Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5

1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9

1.3Типы и виды инфляции 12

2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18

2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18

2.2 Сущность антиинфляционной политики 23

2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29

3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33

3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37

Заключение 42

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 175.55 Кб (Скачать)

     В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено  идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

     Инфляция  отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

     Когда открытая инфляция выходит из-под  контроля государства, происходят глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

     Цены  в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из–за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

     В обстановке открытой инфляции повышению  эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, изымающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

     Наконец, в период активной инфляции наблюдается  общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с  длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения  продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними [13, c. 303-305].

     Главное же состоит в том, что неуправляемая  инфляция делает плохо управляемым  все народное хозяйство. Организуя  регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль  и др.). Объектами воздействия  становятся денежные параметры экономической  деятельности фирмы, банка, потребителя  – доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. 
 

     
    1. Сущность  антиинфляционной политики
 
 

     Антиинфляционная  политика макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

     Антиинфляционная  политика включает в себя 2 блока  мероприятий:

     1) регулирование совокупного спроса;

     2) регулирование совокупного предложения.

     Первое  направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

     Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

     Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

     Монетаризм  же исходит из ограничения совокупного  спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени.

     Учитывая  все сказанное выше, можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

     Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т.д.);

     Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

     Конкретная  реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих  краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса [14, c. 305-306].

     В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер:

  • либерализацию хозяйственной жизни;
  • освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства;
  • жесткое ограничение роста денежной массы;
  • балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д.

     Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер):

  • поддержку важнейших отраслей производства;
  • налоговое стимулирование предпринимательства;
  • частичное регулирование процесса ценообразования;
  • создание рыночной инфраструктуры и т.д.

     В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

     В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов (контроль над заработной платой и ценами). Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

     Большинство стран – как развитых, так и  с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией не следуют  жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводит к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения, социальным противоречиям.

     Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют:

     1) меры по стимулированию текущего объема производства;

     2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

     К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования  факторов производства, повышению эффективности  распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

     Ко  второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также  совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

     Сторонники  теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией  могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада [15, c. 279-280].

     Ожидания  должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и  другие долгосрочные контракты. Пересмотр  контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции  быстрое возвращение к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например, в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь. 
 

     2.3 Механизм и инструменты  реализации 
 

     Существуют  различные инструменты антиинфляционной политики. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин ее вызвавших. Так можно выделить монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики.

     Инфляция  в большой степени зависит  от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции. Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу.

     Для влияния на денежное предложение  используются различные методы, ниже приведены некоторые из них:

  • политика процентной ставки (учетной ставки, ставки рефинансирования);
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • изменение объемов рефинансирования коммерческих банков;
  • операции на открытом рынке;
  • контроль над денежной эмиссией.

     Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки, под которую национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков, - это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда национальный банк снижает ставку рефинансирования, он уменьшает издержки коммерческих банков, что поощряет банки к получению ссуд. Получение же ссуд коммерческими банками увеличивает количество имеющихся у них свободных средств. Банки начинают активнее выдавать ссуды организациям и частным лицам, что увеличивает денежную массу в целом.

     Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.

     Изменение нормы обязательных резервов. Международный опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег (это напрямую связано с понятием банковского мультипликатора, его существование объясняется тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан делать отчисления согласно нормы обязательных резервов, что приводит к значительному изменениям количества денег). Поэтому часто норму обязательных резервов не меняют, а пользуются этим инструментом фискальной политики только в крайних случаях.

     Чрезмерное  повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису.

     Значительное  уменьшение нормы резервов может  привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту  уровня цен, то есть росту темпов инфляции.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь