Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5

1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9

1.3Типы и виды инфляции 12

2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18

2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18

2.2 Сущность антиинфляционной политики 23

2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29

3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33

3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37

Заключение 42

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 175.55 Кб (Скачать)

     В период действия указанной схемы  должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП  на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период [19, c. 76].

     Основным  направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике.  
 

     3.3 Пути повышения  эффективности борьбы  с инфляцией в  Республике Беларусь на современном этапе 
 

     Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три  группы по:

  • ограничению издержек и ресурсосбережению;
  • ограничению монетарных факторов инфляции;
  • структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

     Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики [22, c. 208].

     Инфляция  в Беларуси с 2002 года по 2008 год снизилась  более чем в 2,5 раза до 13,3%. В 2009 году благодаря принятию властями предложенной Международным валютным фондом жесткой  бюджетной политики, и, несмотря на проведение государством политики свободного ценообразования, отмены фиксирования цены на большую часть товаров и услуг, инфляция в Беларуси снизилась на 3,2% по сравнению с 2008 годом и составила 10,1%.

     За  январь-апрель 2010 года инфляция в Беларуси составила 3,1%. Согласно прогнозам МВФ тенденция снижения инфляции будет продолжаться и к 2012 году индекс потребительских цен составит 5,5%, что сопоставимо с данным показателем в европейских странах в докризисный период.

     В настоящее время  Беларусь является лидером в Европе по уровню инфляции за 11 месяцев 2010 года, свидетельствует информация Росстата, подготовленная на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных МВФ [23].

В ноябре 2010 года среди рассматриваемых зарубежных стран наибольшее увеличение потребительских  цен по сравнению с предыдущим месяцем наблюдалось в Беларуси (на 0,9%), Бразилии и Казахстане (на 0,8%), за период с начала года - в Беларуси (на 8,9%), Украине (на 8,2%), Румынии (на 7,4%) [18].

     Так, если говорить об инфляционных лидерах, то среди основных групп продовольственных  товаров в январе-октябре 2010 года больше всего подорожал картофель  на 37,7%. Крупы подорожали на 35,4%, масло  животное – на 29,8%, масло растительное – на 28,2%, сахар – на 27,8%, сыры – на 14,3%, молоко и молочные продукты – на 14,1%, кондитерские изделия – на 13%. Если говорить о росте цен на продукты, то здесь сказывается фактор аномальной жары летом текущего года.

     Среди основных групп непродовольственных  товаров по итогам 10 месяцев больше всего подорожал бензин – на 17%, письменные принадлежности – на 15,2% и медикаменты – на 8,3%. Среди основных услуг больше всего подорожали услуги театров – на 25,7%, услуги городского пассажирского транспорта – на 19,1%, санаторно-оздоровительные услуги – на 15,7%, услуги автомобильного транспорта пригородного сообщения (+15,4%), услуги автомобильного транспорта междугородного сообщения (+14,3%), услуги высшего образования (+13,4%) [23].

     Индекс  потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2010 года по сравнению с октябрем 2010 года составил в Беларуси 100,9%, с декабрем 2009 года - 108,9%, сообщили в Национальном статистическом комитете.

     Индекс  цен производителей промышленной продукции  в ноябре 2010 года по сравнению с  октябрем 2010 года составил 101,2%, в том  числе на инвестиционные товары - 100,8%, промежуточные товары - 101,2%, потребительские товары - 101,2%.

     В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7-8%. Это предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год [24].

     Чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

     1. восстановить доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

     2. стабилизировать белорусский рубль посредством:

    • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
    • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
    • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

     3. проводить политику «дорогих денег» путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

     4. либерализировать денежно–кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

     5. применять процедуры санации и банкротств предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

     6. разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству, несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов).

     Целая  группа  антиинфляционных  мер,  предусматривающих   ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен,  объединена  под  названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной  политики. 

     Суть  их состоит в воздействии  на  отдельные  элементы  платежеспособного  спроса  с целью его ограничения, в создании нового соотношения  спроса  и  предложения как на товары, так и  на  деньги.  Существенным  ограничением  в  применении методов  управления  агрегатным  способом  является  то,  что  они  угнетают общехозяйственную конъюнктуру  и  могут  быть  использованы  лишь  на  стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их  действия.  В противном случае  они  ведут  к  угнетению  хозяйственной  активности,  а  в экстремальном  варианте  –  к  кризисному  сокращению  производства [25, c. 276]. 

     Они эффективны  в  ситуации,  когда  причиной  инфляции  действительно  является избыточность денежного спроса, т.е. в условиях инфляции спроса.

     На  практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как  бюджетные,  так  и  денежно-кредитной  политики.  В  рамках   бюджетной политики предусматривается:

  • ограничение  денежного  спроса  со  стороны   государства   (сокращение государственных расходов);
  • ужесточение  налоговой  политики  по  отношению  к  предпринимателям  и  потребителям.

     Меры  денежно-кредитной политики предусматривают  воздействие и на спрос (через цену кредита) и на  предложение денег с целью их  параллельного ограничения [25, c. 277-278].

     Специалисты считают, что  при  всех  недостатках  меры  по управлению  спросом  во  многом  соответствуют  современной   экономической структуре развитых стран.

     Методы, направленные на прямое ограничение  роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание  политики  доходов.  Они  могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития  производства.

     Однако  максимальная эффективность отмечается  в  условиях,  когда  основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов  характеризуется двойственным  механизмом  воздействия  на  инфляцию.  Ограничивая  масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти  денежные  величины  входят  в качестве издержек. Тем самым  политика  доходов  препятствует  саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.

     Используется  широкий спектр политики доходов. Экстремальным  вариантом политики доходов является  вариант  прямого  контроля  над  уровнем  цен  и заработной платы путем их «замораживания». Считается,  что  эта  мера  лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции.

     В настоящее время мы можем наблюдать  обратную тенденцию. С января по ноябрь 2010 года средняя заработная плата возросла с 990 000 бел. руб. (329,2 дол. США) до 1 428 337 бел. руб. (475 дол. США) или на 44,3% (курс доллара США по состоянию на 07.01.2011 г.).

     Планировалось, что к концу 2010 г. величина средней заработной платы достигнет отметки 500 дол. США.

     Также Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что к 2015 году уровень средней зарплаты по стране составит 1 000 дол. США [26].

     Однако  отдельные экономисты считают, что  данный план роста зарплат лишь способствует дальнейшему росту инфляции, так как осуществляется за счёт дополнительной эмиссии денежных средств.

Предпочтение  должно отдаваться также более гибким формам  контроля:  разрешению  повышения цен в определенных пределах и при соблюдении ряда  условий,  повышению  цен при оповещении  органов  контроля  о  темпах  роста  заработной  платы  при заключении коллективных договоров. Могут использоваться новые,  более  мягкие  формы, такие как политика ограничения заработной платы с помощью налогов [27, c. 36]

     Целью  налоговой  политики  является  уменьшение  налогового   бремени (сокращение предельных ставок подоходного налога), которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что в  свою  очередь способствует росту предложения.

     Так  в частности, с 2011 года отменяются два  местных налога – сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменяются три платежа. Основу налоговой системы теперь составляют налоги на потребление, на прибыль и доходы, на собственность, земельный налог и социальные платежи. Причем обычные плательщики будут уплачивать из этого перечня всего пять платежей. Подача деклараций по этим налогам будет осуществляться преимущественно один раз в квартал. Еще 5 лет назад обязательных платежей было более 20, а декларации подавались ежемесячно.

     Как ожидается, с учетом того, что затраты  на уплату налогов снижаются как со стороны плательщиков, так и налоговых органов, все это будет способствовать развитию предпринимательской деятельности.

     Кроме того, для решения вопросов активизации  инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога.

     По  НДС снимается ограничение по налоговым вычетам, которые осуществляются при инвестициях.

     По  оценкам Минфина, в целом принятые меры позволят снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% ВВП, что составит более 700 млрд. рублей [28].

     Сторонниками  управления инфляцией путем прямого  воздействия  на  сферу денежного  обращения  являются  приверженцы  монетаризма   в   экономической теории.  На  первый  план  они  выдвигают  денежно–кредитное  регулирование, косвенно  и  гибко  воздействующее  на  экономическую  ситуацию.  Этот   вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным  банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении  и  ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство  должно проводить  дефляционные  мероприятия   для   ограничения   платежеспособного спроса,  поскольку  стимулирование  экономического  роста  и   искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы  ведет к потере контроля над инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь