Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5

1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9

1.3Типы и виды инфляции 12

2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18

2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18

2.2 Сущность антиинфляционной политики 23

2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29

3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33

3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37

Заключение 42

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 175.55 Кб (Скачать)

     Операции  на открытом рынке предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением.

     Продавая  облигации, национальный банк может  уменьшить денежное предложение  или использовать полученные от продажи  деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений. Действенность системы операций на открытом рынке в большой степени зависит от уровня развития финансовой системы и доверия населения государству.

     Следует отметить, что действие описанных  выше инструментов в большой степени  зависит от уровня развития банковской системы и от того, какова доля денежного  агрегата М0 в общей денежной массе. Чем меньше его доля (то есть чем больше используется безналичных расчетов для оплаты экономических благ), тем легче будет управлять денежным предложением с помощью описанных выше инструментов.

     Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Она должна производится по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов.

     Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.

     Избыточная  эмиссия денег приводит к значительному  увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.

     Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией  могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты - это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы. Поэтому необходимо рассмотреть и немонетарные инструменты антиинфляционной политики [16, 362-364].

     Особое  место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

     Для этого должен выполняться ряд  условий:

  • государство должно определять приоритеты инвестиционной активности (в какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги), формы инвестиций и технологию их выдачи;
  • учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;
  • инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;
  • информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;
  • только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения; при низкой степени доверия банкам население просто не будет класть свободные денежные средства на счета в банках.

     Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики.

     С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может  быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого  достаточно ввести прогрессивную шкалу  налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.

     В целом возможности использования  налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.

     Изменение налоговых ставок позволяет увеличить  или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства. Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.

     Увеличение  налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы [17, c. 29-30].

     Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне связи с монетарными едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).  
 

     3 Особенности инфляции  и антиинфляционное  регулирование в  Республике Беларусь 

     3.1 Тенденции инфляционных  процессов в белорусской  экономике 
 

     В Республике Беларусь в начале экономических реформ инфляция существовала в скрытом виде и имела следующие сущностные характерис-тики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превы-шение спроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажен-ные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры эконо-мики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

     Процесс нарастания инфляционной спирали представлен  в таблице 3.1.1. 

     Таблица 3.1.1 – Индекс потребительских цен за год (соответствующий период предыдущего года = 100 %), %

Год 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
ИПЦ 104,7 194 1071 1290 2321 809 153 164 173 394
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ИПЦ 269 161 143 128 118 108 106 102,4 101,2 104,1

     Примечание  – Источник [18]

     Для расчета ИПЦ собирают цены по 421 товару и услуге, из них 148– продовольственные  товары, 210 – непродовольственные  товары, 63 – услуги. Индекс потребительских  цен включает все основные группы товаров и услуг, ежемесячно охватывая  более 46000 котировок цен. Данные для  ИПЦ собирают в период между 10-м  и 30-м числами каждого месяца. Выборка для ИПЦ содержит 5498 базовых  организаций: 1114 - для продуктов питания, 2379 - для непродовольственных товаров  и 2005 - базовых организаций, оказывающих  услуги [18].

     Нарастание  инфляционных процессов снизило  число платежеспосо6ных предприятий, возросло количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике [19, с.71].

     С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественные характеристики:

     1) 1991–1994 гг. – снижение всех макроэкономических показателей (1992–1994 гг. – гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

     2) 1995 –1996 гг. – период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода – проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);

     3)1997– 1999 гг. – новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997–1998 гг. – относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

     4) 2000–2001 гг. – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. – 5,8%, в 2001 г. – 4,1 %).

     5) 2002 – 2009 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции (рисунок 3.1.1). 

     Рисунок 3.1.1 – Инфляция в  Беларуси 2000 – 2009 гг.

     

     Примечание  – Источник [18]

     Разбивка  на периоды обусловлена существенными  различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных  ее видов:

     1. Высокий рост потребительских  цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.

     Со  второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.

     2. Значительное снижение инфляции  в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

     Начало  стабилизации экономического положения  страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996—2000гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота  – с – 4,4% в 1995г. до

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь