Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа
Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5
1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9
1.3Типы и виды инфляции 12
2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18
2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18
2.2 Сущность антиинфляционной политики 23
2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29
3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33
3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37
Заключение 42
Список использованных источников 43
3. 1997–1999 гг. – доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.
Причиной обострения инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП (денежно-кредитная политика), связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России [19, с.72-74].
4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства – уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % – в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно–кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.
5. Причиной послужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США [20, с. 54-55].
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.
Тем
не менее, высокая ставка рефинансирования
Национального банка (14% с начала
2009 г.) позволила сдержать инфляционные
тенденции (рисунок 3.1.2).
Рисунок 3.1.2 – Ставка рефинансирования и ИПЦ
Примечание
– Источник [21]
Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.
Специфика
инфляции определяется условиями, в
которых протекает процесс
Наряду
с причинами инфляции, вытекающими
из структуры
В
этих условиях требуется научно обоснованная
детальная программа действий по
осуществлению всего комплекса
мер по переходу к рыночной экономике,
прежде всего в области финансовой
стабилизации и укрепления денежной системы.
3.2
Цели и направления
реализации антиинфляционной
политики в Республике
Беларусь
Антиинфляционная
политика насчитывает богатый
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство
при выборе методов макроэкономического
регулирования может
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
В
контексте детализации
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В
связи с возникновением хронической
несбалансированности экономики в
ходе радикальных экономических
реформ необходимо разработать в
условиях реформирования эффективную
антиинфляционную политику. Необходимы
кардинальные рыночные преобразования,
прежде всего демонополизация, развитие
конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.
Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В
целях оздоровления финансового
состояния предприятий акцент необходимо
делать на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов
Развитие
инфляционного процесса зависит
также и от реализуемой государством
валютной политики. Усиление инфляции
оказывает дополнительное давление
на обменный курс национальной валюты
в сторону его понижения. Принимая
в этих условиях решение о девальвации,
государство допускает
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).
Из
перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при
регулировании остальных