Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).

Файлы: 1 файл

Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь.docx

— 86.52 Кб (Скачать)

    Введение

    В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой). Накопленный опыт реализации инфляционного таргетирования позволяет классифицировать режимы инфляционного таргетирования на следующие — начальный, классический и высший.   

    Критериями классификации являются: доверие к банковской системе и монетарной политике, прозрачность монетарной политики, устойчивость основных макроэкономических параметров (стабильный рост ВВП, устойчивая низкая безработица, длительно сохраняющаяся низкая инфляция, плавающий курс), гибкость реагирования денежной и финансовой системы на изменения инструментов монетарной и финансовой политики (важнейший из которых — ставка процента, или учетная, ставки по внутренним финансовым инструментам, ставки по международным финансовым инструментам типа LIBOR и другие), развитость и прочность финансовых институтов и политическая устойчивость(табл.1).

Таблица 1

Режимы  таргетирования/критерии Высший Классический Низший
Доверие к банковской системе  и монетарной политике     +     +     0
Экономические потрясения и колебания     -     -     +
Гибкость  реагирования системы  на изменения инструментов     +     0      
Прозрачность  монетарной политики     +     0     -
Прочность институтов и устойчивость власти     +     0     -

      К группе (кластеру) стран с высшим режимом таргетирования относятся Япония, Сингапур, США, Швейцария и другие. К группе стран с классическим режимом таргетирования — Южная Африка, Перу, большинство стран Центральной Европы. К группе стран с начальным режимом таргетирования — Россия, Албания, Словакия, Уругвай и другие. В Польше по этой классификации с 1995-го по 1998 год осуществлялся начальный режим инфляционного таргетирования. Его отличительными особенностями были положительные ставки процента на внутреннем рынке ссудного капитала, режим скользящей фиксации в рамках валютного коридора, границы которого постепенно расширялись, с заранее объявленным месячным процентом девальвации. Одновременно в Польше осуществлялась многоплановая институциональная (законодательная, общеэкономическая, организационная, методологическая) подготовка к переходу на новую монетарную политику, которая обеспечила бы в течение нескольких лет достижение стратегической цели Польши — вхождение в ЕС на основе выполнения прежде всего основных критериев Маастрихтского соглашения. В частности, в Конституцию Польши были внесены положения, запрещающие центральному банку финансирование государственного бюджета и ограничивающие общественный долг 60 процентами ВВП, а также расширяющие права Национального банка Польши в осуществлении монетарной политики. В среднесрочной перспективе предусматривалось снижение инфляции до уровня, не выше 4 процентов в год; коридор колебаний рыночного обменного курса злотого к евро не более 15 процентов в течение двух лет; поддержание средней долгосрочной процентной ставки на уровне, не более чем на 2 процентных пункта выше средней по трем странам участницам ЕС с минимальным уровнем ставки.

      С 1999—2000 годов в Польше перешли к классическому режиму инфляционного таргетирования по индексу потребительских цен. При этом была поставлена задача создать институциональную среду, в которой долгосрочные процентные ставки определяются рынком, что позволило бы органам монетарного регулирования, во-пер, обеспечить действенный механизм влияния процентных ставок на спрос предприятий и населения в заемных средствах и, соответственно, на соотношение спроса и предложения на финансовом и товарном рынках, которое определяет инфляционные процессы. С апреля 2000 года был официально введен режим свободного плавания обменного курса злотого. В 2000 году начал использоваться основной инструмент прогнозирования — так называемая малая макромодель, комплексно реализующая взаимосвязи денежного трансмиссионного механизма. Высшая модель инфляционного таргетирования применяется с 2000 года в Швейцарии. Она содержит три основных элемента:

    — эксплицитное определение ценовой стабильности (устойчивый годовой темп роста ИПЦ менее 2 процентов; погрешность измерения ИПЦ приблизительно 1 %; среднесрочный прогноз по инфляции в качестве номинального якоря для совокупности среднесрочных ориентиров денежно-кредитной политики; стабильные долгосрочные инфляционные ожидания);

    — прогноз инфляции как основной индикатор  для решений Швейцарского национального банка в сфере денежно-кредитной политики (публикуется ежеквартально с горизонтом на 3 года (средний лаг трансмиссионного механизма);

    — использование 3-месячной процентной ставки LIBOR как оперативной цели. Выбор ставки LIBOR в качестве оперативной цели обусловлен тем, что Швейцария является чистым экспортером капитала, интегрированным в мировые финансовые рынки. Швейцарский национальный банк оказывает влияние на 3-месячную ставку LIBOR через операции РЕПО (от “овернайт” до 3 недель). Ширина целевого диапазона, как правило, составляет один процентный пункт, чтобы гарантировать определенную гибкость.

    Уровень внутри целевого диапазона (центральный, верхняя или нижняя часть) объявляется. В качестве технико-методического обеспечения прогнозирования монетарных и макроэкономических показателей используется макромодель денежного трансмиссионного механизма, а также VAR-, SVAR-, ARIMA-модели.[4,20-21] 
 

    Общая характеристика режима

    Инфляционное  таргетирование возможно только там, где  обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики. 
 

    В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. При проведении монетарной политики центральный банк может использовать любые индикативные параметры. Основное преимущество инфляционного таргетирования состоит в том, что для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.

      В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения  промежуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролировать их выполнение и исходя из этого сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие существенное влияние на результаты монетарной политики. При использовании инфляционного таргетирования центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира. В связи с этим экономические агенты не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что налагает на центральный банк большую ответственность за результаты его политики: принятые целевые ориентиры должны, безусловно, выполняться. Чтобы проводить монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования, центральный банк, во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества, во-вторых, его действия должны быть прозрачны. Практический опыт стран, использовавших ориентиры по инфляции, позволил сформулировать общие условия, минимально необходимые для использования этого режима монетарной политики.

      Прежде всего инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой инфляции не только формально, но и фактически является основополагающей целью монетарной политики. Денежные власти страны должны четко сознавать, что инфляция наносит невосполнимый урон экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспансии нельзя стимулировать развитие реального сектора экономики и что монетизация бюджетного дефицита создает прямые предпосылки к увеличению темпов роста цен в экономке, нарушению стабильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост экономики. Существуют и другие условия использования рассматриваемого режима монетарной политики: обеспечение должной степени автономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность центрального банка предполагает, в частности, отказ от принципа фискального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной. В практическом плане это означает запрет на кредитование правительства и монетизацию бюджетного дефицита, а также на предоставление прямых кредитов экономике. Кроме того, центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики. В основе принципа фискального доминирования лежит проблема временного несоответствия монетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки работы правительства ограничены во времени (как правило, 3—5 лет).  В краткосрочном периоде с помощью монетарной экспансии можно стимулировать рост совокупного выпуска, снижение безработицы, увеличение доходов государственного бюджета, а также решать другие задачи краткосрочного характера, что позволяет правительству получать политические дивиденды, не затрачивая больших усилий. В связи с этим правительство всегда стремится контролировать центральный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия такой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции, нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реального роста экономики.

      Однако решать эти проблемы, как  правило, приходится уже другому составу правительства. В условиях переходного периода ситуация усугубляется экономическим спадом, необходимостью обновления основного капитала в производственном секторе экономики, проведением структурных преобразований и другими проблемами, способствующими увеличению расходов государственного бюджета при сокращающейся налогооблагаемой базе. Все это заставляет правительство изыскивать дополнительные источники финансирования растущих государственных расходов. Одним из таких источников, как правило, становятся кредиты центрального банка. Отчасти поэтому считается, что таргетирование инфляции применимо только для наиболее развитых стран с переходной экономикой. Обязательным условием использования инфляционного таргетирования является также отсутствие официально принимаемых ориентиров по другим показателям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.

    Обычно  для полного внедрения и аналитического освоения стратегии инфляционного  таргетирования требуется как минимум 2—3 года.[3,32-33] 

    Условия необходимые для  перехода к политики инфляционного таргетирования.

    Как показывает анализ опыта применения инфляционного тар-гетирования различных стран, таргетирование возможно при организации системы основных институциональных условий. Сюда входят:

    а) набор определенных структурных параметров зрелости банковской системы. К ним относятся прежде всего:

  • уровень капитализации банков не ниже 20—30 процентов к ВВП. В Польше капитализация, измеряемая долей акций банков в обращении к ВВП, в настоящее время составляет более 30 процентов. По меркам развитых стран, это все еще низкий уровень. Для сравнения: в Беларуси доля собственного капитала банков к ВВП составила на начало 2006 года 6,4 процента;
  • достаточно высокая доля иностранного капитала в банковской системе (в Польше она в настоящее время составляет 70 процентов. Для сравнения: в Беларуси максимальная квота для иностранного капитала в банковской системе составляет 25 процентов);

    — устойчивая ликвидность банковской системы и рыночные механизмы  рефинансирования. Для решения задачи совершенствования управления ликвидностью банковской системы и развития финансового рынка отмечалась необходимость секъюритизации задолженности правительства центральному банку;

Информация о работе Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь