Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать инфляционные процессы, происходящие в экономике а также особенности проводимой антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Инфляция. Сущность, причины возникновения и виды 5

1.1 Сущность инфляции, подходы к ее измерению…………………... 5
2. Причины инфляции 9

1.3Типы и виды инфляции 12

2 Теоретические аспекты антиинфляционной политики 18

2.1 Экономические и социальные последствия инфляции 18

2.2 Сущность антиинфляционной политики 23

2.3 Механизм и инструменты реализации 25
3.Особенности инфляции и антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.1 Тенденции инфляционных процессов в белорусской экономике 29

3.2 Цели и направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь 33

3.3 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе 37

Заключение 42

Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 175.55 Кб (Скачать)

     Таким образом, инфляционное повышение цен  вызывает (при прочих равных условиях) повышение ставки процента на денежном рынке.

     Так же, как цены подразделяются на реальные и номинальные (т.е. не очищенные от инфляции), ставка процента, выполняющая роль ценового сигнала на денежном рынке, подразделяется на номинальную и реальную.

     В магазинах мы судим о том, сколько  стоит товар, по номинальным ценам. Аналогично в банках мы сталкиваемся с номинальной ставкой процента.

     Что же касается реальной ставки процента, допустим, мы получили в банке по срочному депозиту 12% годовых. Это значит, что денег мы имеем больше именно на эту величину. Однако, если за период хранения вклада инфляция выросла, скажем, на 7% в год, то покупательная способность суммы депозита с процентами сократилась на величину темпа инфляции. В этом случае мы сможем купить товаров на 7% меньше, и наш выигрыш от вклада реально составил лишь 5% годовых, а не 12%. Это и есть реальная ставка процента. Иначе говоря, реальная ставка процента – это изменение покупательной способности суммы депозита с процентами, скорректированное на темп инфляции.

     Если  номинальные цены известны, значит, мы знаем и темп инфляции π. Также известна номинальная ставка банковского процента i. Тогда при невысокой инфляции величина реальной ставки процента r составит:

     r = i - π                                                                                                   (1.1.3)

     Более точная формула реальной ставки процента, используемая для высоких темпов инфляции, немного сложнее:

     r =                                                                                                  (1.1.4)

     Формулы (1.1.3) и (1.1.4) показывают, что реальная ставка процента равна скорректированной на темп инфляции номинальной ставке процента.

     Вернемся  к равенству (1.1.3) и выразим номинальную процентную ставку через реальную ставку процента и темп инфляции:

     i = r + π                                                                                                  (1.1.5)

     Это уравнение Фишера. Оно показывает, что на номинальную ставку процента действуют изменения реальной процентной ставки и темпов инфляции. Отсюда следует и эффект Фишера: номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной, т.е. на сколько процентов вырастет π, на столько же процентов увеличивается и i. Такая зависимость между номинальной ставкой процента и темпами инфляции действительно наблюдалась в странах с развитой рыночной экономикой [4, c. 288-289].

     Инфляция, как отмечалось ранее, стала постоянным спутником хозяйственной жизни после отказа от системы золотого стандарта в промышленно развитых и развивающихся странах. Длительное пребывание в условиях инфляции вызвало приспособление к ней экономических субъектов при помощи механизма инфляционных ожиданий.

     Инфляционные ожидания (πе) - это оценка субъектами рынка изменения темпов инфляции в будущем периоде. Можно сказать, что инфляционные ожидания управляют ценами. Экономические агенты закладывают инфляционные ожидания в будущие номинальные цены на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг, чтобы застраховать свою выручку от обесценения.

     Затяжной  рост цен порождает устойчивые инфляционные ожидания, что придает инфляции самоподдерживающийся, т.е. инерционный характер.

     Под влиянием устойчивых ожиданий раскручивается инфляционная спираль. Это сказывается на поведении всех экономических агентов: потребители страхуются, закупая товары впрок. Тем самым потребители создают давление спроса, что заставляет производителей еще больше повышать цены. Банки повышают номинальную ставку процента. Профсоюзы закладывают в трудовые договоры повышенную ставку заработной платы.

     Инфляция  совершает новый виток, формируются  новые и более высокие инфляционные ожидания. Инерционная инфляция особенно опасна, так как ее трудно преодолеть. Ведь сложнее всего переломить настрой экономических агентов, изменить их поведение. Стимулирующая кредитно-денежная политика может лишь усилить ожидания инфляции. Формируется порочный круг: инфляционные ожидания – повышение уровня цен – новые инфляционные ожидания – новое повышение уровня цен и т.д.

     Если  учесть, что любые текущие цены – это не что иное, как сформировавшиеся в предшествующем периоде ожидания по поводу будущих цен или будущих темпов инфляции, то уравнение Фишера примет вид:

     i = r + πе,                                                                                                (1.1.6)

     где πе – ожидаемый темп инфляции [4, c. 289-290].

     Важно отметить, что эффект Фишера проявляется  только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции с устойчивыми инфляционными ожиданиями экономических агентов. Однако существует понятие и непрогнозируемой (неожидаемой) инфляции. Например, в эпоху золотого стандарта инфляция не была устойчивой. Существовала одинаковая возможность как снижения, так и повышения ее темпов в будущем, а значит, и описываемая неоклассиками возможность автоматического выхода рынка из инфляционных тисков.

     Экономические агенты при повышении общего уровня цен начинали чувствовать себя реально беднее (эффект богатства) и, не имея инфляционных ожиданий, стремились увеличить сократившийся по отношению к возросшим ценам объем реальных денежных запасов (M/P).

     Поэтому покупатели откладывали часть своих  закупок до установления более низкого уровня цен. Производители, напротив, старались расширить предложение с целью поддержать объем реальных денежных запасов на прежнем уровне. Обе эти тенденции приводили к тому, что уровень цен постепенно снижался и рынок мог самостоятельно выйти из инфляции.

     Таким образом, при отсутствии инфляционных ожиданий срабатывал эффект реальных денежных запасов, который в экономической литературе называется также эффектом Пигу. Но, необходимо подчеркнуть, что автоматический выход возможен только из непрогнозируемой или неожидаемой инфляции [5, c. 566].

     Глубину инфляционных процессов можно оценить  с помощью индексов роста цен в различных секторах экономики, в том числе и потребительском.

     Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100, а цены отчетного периода пересчитываются по отношению к базисному. Например, если в качестве базисного периода используется 1996г., а в 1999г. индекс роста потребительских цен составил 180, то это означает, что в 1999г. цены были выше на 80%, чем в 1996. Иначе говоря, тот товарный набор, который в 1996г. стоил 100 дол., в 1999г. стоил уже 180 дол. Темп роста цен или темп инфляции определяется как разница индексов цен отчетного и базисного года, деленная на индекс отчетного года и умноженная на 100. Так, например, если индекс розничных цен в 2003г. составил 200, а индекс 1998г. по отношению к базисному 1996 – 180, то темп инфляции будет равен

     ((200 – 180)/200)100 = 10 %.

     Показателями  инфляции могут служить также  индексы розничных цен по отдельным  видам товаров, количество и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг.

     С помощью так называемого правила величины 70 можно подсчитать количество лет, необходимое для удвоения цен. Необходимо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен, или темп инфляции. Если темп инфляции равен 10 %, то можно сказать, что через 7 лет (70:10) он увеличится вдвое [6, c. 231-232].

     В качестве косвенных показателей  уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения и о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам. Так, сокращение запасов и рост вкладов, более быстрый рост доходов по сравнению с ценами свидетельствуют об опасности инфляционных процессов. 
 

     
    1. Причины инфляции
 
 

     К важнейшим инфляционным причинам роста  цен можно отнести следующие:

  1. диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, которая представляет собой дефицит государственного бюджета.

    Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение Министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

    Другой  вариант – регулярные займы правительства  в центральном банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы, таким образом, инфляция получает дополнительный импульс.

    Однако  что касается Республики Беларусь, в настоящее время финансирование бюджетного дефицита за счет кредитов Национального банка запрещено.

    Возможен  и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено  размещать свои долговые обязательства  где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.

    На  первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объемов. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.

    Таким образом, при любом способе финансирования бюджетный дефицит ведет к инфляции. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, так как первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.

    Отметим, что высокие проценты по государственным  займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимы также доверие населения к правительству, его желание дать деньги взаймы [7, c. 315-316].

  1. инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики, которая способствует возникновению, по крайней мере, трех инфляционных эффектов. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, как следствие, – увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги. Вслед за этим возрастает инфляционное давление (первый инфляционный эффект).

    Предположим, что государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так  отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной экономики дефицит бюджета оказался небольшим и его роль в развертывании инфляционного процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие милитаризма на инфляцию принимает иные формы. Военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике неоптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект).

    Укажем  также, что занятые в оборонном  секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь