Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7 являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных стран более половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию. Политике инфляционного таргетирования предшествовала политика монетарного таргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсового таргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).

Файлы: 1 файл

Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь.docx

— 86.52 Кб (Скачать)

    Несмотря  на различные подходы к теоретической  взаимосвязи между кредитно -финансовой системой и экономическим ростом (банковский подход, рыночный подход, подход финансовых услуг, законодательный подход), частичный консенсус может быть сформулирован следующим образом. Более масштабная и эффективная кредитно -финансовая система более благоприятна для экономического роста. Взаимосвязь между структурной политикой, кредитно-финансовой системой и ее воздействием на динамику реального сектора экономики может быть представлена следующим образом (см. рис. 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3 — Взаимосвязь  между кредитно-финансовой системой и экономической  динамикой

    Структурная политика (институциональная, налогообложение  и др.) 

    

    Введение  нового режима монетарной политики можно  рассматривать как меру структурной  политики, поскольку это подразумевает  создание новых стимулов для экономических  агентов, включая финансовых посредников. Поэтому введение режима ТИ, помимо того, что оно может облегчить  поддержание стабильной и низкой инфляции, может также влиять на кредитно-финансовую систему, создавая предпосылки для роста ее масштаба, а также ее эффективности.

    Выделяют следующие каналы, через которые финансовая система ускоряет экономический рост:

1.Способствование риск-менеджменту и снижение совокупных рисков в экономике. 

2.Оценка  потенциальных инвестиционных возможностей  и за счёт этого осуществление  корпоративного контроля. 

3.Благоприятствование  ликвидности и упрощения аккумуляции  сбережений.

    В проекции относительно банковской финансовой системы данная классификация может  быть представлена следующим образом: (2) сбор информации о фирмах и менеджерах и за счет этого улучшение в распределении ресурсов и способствование более качественному корпоративному управлению; (3) мобилизация капитала и использование экономии на масштабе; (1) управление межвременными рисками и рисками ликвидности и за счет содействия инвестиционной эффективности и экономическому росту. В приложении к теории экономического роста данные каналы обычно ассоциируются с производительностью капитала (в АК-моделях) или же с общефакторной производительностью, в моделях с несколькими факторами производства.

    Роль белорусской банковской системы в качестве фактора, способствующего росту, достаточно низка. Основной причиной недоиспользования потенциала банковской системы с точки зрения роста является ряд искажений в действий указанных каналов. В рамках теории финансов и роста.[1,15-18]

  1. Низкое качество пула предпринимателей и низкая вероятность инноваций. Предприниматели конкурируют друг с другом посредством цены и объема труда и капитала, что и формирует их конкурентные преимущества. Поэтому их интерес в инновациях и осуществлении корпоративного контроля довольно низок. Более того, на данном этапе зачастую имеет место система мягких бюджетных ограничений, что также подрывает качество предпринимательского пула и склонности к инновациям.
  2. Искажение в поведении банков в сфере мониторинга и отбора наиболее успешных инвестиционных проектов. В случае низкого уровня предпринимательского пула банки могут избегать процедур мониторинга, поскольку такие процедура потребует излишне высоких затрат. Более того, на данном этапе влияние правительства может быть достаточно высоко, и потому значительная часть ресурсов может распределяться в соответствии с приоритетами правительства, что подрывает стимулы банков и приводит к неэффективному размещению ресурсов. Вместе с тем такая ситуация может ухудшиться в случае, если правительство владеет значительной долей банковской системы и оказывает воздействие на направление размещения ресурсов непосредственным образом.

    Разный  уровень доступа к капиталу у  разных предпринимателей. Данная характеристика является следствием предыдущей и системы  мягких бюджетных ограничений. Более  того, даже если последняя проблема преодолена, банковская система, будучи безальтернативным источником заемных  ресурсов, может быть заинтересована в использовании эффекта от масштаба, концентрируясь на относительно крупных

    предприятиях, будучи несклонной иметь дело с инвестиционными проектами малых и средних предприятий вследствие более высоких накладных расходов на единицу заемных средств.

  1. Низкий уровень конкуренции в финансовом секторе. Поскольку изначально банковская система возникает преимущественно на основе бывших государственных банков, то банковская деятельность в высокой степени монополизирована этими банками. При искусственном поддержании такой ситуации она может «заморозится», так как для того чтобы составить конкуренцию растущим госбанкам, могут понадобиться чрезмерно высокие инвестиции для данных условий деятельности.
  2. Ограниченные возможности в привлечении средств и предоставлении ликвидности. С одной стороны, серьезной альтернативы банковской системе на этом этапе может и не быть как с точки зрения активных, так и пассивных операций. Но, с другой стороны, могут иметь место тенденции макроэкономического характера, например, низкий спрос на национальную валюту и валютизацию денежного обращения. В таком случае роль банков в качестве финансовых посредников существенно снижается.
  3. Низкий уровень межвременного риск-менеджмента. Поскольку фирмы конкурируют за счет факторов производства, то спрос на долгосрочные инвестиционные ресурсы довольно низок. В результате банковская система преимущественно концентрируется на краткосрочных операциях, что фактически ликвидирует возможности для использования канала роста, связанного с управлением рисками.

    Как показывают, успешный и надежный режим ТИ предполагает ряд макроэкономических и финансовых предпосылок, а также стабильность внешнего и финансового секторов. Среди предпосылок следует выделить: (1) отсутствие других номинальных якорей; (2) институциональные обязательства по поддержанию ценовой стабильности; (3) отсутствие фискального доминирования в экономике; (4) независимость инструментов монетарной политики; (5) прозрачность и подотчетность политики. Данные институциональные предпосылки предотвращают искажения, связанные с различным доступом к капиталу различных финансовых посредников, способствуют внедрению надлежащих процедур со стороны банков, лучшему риск-менеджменту и большей конкуренции в финансовом секторе экономики. Поэтому если эти предпосылки выполнены , мы можем предположить, что введение режима ТИ окажет благоприятный эффект на масштаб и эффективность и белорусской кредитно-финансовой системы, а потому будет способствовать долгосрочному экономическому росту. Данная гипотеза, в свою очередь, может стать одним из главных аргументов в поддержку перехода на режим ТИ.

    Тестирование  данной гипотезы является основным направлением для следующих исследований. Протестировать данную гипотезу представляется возможным  двумя путями. Во-первых, монетарный режим можно рассматривать как  отдельную институциональную фиктивную переменную, используя методологию политэкономии роста. Кроме того, поскольку основные каналы воздействия монетарного режима на экономический рост связаны с технологическим прогрессом, т.е. с общефакторной производительностью, то данный компонент может быть выделен посредством оценки производственной функции. Следующим шагом в таком случае является оценка уравнения общефакторной производительности, в котором режим монетарной политики является объясняющей переменной. Такой подход уместен с использованием панельных данных для стран с различными режимами монетарной политики.

    Во-вторых, можно протестировать значимость кредитно-финансовой системы как объясняющей экономический  рост переменной, до введения режима ТИ и после такого введения данного  режима. В рамках данного подхода  также уместно выделение общефакторной производительности и тестирование воздействия кредитно-финансовой системы на данный показатель. Данный подход даст основания принять или отвергнуть гипотезу о том, что режим ТИ способствует увеличению масштаба и эффективности финансовой системы. Стоит отметить, что в рамках данного подхода должен выполняться ряд методологических предпосылок.[6,13-15]

    Заключение

    В данной работе мы выделили ряд препятствий  для введения режима таргетирования инфляции в Беларуси. Такими препятствиями  являются долларизация, открытость экономики и переходная среда белорусской экономики. Оценка существующих каналов монетарной трансмиссии демонстрирует существенную роль канала обменного курса в Беларуси. Поэтому революционное изменение режима монетарной политики (введение режима ТИ) может подорвать стабильность финансовой системы вследствие балансового эффекта и нестабильности банковского сектора. Поэтому, на наш взгляд, для Беларуси более целесообразен эволюционный подход, предполагающий первоначальное проведение монетарной политики в одном из переходных монетарных режимов (FFCT или IIT), с последующим переходом к режиму таргетирования инфляции. Кроме того, мы выделили ряд предпосылок на операционном уровне монетарной политики, необходимых для достижения успеха при переходе на режим таргетирования инфляции. Кроме того, мы предполагаем, что сегодняшние знания о режиме ТИ могут не включать возможный благоприятный эффект, оказываемый на долгосрочную экономическую динамику. Мы предполагаем, что помимо обеспечения стабильной и низкой инфляции режим таргетирования инфляции может также оказать благоприятное влияние на кредитно-финансовую систему и, как следствие, экономический рост.  
 
 
 
 
 
 
 

    Список используемой литературы

1.Kruk (2006). How Can Financial System Spur Growth in Transition Countries? ICEGEC Working paper №32 Leiderman, Maino, Parrado (2006). Inflation Targeting in Dollarized Economies, IMF WP 06/157. 

2.Levine R. (2002). Bank-based or market-based financial systems: which is better. Journal of Financial Intermediation 11, 398- 428. 

3.Банкаўскi веснiк, САКАВIК 2003 /Инфляционное таргетирование/ 

4.Банкаўскi веснiк, ЛЮТЫ 2007 /Инфляционное таргетирование и возможности его применения в Беларуси/ 

5.Каллаур  П., Комков В., Черноокий В. (2005). Механизм трансмиссии монетарной политики в экономике Беларуси, Белорусский экономический журнал, № 3. 

6.Чубрик  A. (2002). Отдача от масштаба производственной функции и общефакторная производительность: пример Польши и Беларуси, ЭКОВЕСТ, Выпуск 2, 252 - 275. 

7.Пелипась  И., Чубрик А. (2007). Рыночные реформы и экономический рост в постсоциалистических странах: результаты экономического анализа. Рабочий материал Исследовательского центра ИПМ WP/07/01. 

8.Nbrb.by-сайт Национально банка Республики Беларусь

9.Thiel M. (2001). Finance and economic growth - a review of theory and available evidence, Commission of the EC, European Economy - Economic Papers, No. 158.

10.Eschenbach F. (2004). Finance and Growth: A Survey of the Theoretical and Empirical Literature, Tinbergen Institute Discussion Paper No. 039/2. 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

Общая характеристика режима………………………………………………….4

Условия необходимые для  перехода к политики инфляционного таргетирования…………………………………………………………………….6

Препятствия для введения в  Беларуси таргетирования инфляции………..8

Направление изменения операционной среды монетарной политики Беларуси при  переходе к режиму таргетирования инфляции……………...11

Подходы к переходу на режим  таргетирования инфляции в Беларуси……………………………………………………………………………14

Последствия перехода на режим  таргетирования инфляции в долгосрочном периоде……………………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………...21

Список используемой литературы………………………………………..........22 
 
 
 
 
 

Информация о работе Режим таргетирования инфляции и возможности его применения в Республике Беларусь