Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).
б)определенная
степень развития финансовых рынков, которая
обеспечивает чувствительность финансовой
системы к изменению процентной ставки
(канал трансмиссии через процентную ставку).
В Польше, например, в начале
2006 года общая капитализация предприятий
(стоимость акций предприятий, зарегистрированных
на Варшавской фондовой бирже) составляла
30 процентов к ВВП. Для сравнения: в Беларуси
суммарная стоимость зарегистрированных
на Белорусской валютно-фондовой бирже
выпусков ценных бумаг акционерных обществ
на 01.01.2006 составила 18,3 процента к ВВП.
в) определенный уровень притока иностранного капитала. В Польше в 2004 году суммарный приток прямых иностранных инвестиций (нарастающим итогом) составил 34 процента к ВВП, портфельных инвестиций — 22,1 процента, в том числе акций — 5,2 процента. В Беларуси в 2005 году суммарный приток прямых иностранных инвестиций (нарастающим итогом) составил 8 процентов к ВВП, портфельных инвестиций — 0,0017 процента, в том числе акций — 0,0006 процента.
Кроме
того, необходим набор следующих
организационных и
а)
наличие особого "автократически-
б)
наличие в центральном банке
специальных структурных
ходом реализации. Типичными подразделениями
являются департамент макроэкономического
и структурного анализа, центр или бюро
макроэкономических исследований, группа
макроэкономических экспертов. В Национальном
банке Республики Беларусь аналоги подразделений
макроэкономического анализа имеются,
тогда как подразделения, занимающегося
структурами и институтами финансового
рынка, нет. в) техническое обеспечение
инфляционного таргетирования включает
использование структурных макроэкономических
моделей (ARIMA, VAR, ECMOD). В качестве методологического
обеспечения используется индекс монетарных
условий, новая кривая Филлипса и др.;
г) информационно-коммуникационное сопровождение режима инфляционного таргетирования предполагает выпуск ежемесячных пресс-релизов, ежеквартальных отчетов по инфляции, ежегодных основных направлений денежно-кредитной политики, отчетов о реализации денежно-кредитной политики, написание финансовых планов и комментариев к закону о бюджете, выступлений и интервью членов Совета, проведение регулярных пресс-конференций. В некоторых странах (например, в Чехии) применяется мораторий на комментарии в течение недели после заседания совета управляющих центрального банка.
Исходными макроэкономическими условиями для осуществления инфляционного таргетирования, как правило, являются достаточно длительный период относительно низкой инфляции и стабильного регулируемого валютного курса (режим скользящей привязки и возможные валютные интервенции), а также низкая зависимость инфляции от изменений валютного курса (pass-through effect).
Как показывает мировой опыт, препятствиями для осуществления инфляционного таргетирования являются:
— государственное вмешательство в ценообразование, фискальное доминирование (высокая доля перераспределяемого через бюджет ВВП, высокий уровень косвенных налогов и т. п.);
—
высокая степень
—
недостаточная
Препятствия для введения в Беларуси таргетирования инфляции.
Первой потенциальной угрозой режиму ТИ в Беларуси можно считать высокий уровень долларизации, свойственный белорусской экономике. Гипотеза о том, что режим ТИ неэффективен в условиях долларизированной экономики, выдвигалась в ряде исследований. Во-первых, вследствие различий в трансмиссионном механизме между странами с принципиально различной степенью долларизации экономики. Режим ТИ, по определению, предполагает «использование широкой стратегии, в которую включен широкий перечень экономических переменных помимо денежных агрегатов и обменных
курсов». На практике это означает, что, как правило, в качестве основного инструмента монетарной политики центральный банк использует процентную ставку, в то время как другие переменные (включая обменный курс) рассматриваются в качестве индикативных и выступают в качестве своего рода стабилизаторов (поглотителей шока). В то же время передаточный эффект от обменного курса к ценам в долларизированных экономиках, как правило, значительно выше, чем в недолларизированных. Поэтому можно предположить, что классическая структура режима ТИ не работает должным образом в условиях высокой долларизации и приводит к высокой волатильности инфляции. Кроме того, в условиях долларизации следует иметь в виду вероятность проявления балансового эффекта. Он заключается в следующем: значительная часть пассивов банков и предприятий в долларизированной экономике номинированы в иностранной валюте, а активы номинированы преимущественно в национальной валюте. В таком случае рассмотрение обменного курса в качестве монетарной переменной - поглотителя шока может привести к ряду негативных последствий. Например, существенная девальвация обменного курса может привести к проблемам банковского сектора вследствие высокого уровня валютного риска. Более того, это может привести к существенному снижению спроса на деньги и рефляции, что противоречит поставленной задаче достижения предопределенного уровня инфляции. Такие последствия девальвации значительно отличаются от ожидаемых последствий девальвации в недолларизированной экономике. Вместе с тем в ряде исследований продемонстрировано, что даже в условиях долларизации режим ТИ может быть эффективен. Например, в Leiderman и др. показано, что, несмотря на специфику передаточных эффектов в долларизированной экономике, введение режима ТИ вносит позитивные сигналы для экономических агентов. Более прозрачная и предсказуемая монетарная политика обеспечивает более низкие инфляционные ожидания и способствует замедлению инфляции. Кроме того, в рассматриваемой работе продемонстрировано, что сам по себе режим ТИ приводит к снижению уровня долларизации в экономике и, таким образом, приближает ее ТМ к «эталонному», вместе с тем смягчая возможные балансовые эффекты.
В 2001 - 2006 гг. уровень долларизации в Беларуси неуклонно снижался, сократившись с 65 % в 2001 г. до уровня около 35 % в 2006 г. В начале 2007 г. произошел небольшой скачок данного показателя, а на сегодняшний день он колеблется на уровне около 32 - 33%. Несмотря на благоприятные тенденции, уровень долларизации в Беларуси по-прежнему остается очень высоким в соответствии с международным нормами. Поэтому для Беларуси могут быть актуальны оба рассмотренных механизма влияния долларизации на финансовый сектор, препятствующих введению режима ТИ. Вместе с тем можно предположить, что, несмотря на данные препятствия, введение режима ТИ возможно в Беларуси (с рядом оговорок). Кроме того, сам по себе новый режим монетарной политики может стать стимулом для дальнейшего снижения уровня долларизации. Следует отметить, что замедление инфляции и укрепление реального обменного курса белорусского рубля к доллару США, вероятно, были основными причинами снижения уровня долларизации в 2001 - 2006 гг., несмотря на неоднозначность статической проверки данной гипотезы.
Принимая
во внимание рассмотренные выше посылки,
можно предположить, что высокий
уровень долларизации не означает,
что режим ТИ не применим к Беларуси
в целом. Но, вместе с тем, следует
иметь в виду, что обменный курс
нецелесообразно рассматривать
в качестве монетарной переменной -
поглотителя шоков, по крайней мере,
на первых этапах использования нового
режима монетарной политики. Следовательно,
первые шаги в направлении режима
ТИ не должны предполагать резких и
существенных колебаний обменного
курса. Постепенно же можно переходить
к режимам обменного курса, предполагающим
большую степень его
Второй
потенциальной угрозой для
Таким образом, условия малой открытой экономики налагают ряд ограничений на возможное введение режима ТИ, идентичных ограничениям со стороны долларизации иерархия целей и инструментов в рамках режима ТИ не должна предполагать значительной волатильности обменного курса.
Третьей
потенциальной угрозой для
Направление изменения операционной среды монетарной политики Беларуси при переходе к режиму таргетирования инфляции.
Структуру
механизма регулирования
Это
проявляется в ряде характеристик,
свойственных операционной среде белорусской
монетарной политики. Например, стоит
отметить интенсивное использование
постоянно доступных
Такие взаимосвязи довольно объективно отражают на операционном уровне препятствия для перехода на режим ТИ, рассмотренные во втором разделе, а именно: долларизацию, открытость экономики и переходную среду. Балансовые факторы формирования денежной базы отражают зависимость монетарной политики от внешней конъюнктуры. Поэтому трудности в прогнозировании краткосрочного уровня ликвидности и, как следствие, в передаче официальной процентной ставки на денежный рынок следует рассматривать на стратегическом, а не на операционном уровне монетарной политики. В случае трансформаций среды монетарной политики за счет перехода на режим ТИ это окажет влияние на механизмы управления ликвидностью банковского сектора и на механизм формирования денежной базы. В результате острота проблемы прогнозирования краткосрочного уровня ликвидности будет снижена.
Информация о работе Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь