Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5

1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9

1.3Типы и виды инфляции 12

2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18

2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18

2.2 Сущность антиинфляционной политики 23

2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29

3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33

3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37

Заключение 42

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 175.55 Кб (Скачать)
n="justify">–1,5% в 2000г:

     3. 1997–1999 гг. – доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

     Причиной  обострения инфляционных процессов  в 1998–1999 гг. является ДКП (денежно-кредитная политика), связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России [19, с.72-74].

     4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства – уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % – в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно–кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

     5. Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США [20, с. 54-55].

     С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля  и роста денежных доходов населения  более чем на 20%, темп инфляции в  Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем  по СНГ.

     Темп  потребительской инфляции достиг 4-летнего  максимума в середине 2008 г.

     Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции (рисунок 3.1.2). 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.1.2 – Ставка рефинансирования и ИПЦ

     

     Примечание  – Источник [21] 

     Таким образом, в период 2002–2009 г. можно  было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь  стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический  рост весьма затруднителен, поэтому  инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

     Специфика инфляции определяется условиями, в  которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего стабилизационного  механизма динамика инфляционного  процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и способствует формированию институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда [19, с.74-75].

     Наряду  с причинами инфляции, вытекающими  из структуры народнохозяйственного  комплекса республики, есть причины  и условия развития инфляции, лежащие  в "монетарной сфере". Это последствия  определенной финансово-бюджетной  и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

     В этих условиях требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса  мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы. 
 

     3.2 Цели и направления  реализации антиинфляционной  политики в Республике  Беларусь 
 

     Антиинфляционная  политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики —  привести темпы роста денежной массы  в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

     Развитие  инфляционного процесса зависит  от проводимой государством экономической  политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные  антиинфляционные меры.

     Наиболее  вероятными в условиях повышения  инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или  иной мере будут направлены на компенсацию  трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

     Государство при выборе методов макроэкономического  регулирования может рассматривать  различные системы мер в области  налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики [13, c. 312-313].

     Первоочередная  важность проблемы инфляции в экономике  республики нашла отражение в  основных направлениях денежно-кредитной  политики. На протяжении ряда последних  лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить  инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость  дальнейшего снижения инфляции и  установления полного контроля над  инфляционными процессами в стране.

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

     В контексте детализации системных  причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;
  • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [13, c. 313].

     Перечень  системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор  мер антиинфляционной политики. В  условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

     В связи с возникновением хронической  несбалансированности экономики в  ходе радикальных экономических  реформ необходимо разработать в  условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации  управления. Стержнем экономической  политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

     Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте  может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего  и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих  темпов инфляции.

     Основы  долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

     В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [19, с.75-76].

     Развитие  инфляционного процесса зависит  также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление  в экономике дополнительного  инфляционного импульса, который  в первую очередь проявляется  в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых  взаимосвязей переносится и на стоимость  отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые  сырье и комплектующие [13, c. 313-314]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

     Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим  образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и  др.), глобальные (состояние мировых  финансовых рынков); политические —  внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия  населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

     Из  перечисленных факторов только внешние  политические и глобальные экономические  не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого  целевого норматива возможно при  регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь