Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Задачи:

- Дать понятие инвестициям, рассмотреть их формы;

- Проанализировать источники инвестиций и их функции;

- Изучить инвестиционную деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………..……………..4

1.2. Источники инвестиций……………….………………………….…..……8

1.2.1. Внутренние источники инвестиций.…………………………………...8

1.2.2. Внешние источники инвестиций……………………………………...12

1.3 Стимулы для привлечения иностранного капитала…………………….16

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………..19

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь………………….19

2.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала ……...21

2.3 Проблемы инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и пути их решения ……………………………………………………………….…….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы...…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

шатлык.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

     Под непрямыми инвестициями подразумевают  инвестирование, опосредствуемое другими  лицами (инвестиционными или иными  финансовыми посредниками). Не все  инвесторы имеют достаточную  квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В этом случае они  приобретают ценные бумаги, выпускаемые  инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов.

     2. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

     Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.

     3. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

     Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

     Государственные инвестиции осуществляют центральные  и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также  государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.

     Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

     Совместные  инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

     5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

     Под инвестициями внутри страны (внутренними  инвестициями) подразумевают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных  границах данной страны. 

     Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты  инвестирования, размещенные за пределами  территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся  также приобретения различных финансовых инструментов других стран – акций  зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.). [13, с.98].

1.2. ИСТОЧНИКИ  ИНВЕСТИЦИЙ 
 

1.2.1. Внутренние  источники инвестиций 

     Традиционно во многих странах финансирование капитальных   вложений осуществляется в основном за счет внутренних источников. Каждой  семье  приходится  постоянно  решать житейскую проблему: какую  часть своего бюджета направить  на текущее потребление, а какую - отложить на будущее. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях,  когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.

     Объем сбережений в стране непосредственно  влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые  в будущем выразятся в подъеме  производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть  своего текущего дохода, это означает, что часть производства может  быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

     Чаще  всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

     Иногда  вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие  сберегает часть своей прибыли  и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает  и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно  соответствует объему инвестиций. Какая  часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что  в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

     Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная  ситуация. Если некая белорусская  компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые  средства, как в белорусском, так  и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники  инвестиций. [16, с.95].

     Прибыль как источник инвестиций

     Недостаток  финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен  на свою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение  прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.  Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

     Правительством  принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых  финансовых ресурсов для производственного  развития, тем более что сегодня  они являются одним из основных источников  капиталовложений в экономику. В  Республике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошим стимулом к  усилению инвестиционной активности.

     Амортизационные отчисления

     Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального  носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в  кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Ещё пару лет назад в  Республике Беларусь амортизационные  отчисления терялись из-за инфляции (инфляция в своё время практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому  для самоинвестирования предприятия  использовали средства, необходимые  для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости  основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально  темпам инфляции позволяет увеличить  источники собственных средств  для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности стала антиинфляционная защита амортизационного фонда путем  регулярной индексации балансовой стоимости  основных средств, правда, с 01.01.1999 года данная практика приостановлена. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда.

     Бюджетное финансирование

     Дефицит государственного бюджета не позволяет  рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций  государство  вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточается контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения  гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Государственные  централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа  республиканских программ, создание особо эффективных структурообразующих  объектов, поддержание республиканской  инфраструктуры, преодоление последствий  стихийных  бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее  острых социальных и экономических проблем.

     Банковский  кредит

     Долгосрочное  кредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости  говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, которое находится в не самом  лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей  в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение  социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты  невыгодны в условиях инфляции. [13, с.57].

     Средства  населения

     Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций  приватизированных предприятий  и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

     Основным  фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая  нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. [13, с.82]. 
 

     1.2.2. Внешние источники инвестиций

      Проблема состоит в стимулировании  эффективного притока иностранного  капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми  участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

     Прямые  зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации — производства и прямой выход на мировой рынок.

     Рассмотрим  причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а также шаги государства, предпринимаемые  для стимулирования инвестиции по каждому  из них. Такое решение обуславливается  широким спектром мотиваций, как  например:

  1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям. Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлению инвесторам благоприятных условий для работы в стране.
  2. Географические условия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокий анализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих от местоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристических возможностей.
  3. Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы в национальных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования в странах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создать внутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся от условий в других странах.
  4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
  5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
  6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.

Информация о работе Иностранные инвестиции: пути привлечения в экономику Республики Беларусь