Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).
Таблица
2 — Вклад балансовых
факторов в прирост
денежной базы (процентных
пунктов)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Чистые иностранные активы | 18.6 | 34.1 | 46.2 | 11.4 | 112.2 |
Чистые требования к правительству | 30.8 | -18.8 | 5.3 | -12.7 | -80.0 |
Требования к банкам | 6.8 | 13.8 | 10.6 | 20.0 | 3.1 |
Прочие чистые активы | -6.8 | 10.9 | 3.1 | -1.8 | -11.3 |
Денежная база | 49.9 | 41.9 | 73.7 | 19.8 | 38.4 |
Источник:
база данных Национального
банка.
Вместе с тем стоит отметить еще два аспекта, связанных с операционной средой монетарной политики в Беларуси.
Во-первых,
для Беларуси свойственно перманентное
превышение объема операций по предоставлению
ликвидности над операциями по изъятию
ликвидности (в группе постоянно
доступных инструментов). Как показано
выше, эффективная политика управления
ликвидностью подразумевает одинаковую
вероятность использования
постоянно доступных инструментов. В то же время имеет место значительный спрэд между ставкой ОМО и ставкой по приему средств в депозиты. Кроме того, динамика этого спрэда нестабильна как в номинальном, так и реальном выражении. Отчасти такая структура может быть полезной для формирования желаемой для Национального банка плоской временной структуры процентных ставок в зависимости от времени и/или для передачи желаемой ставки на денежный рынок за счет сужения процентного коридора у верхней границы. Но, как показано в разделе 4.2.2., такой подход возможен только в условиях предсказуемых потоков ликвидности. В противном случае существует риск того, что ставка ОМО будет утрачивать свое экономическое значение « якоря» для экономических агентов. Таким образом, на наш взгляд, при принятии решения о переходе на режим ТИ целесообразно изменить практику формирования процентного коридора в пользу симметричного коридора, где ставка ОМО будет являться средней
ставкой.
Степень широты такого коридора уместно
определять в зависимости от способности
Национального банка
Во-вторых,
следует отметить низкое экономическое
значение официальной ставки рефинансирования.
Сегодня данная ставка не имеет какого-либо
экономического обоснования, и ни одна
из операций Национального банка
не основывается напрямую на этой ставке.
Кроме того, спрэды между фактическими
ставками по операциям Национального
банка и ставкой
[1,8-11,18-20]
Подходы к переходу на режим таргетирования инфляции в Беларуси.
Для обеспечения высокой степени согласованности основных денежных (объемы кредитов, золотовалютные резервы, валютный курс, инфляция), бюджетных, стратегических параметров факторов производства (цены на энергоносители, уровень заработной платы и производительность труда) в условиях возможных внешних шоков (нестабильность цен на энергоносители и другие позиции критического импорта), а также в условиях необходимости глубоких структурных преобразований, обеспечивающих технологическую модернизацию и переоснащение производства (что сопряжено с изменениями структуры производства и занятости) представляется целесообразным создать координационный совет по структурной политике и финансовой стабильности при Совете Министров Республики Беларусь. В функции указанного совета входило бы обеспечение заданных параметров инфляции интегрального показателя стабильности (исходя из совокупности монетарных и немонетарных, внутренних и внешних факторов и условий), а также должного уровня открытости, прозрачности и общественного согласия и координации в принятии решений.
Необходимым также становится создание подразделения по изучению проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, функции которого будут состоять в следующем:
рынках;
Реализация всех вышеуказанных мероприятий позволила бы привлечь иностранные инвестиции в наиболее высокотехнологичной форме, а также обеспечить наиболее эффективное проникновение белорусских субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий.
Поскольку
самым уязвимым звеном в цепи институциональных
предпосылок инфляционного тар-
В рамках подготовки плана мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
на
2008—2010 годы целесообразно предусмотреть
необходимые структурные
В
перспективе при разработке Основных
направлений денежно-кредитной
В
целях обеспечения
Последствия перехода на режим таргетирования инфляции в долгосрочном периоде.
В большинстве исследовательских работ на сегдняшний день достигнут консенсус относительно того, что центральный банк может способствовать экономическому росту наилучшим образом, обеспечивая стабильную и низкую инфляцию. Если экономические агенты ожидают низкую и стабильную инфляцию, то их поведение не подвержено различного рода искажениям, и экономика, при прочих равных условиях, достигает своего потенциала. Эмпирически такая взаимосвязь была продемонстрирована, например, в работе Fischer (1996), в которой показано, что инфляция от 1 до 3% в год является оптимальной для экономического роста. В работе Sarel (1996) показано, что взаимосвязь между инфляцией и ростом изменяет направленность с прямо пропорциональной на обратно пропорциональную с уровня около 8%.
Изначальная идея режима ТИ подразумевает, что центральный банк берет на себя обязательство по поддержанию инфляции в строго определенных рамках. Эта концепция подразумевает, что монетарная политика ориентирована на будущее, а потому центральный банк берет обязательство реагировать на отклонение как фактического уровня инфляции, так и прогнозируемого уровня в рамках определенного временного горизонта от целевого уровня инфляции посредством использования своего основного инструмента. Как правило, в качестве такого инструмента рассматривается официальная процентная ставка. Вследствие такого обязательства центрального банка (если экономические агенты доверяют режиму ТИ и считают его надежным) он придает большую определенность экономическим агентам. В результате их ожидания, а следовательно, и их поведение согласуется с политикой центрального банка.
Однако,
на наш взгляд, в ряде случаев (например,
в случае перехода к новому монетарному
режиму, в том числе режиму ТИ)
стабильная и низкая инфляция может
быть не единственным каналом, способствующим
экономическому росту. Существует большое
количество исследований, рассматривающих
взаимосвязь кредитно-
Информация о работе Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь