономику Беларуси является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр  РБ Сергей Сидорский.

     На  заседании рабочих групп консультативного совета обсуждаются вопросы и  вносятся предложения по совершенствованию  законодательства в  банковской сфере, в сфере страхования, таможенных процедур, налоговой системы. [2, с.42].

     Чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер белорусской экономики. Главной  задачей структурно-инвестиционной политики является коренное обновление производственных мощностей на основе замены устаревших элементов новыми, реализующими достижения современного научно-технического прогресса.

     Резкое  снижение инвестиций на науку и научное  обслуживание фактически сделало динамичное развитие в стране собственных передовых  и наукоёмких производств почти  невозможным.

Информация о работе Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь