Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).

Файлы: 1 файл

Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь.docx

— 86.52 Кб (Скачать)

    Таблица 2 — Вклад балансовых факторов в прирост денежной базы (процентных пунктов) 

  
          2003     2004     2005     2006     2007
    Чистые  иностранные активы     18.6     34.1     46.2     11.4     112.2
    Чистые  требования к правительству     30.8     -18.8     5.3     -12.7     -80.0
    Требования  к банкам     6.8     13.8     10.6     20.0     3.1
    Прочие  чистые активы     -6.8     10.9     3.1     -1.8     -11.3
    Денежная  база     49.9     41.9     73.7     19.8     38.4

    Источник: база данных Национального  банка. 
 

    Вместе  с тем стоит отметить еще два  аспекта, связанных с операционной средой монетарной политики в Беларуси.

    Во-первых, для Беларуси свойственно перманентное превышение объема операций по предоставлению ликвидности над операциями по изъятию  ликвидности (в группе постоянно  доступных инструментов). Как показано выше, эффективная политика управления ликвидностью подразумевает одинаковую вероятность использования постоянно  доступных инструментов в любом  из направлений. Поэтому можно предположить, что превышение кредитования над  приемом средств в депозиты в рамках постоянно доступных инструментов отражает политику «ограничение ликвидности» Национального банка. Это означает, что для Национального банка ситуация недостатка ликвидности более приемлема, чем ситуация избытка ликвидности, поскольку в последнем случае Национальный банк несет убытки, предоставляя реальные средства банкам, оплачивая избыток ликвидности. Кроме того, структура существующего процентного коридора, на наш взгляд, не является оптимальной. Как правило, на практике не существует спрэда между ставкой ОМО и ставкой по кредитам овернайт в рамках

    постоянно доступных инструментов. В то же время имеет место значительный спрэд между ставкой ОМО и  ставкой по приему средств в депозиты. Кроме того, динамика этого спрэда нестабильна как в номинальном, так и реальном выражении. Отчасти такая структура может быть полезной для формирования желаемой для Национального банка плоской временной структуры процентных ставок в зависимости от времени и/или для передачи желаемой ставки на денежный рынок за счет сужения процентного коридора у верхней границы. Но, как показано в разделе 4.2.2., такой подход возможен только в условиях предсказуемых потоков ликвидности. В противном случае существует риск того, что ставка ОМО будет утрачивать свое экономическое значение « якоря» для экономических агентов. Таким образом, на наш взгляд, при принятии решения о переходе на режим ТИ целесообразно изменить практику формирования процентного коридора в пользу симметричного коридора, где ставка ОМО будет являться средней

    ставкой. Степень широты такого коридора уместно  определять в зависимости от способности  Национального банка предсказывать  краткосрочные колебания ликвидности.

    Во-вторых, следует отметить низкое экономическое  значение официальной ставки рефинансирования. Сегодня данная ставка не имеет какого-либо экономического обоснования, и ни одна из операций Национального банка  не основывается напрямую на этой ставке. Кроме того, спрэды между фактическими ставками по операциям Национального  банка и ставкой рефинансирования также подвержены колебаниям как в номинальном, так и в реальном выражении. В результате на сегодняшний день ставка рефинансирования играет роль в большей мере индикативного параметра, который посредством директивных мер связывается с кредитно-депозитным рынком. На наш взгляд, переход к режиму ТИ потребует наличия четкого информативного индикатора процентной ставки (вне зависимости от того, будет ли процентная ставка выступать в качестве целевого инструмента политики или же в качестве поглотителя шока в переходный период), которая являлась бы средней в коридоре процентных ставок. Поэтому целесообразно, чтобы официальная ставка рефинансирования отражала фактическую ставку ОМО Национального банка, а ее изменения происходили бы в соответствии с графиком и согласовались с периодом выполнения резервных требований.

[1,8-11,18-20] 

    Подходы к переходу на режим  таргетирования инфляции в Беларуси.

    Для обеспечения высокой степени согласованности основных денежных (объемы кредитов, золотовалютные резервы, валютный курс, инфляция), бюджетных, стратегических параметров факторов производства (цены на энергоносители, уровень заработной платы и производительность труда) в условиях возможных внешних шоков (нестабильность цен на энергоносители и другие позиции критического импорта), а также в условиях необходимости глубоких структурных преобразований, обеспечивающих технологическую модернизацию и переоснащение производства (что сопряжено с изменениями структуры производства и занятости) представляется целесообразным создать координационный совет по структурной политике и финансовой стабильности при Совете Министров Республики Беларусь. В функции указанного совета входило бы обеспечение заданных параметров инфляции интегрального показателя стабильности (исходя из совокупности монетарных и немонетарных, внутренних и внешних факторов и условий), а также должного уровня открытости, прозрачности и общественного согласия и координации в принятии решений.

    Необходимым также становится создание подразделения по изучению проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, функции которого будут состоять в следующем:

  • организация и проведение исследований в области изучения международного опыта развития инновационных финансовых структур, проблем развития финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, создания конкурентоспособных условий для привлечения иностранных инвестиций в наиболее высокотехнологичной форме, а также условий для наиболее эффективного проникновения отечественных субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий;
  • организация и проведение анализа в области развития системы финансовых инноваций в стране, включая банковскую систему;
  • разработка мер по повышению эффективности структурной и институциональной политики, обеспечивающей совершенствование действующих и создание новых эффективных финансовых институтов на основе изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового рынка, интегрированного в международные инвестиционные потоки;
  • исследование и систематизация международного опыта развития инновационных финансовых структур, включая:
  • а) развитие сегментов финансовых рынков, финансовых институтов и инфраструктуры финансового рынка, направленное на повышение устойчивости и эффективности финансовой системы, снижение степени монополизма, разгосударствление и более активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний финансовый рынок Республики Беларусь;
  • б) развитие интегрированных финансово-производственных структур (банковские и финансовые группы и холдинги, финансово-промышленные группы и т. п.);
  • в) создание конкурентных условий привлечения иностранных инвестиций в страну;
  • г) развитие форм и способов участия отечественных инвесторов на международных финансовых

    рынках;

  • д) создание финансовых структур, обеспечивающих промышленное освоение объектов интеллектуальной собственности;
  • е) развитие институтов долгосрочных накоплений (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды) и сберегательных схем. 

    Реализация  всех вышеуказанных мероприятий позволила бы привлечь иностранные инвестиции в наиболее высокотехнологичной форме, а также обеспечить наиболее эффективное проникновение белорусских субъектов хозяйствования на внешние рынки финансов и технологий.

    Поскольку самым уязвимым звеном в цепи институциональных  предпосылок инфляционного тар-гетирования является неразвитость финансовых институтов и финансовых рынков, а также институтов и инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций, то представляется полезным проводить стажировки специалистов Национального банка по вопросам изучения опыта организации институтов и инфраструктуры стабильного финансового рынка, интегрированного в международные инвестиционные потоки. Подобные стажировки осуществляются Национальным банком Польши для сотрудников центральных банков стран с переходной экономикой в рамках Программы технического сотрудничества (Technical Cooperation for Transition — TCT Internships).

    В рамках подготовки плана мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь

    на 2008—2010 годы целесообразно предусмотреть  необходимые структурные условия  и параметры для реализации инфляционного  таргетирования (по уровню капитализации и финансовой устойчивости реального сектора экономики и банковской системы; привлечению иностранных инвестиций в реальный и финансовый секторы страны; развитию рынка ценных бумаг, используя преимущество развитости акционерной формы собственности в республике и низкий уровень государственного долга; по доле регулируемых Правительством цен; по уровню монополизма в экономике; по созданию системы долгосрочных накоплений и смягчению влияния налогово-бюджетной политики на денежно-кредитную политику и инфляцию).

    В перспективе при разработке Основных направлений денежно-кредитной политики и иных стратегических документов следует обеспечить:

  • целенаправленное создание условий, необходимых для перехода к инфляционному таргетирова-нию, учитывая, что такими условиями являются прежде всего возможность полноценного применения инструментария процентных ставок, что предполагает развитый рынок финансовых инструментов;
  • режим свободно плавающего валютного курса или, по крайней мере, мягкой привязки к валютам основных торговых партнеров Беларуси.

    В целях обеспечения целенаправленного и прогрессирующего развития финансового рынка необходимо разработать долгосрочную Национальную программу развития финансового рынка на 2008— 2010 годы. Этот документ должен определить ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка страны и предусмотреть опережающее развитие финансового рынка по сравнению с темпами прироста валового внутреннего продукта и доведение его к 2010 году как минимум до 40 процентов, что соответствует настоящему уровню капитализации в Российской Федерации.[4,24-25] 

    Последствия перехода на режим  таргетирования инфляции в долгосрочном периоде.

    В большинстве исследовательских  работ на сегдняшний день достигнут консенсус относительно того, что центральный банк может способствовать экономическому росту наилучшим образом, обеспечивая стабильную и низкую инфляцию. Если экономические агенты ожидают низкую и стабильную инфляцию, то их поведение не подвержено различного рода искажениям, и экономика, при прочих равных условиях, достигает своего потенциала. Эмпирически такая взаимосвязь была продемонстрирована, например, в работе Fischer (1996), в которой показано, что инфляция от 1 до 3% в год является оптимальной для экономического роста. В работе Sarel (1996) показано, что взаимосвязь между инфляцией и ростом изменяет направленность с прямо пропорциональной на обратно пропорциональную с уровня около 8%.

    Изначальная идея режима ТИ подразумевает, что центральный  банк берет на себя обязательство  по поддержанию инфляции в строго определенных рамках. Эта концепция  подразумевает, что монетарная политика ориентирована на будущее, а потому центральный банк берет обязательство  реагировать на отклонение как фактического уровня инфляции, так и прогнозируемого уровня в рамках определенного временного горизонта от целевого уровня инфляции посредством использования своего основного инструмента. Как правило, в качестве такого инструмента рассматривается официальная процентная ставка. Вследствие такого обязательства центрального банка (если экономические агенты доверяют режиму ТИ и считают его надежным) он придает большую определенность экономическим агентам. В результате их ожидания, а следовательно, и их поведение согласуется с политикой центрального банка.

    Однако, на наш взгляд, в ряде случаев (например, в случае перехода к новому монетарному  режиму, в том числе режиму ТИ) стабильная и низкая инфляция может  быть не единственным каналом, способствующим экономическому росту. Существует большое  количество исследований, рассматривающих  взаимосвязь кредитно-финансовой системы  и экономического.[1,9,10]

Информация о работе Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь