Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
Введение 3
1.Теория инфляции и дефляции 4
1.1.Что такое инфляция? 4
1.2.Причины инфляции 6
1.3.Типы и виды инфляции 11
1.4.Сущность и методы антиинфляционной политики 14
1.5 Дефляция 15
2.Эпоха Золотого Стандарта 17
3.Социальные последствия инфляции для потребителей 24
4.Гиперинфляция 28
4.1.Гиперинфляция в Германии 1923 года 29
4.2.Гиперинфляция в Зимбабве 31
5.Денежная масса 32
6.Инфляция в Республике Беларусь 33
6.1.Негативные влияния инфляции на экономику 33
6.2.Причины инфляции в Республике Беларусь 34
6.3.Ставка рефинансирования и инфляция 36
6.4.Таргетирование инфляции в Республике Беларусь 37
Заключение 40
Список литературы 41
Оглавление
Введение 3
1.Теория инфляции и дефляции 4
1.1.Что такое инфляция? 4
1.2.Причины инфляции 6
1.3.Типы и виды инфляции 11
1.4.Сущность и методы антиинфляционной политики 14
1.5 Дефляция 15
2.Эпоха Золотого Стандарта 17
3.Социальные последствия инфляции для потребителей 24
4.Гиперинфляция 28
4.1.Гиперинфляция в Германии 1923 года 29
4.2.Гиперинфляция в Зимбабве 31
5.Денежная масса 32
6.Инфляция в Республике Беларусь 33
6.1.Негативные влияния инфляции на экономику 33
6.2.Причины инфляции в Республике Беларусь 34
6.3.Ставка рефинансирования и инфляция 36
6.4.Таргетирование инфляции в Республике Беларусь 37
Заключение 40
Список литературы 41
Введение
В настоящее время снижение уровня инфляции является одной из важнейших программных целей белорусской экономической политики. В современных условиях инфляция как экономическая категория качественно меняется, приобретает глобальные масштабы и постоянный характер. Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, такой как Республика Беларусь, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. В плановом периоде инфляция тоже существовала, но носила скрытый характер, главными ее причинами были милитаризация экономики и структурные сдвиги в народном хозяйстве. Для данного типа экономики, а также для экономики переходного типа инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
1.Теория инфляции и дефляции
1.1.Что такое инфляция?
От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарообращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение некоторого определенного периода, например года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Количество денег в обращении зависит от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.
Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой цен товаров и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей инфляции и ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса.
Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию[2, с.43].
Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается только обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдает государство, финансовый рынок, производство, но больше всего страдают люди. Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Еще одно определение инфляции можно прочитать в современных американских учебниках.
Инфляция - это повышение общего уровня цен[1, с.656]. Это, конечно же, не означает, что повышаются обязательно все цены, так как даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.
Уровень инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%[3, с.216].
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
1. Должно быть постоянное равновесие государственного бюджета;
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.
1.2.Причины инфляции
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там и следует искать ее причины. Рассмотрим их.
Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная масса денег. В экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.
Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь ускорить производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению существующих проблем, то велика вероятность того, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику лишними деньгами, что способствует развитию инфляции.
Во-вторых, бюджетный дефицит неизбежно ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия дефицита бюджета. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляционного процесса[4, с.223].
Другой вариант — регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает немного медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы; Инфляция получает дополнительный импульс.
Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, но только не в центральном банке собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных случаях, специально оговоренных законом. Правительство может выпускать займы, то есть брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.
На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации госзаймов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объемов. Но на самом деле все намного сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется не полностью.
Таким образом, при любом способе финансирования бюджетный дефицит ведет к инфляции. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, так как первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.
Нужно отметить, что высокие проценты по государственным займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимы также доверие населения к правительству, его желание давать деньги взаймы. В условиях тоталитарного режима дефицит доверия к властям преодолевали путем принудительного размещения государственных займов и насильственного изъятия части сбережений. Впоследствии стало еще хуже. Обладая безраздельной монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения и направлял их в Госбанк. Правительство использовало чужие деньги фактически бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал низкие проценты по вкладам. Экономическая реформа дала населению возможность предоставлять сбережения не только Сбербанку, но и коммерческим банкам. Теперь процент по государственным облигациям должен быть достаточным, чтобы приносить доход и компенсировать текущий инфляционный рост цен.
В-третьих, милитаризация экономики способствует возникновению, по крайней мере, трех инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление (первый инфляционный эффект)[4, с.224].
Предположим, что государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной экономики дефицит бюджета оказался небольшим и его роль в развертывании инфляционного процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие милитаризма на инфляцию принимает другие формы. Военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и другие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике неоптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект).
Укажем также, что занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).
Все это свидетельствует о том, что без демилитаризации экономики инфляцию не обуздать. По мере конверсии военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.
В-четвертых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка[4, с.225].
Безусловно, монополии не имеют отношения к зарождению инфляции, но они ее активно продолжают и усиливают. Чтобы сохранить доминирующее положение на рынке, нужно сократить размеры производства и предложения товаров. Это отрицательно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения, увеличивая разрыв между ними. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие. В целом можно утверждать, что монополизм придает инфляции дополнительное ускорение.
В-пятых, внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию. Например, имеется в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырье или энергоносители придает новый импульс инфляции затрат. Немалую инфляционную угрозу несут потоки краткосрочных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки – процента[4, с.225].
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству.
В мировой экономической литературе выделяют три вида монополий, которые называют главными причинами инфляции:
1) государственная монополия на эмиссию денег;
2) профсоюзная монополия;
3) монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.
Эти три вида монополий связаны между собой, и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.
Назовем признаки неинфляционной экономики.
Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие невыполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты изредка встречаются[4, с.227].
Во-вторых, центральный банк обязан обеспечить неинфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать роста инфляции при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга[4, с.227].
В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным — тоже. Поэтому ликвидация указанной государственной монополии в подобных условиях принципиально неосуществима[4, с.228].
В-четвертых, поддержание устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Такое выравнивание не происходит автоматически, чаще встречается неравновесие. Когда инвестиционный спрос превышает предложение сбережений, в экономике возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся медленным ростом инвестиций и производства, дефицитом сбережений и высоким текущим спросом. Как видно, это условие едва ли выполнимо[4, с.228].
В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы уберечь экономику от инфляции. Когда оно поступает иначе, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями[4, с.229].
Однако перераспределительная деятельность государства социально оправдана, отказаться от нее невозможно. Следовательно, и это условие невыполнимо.
В-шестых, у граждан страны не должны возникать инфляционные ожидания при повышении цен, что явно нереально[4, с.230].
Народное хозяйство, в котором выполняются все шесть условий, может существовать лишь в воображении, но не на практике. Таким образом, инфляционный характер современной экономики неустраним. Отсюда следует, что противодействие инфляции не может быть ограничено каким-либо сроком.
Антиинфляционное регулирование — это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным[4, с.221].
Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического равновесия и др. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции — государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.
1.3.Типы и виды инфляции
Различают открытую и подавленную (скрытую) инфляцию. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
При открытой инфляции механизмы рынка не разрушаются: наблюдается неравномерность в уровне цен, на одних рынках он растет, на других снижается. Это происходит, так как механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложения. Таким образом, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
Подавленная инфляция возникает в том случае, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание в первую очередь на его последствия, а не причины. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости произвести демонтаж ее механизмов, государство пытается подавить ее проявления. Например, принимаются меры по временному замораживанию цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и т. д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товара переплачивают продавцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Любые попытки наладить ситуацию с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и т. п. в лучшем случае приводят к временному улучшению, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем административного повышения цен, так как если в этом случае спрос немного снижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и неравновесие восстанавливается. В итоге затяжной товарный дефицит в государственном секторе сопровождается развитием теневой экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
Для определения типа открытой инфляции применяют следующие критерии:
темп роста цен;
степень расхождения роста цен по различным товарным группам;
ожидаемость и предсказуемость инфляции.
По первому критерию можно выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная, или ползучая. Цены растут на 1-10 % в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.
2. Галопирующая. Рост цен на 10-50 % в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.
3. Гиперинфляция. Цены растут астрономически, более чем на 50 % в год, расхождение цен и зарплат разрушает благосостояние даже обеспеченных слоев общества, возникает полное расстройство денежного обращения.
С позиции второго критерия выделяют два вида инфляции:
1. Сбалансированная инфляция: цены различных товарных групп относительно друг друга не изменены.
2. Несбалансированная инфляция: соотношение цен товарных групп изменяется в разной степени.
С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Фактор ожидания сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы знают, что в условиях идеального рынка они в следующем году повысят цены на свои товары в 5 раз, а население знает, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
В экономической литературе выделяют также налоговую инфляцию. К налоговой инфляции могут привести неверные действия государства в сфере налогообложения. Прежде всего, имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, рост производства и продаж тормозиться. Предприниматели, у которых заметная часть прибыли уходит на уплату налогов, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капиталовложений. Более того, все чаще возникают ситуации, когда оставшуюся прибыль, выгоднее положить в банк в расчете на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии, машин, оборудования и т. п. У предпринимателей ослабевает склонность к инвестированию, пропадает заинтересованность в развитии бизнеса, результатами которого воспользуется не столько он, сколько государство.
При таком развитии событий расхождение между инфляционным спросом и предложением возрастает. Кроме того, на непродуманные действия государства, увеличивающего налоги, предприниматели отвечают повышением цены. В совокупности перечисленные эффекты дают очертания механизма налоговой инфляции.
Государству следует учитывать инфляцию ценовой накидки, если оно намечает осуществить крупномасштабную организационную перестройку экономики. Предприниматели идут на заблаговременное повышение цен (ценовая накидка), надеясь таким способом компенсировать будущие убытки, связанные с реорганизацией экономики, которая может быть выражена в посягательствах на часть прибыли, новых инструкциях, непредвиденных финансовых санкциях, изменении правил контроля и т. д. [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
Экономисты выделяют также инфляцию спроса и инфляцию предложения.
1. Инфляция спроса возникает тогда, когда совокупные расходы превышают возможности экономики обеспечивать товары и услуги по существующим ценам. Если все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы, предпринимательский сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема производства. Поэтому избыточный спрос приводит к завышенным ценам на ограниченный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
2. Инфляция предложения возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчивают цены, издержки, а не спрос, как это происходит при инфляции спроса.
Инфляция предложения называется также инфляцией издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства [5, раздел «Типы и виды инфляции»].
1.4.Сущность и методы антиинфляционной политики
В рыночной экономике, как свидетельствует опыт разных стран, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно сделать ее умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции[6, с.142]. Экономисты пытаются найти ответ на такой вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор бюджетных, денежно-кредитных, налоговых методов, мероприятий в области политики доходов, а также различных программ стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
1.5 Дефляция
ДЕФЛЯЦИЯ (англ. - deflation от лат. deflatio - выдувание, сдувание) — снижение среднего уровня цен в экономике вследствие уменьшения совокупного спроса, снижения стоимости товаров за счет роста производительности труда либо сокращения количества денег в обращении. Процесс, противоположный инфляции. [7]
Несмотря на кажущуюся полезность для рядовых граждан, это явление не менее опасное, чем инфляция.
При дефляции инвесторы не спешат вкладывать средства в производство, ожидая дальнейшего снижения цен. Производство же испытывает дефицит наличных денег, как следствие снижается заработная плата работникам, сворачиваются социальные программы, снижается объем производства, после чего падает объем прибыли, и все повторяется по кругу. Сокращения работников увеличивают безработицу.[8]
Причина дефляции обратна причине инфляции - недостаточное количество наличных денег в обращении, переоцененные деньги, когда на каждую денежную единицу приходится все большее количество активов. Также причиной дефляции может быть:
1. Повышение стоимости денег. Обычно связано с ростом стоимости производства денежного товара в экономике с натуральными деньгами (например, рост трудоёмкости добычи золота при золотом стандарте).
2. Снижение стоимости многих товаров в результате роста производительности труда, но при неизменной стоимости денег.
3. Дефицит денег в обороте, что является аналогом искусственного повышения стоимости денег. Этот инструмент сейчас используется наиболее часто, особенно после отказа от золотого стандарта. К дефляции такого вида приводит изъятие центральным банком и правительством из обращения денежной массы с целью снижения темпов инфляции посредством повышения учётной ставки, увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д. [9]
Как с инфляцией, так и с дефляцией необходимо бороться, поскольку оба эти явления имеют негативные социальные и экономические последствия.
Для сокращения инфляции применяется политика дорогих денег - политика правительства и центрального банка, направленная на сокращение объема денежной массы в стране. Снижение инфляции осуществляется в основном посредством:
1. увеличения налогов
2. предотвращения роста заработной платы или ее замораживания
3. снижения расходов государственного бюджета, путем сокращения объемов кредитов
4. увеличения продажи государственных ценных бумаг.
Чтобы снизить дефляцию, применяют обратные меры:
1. снижение налогов,
2. увеличение заработной платы (за счет допечатанных денег)
3. увеличение объемов кредитов [9]
2.Эпоха Золотого Стандарта
Золотой стандарт относится к категории товарного стандарта. Товарный стандарт (commodity standard) является денежной системой, в которой функцию денег выполняет некоторый специфический товар. Наличные деньги сами по себе могут быть товаром, например, золотыми или серебряными монетами, или состоять полностью (или частично) из символов стоимости, например, банкнот, конвертируемых в полновесные монеты или просто в какие-то товары. В таких системах денежная единица обычно связана с определенным количеством товара и ее стоимость определяется полезностью этого товара. В то же время полезностью товара находится под влиянием монетарного статуса товара.
Золотой стандарт (gold standard) представляет собой систему организации денежного обращения, при которой стоимость денежной единицы страны официально устанавливается равной определенному количеству золота, а деньги имеют форму золотых монет и (или) банкнот, конвертируемых по требованию их держателей в золото по официально установленному курсу.
Для существования полного золотого стандарта необходимо выполнение двух условий:
денежные власти обязываются разменивать национальную валюту на золото в любых количествах по определенному обменному курсу;
неограниченное право экспортировать и импортировать золото через национальные границы.
Золотой стандарт отнюдь не означал, что обменные курсы валют неизменно оставались на одном уровне. Напротив, они колебались между т.н. золотыми точками. Золотые точки (gold points) – это уровни валютного курса, при которых становится выгодно покупать золото у центрального банка и экспортировать его (gold export point) или импортировать и продавать его центральному банку (gold import point). Эти точки лежат с разных сторон от золотого паритета: точка экспорта находится ниже, а импорта - выше, и интервал между ними определяется разницей цен покупки и продажи золота центральным банком. Разница возникает из-за покрытия расходов на чеканку монет, страхование, транспортировку золота и другие цели.[10]
Исторически существовало три формы золотого стандарта:
золотомонетный стандарт, при котором имело место активное обращение золотых монет, а государство было обязано свободно их продавать;
золотослитковый стандарт, при котором золотые монеты не находились в обращении, свободная чеканка не осуществлялась, а обязательства денежных властей заключались в продаже золотых слитков;
золотодевизный стандарт, при котором денежные власти обменивали национальную валюту на иностранную валюту, для которой существовал золотой стандарт [11, c. 58].
Некоторые историки относят начало эры золотого стандарта к окончанию Столетней войны. Использование золота в международных операциях было закреплено Исследовательским комитетом, состоявшим из государственных чиновников монетных дворов, созванным правительством Генуи между 1445 г. и 1446 г. и стабилизировавшим курс золотого флорина на стоимостной основе сорока четырех солей. Однако официальное рождение золотого стандарта как юридического института следует отнести к 1819 г. В этот год Британский парламент принял Закон о восстановлении. Такое название он носил потому, что обязывал Bank of England восстановить прерванную спустя четыре года после начала наполеоновских войн (1799-1815 гг.) практику размена по первому требованию банкнот на золото по фиксированному курсу. В 1875 г. к Великобритании присоединилась Германия. Франция стала использовать золотой стандарт с 1878 г. До этого времени во Франции действовала золотосеребряная биметаллическая система. Через год, в 1879 г. Соединенные Штаты также присоединились к золотому стандарту. А в 1900 г. Американский Закон о золотом стандарте институционально закрепил связь доллара и золота.
Для золотого стандарта была характерна система обеспечения. Это означает, что весь объем денежной базы в национальной валюте должен быть обеспечен резервными активами (золотом, а в настоящее время обеспечением выступают активы в иностранной валюте). Чем больше коэффициент покрытия денежной базы обеспечением, тем выше надежность фиксированного валютного курса. Валютное обеспечение предполагает возможность в любой момент размена национальной валюты на иностранную валюту, к которой она привязана, а при золотом стандарте не на стабильные валюты, а на золото. Можно различать несколько видов системы обеспечения:
Полное обеспечение. Весь объем денежной базы в национальной валюте обеспечивается резервными активами на 100% и более.
Частичное обеспечение. Национальная денежная база гарантируется небольшим объемом резервов, который растет теми же темпами, что и денежная база.
Приростное обеспечение. Резервами обеспечивается только прирост денежной базы.
Система полного валютного обеспечения в международной практике является одним из наиболее ярких примеров поддержания режима фиксированного обменного курса. В качестве одной из разновидностей юридически закрепленного механизма может выступить валютное правление. Валютное правление (currency board) представляет собой систему принятия решений, при которой валютная политика определятся исключительно специальным валютным учреждением. При этом внутренняя денежная база должна быть не менее чем на 100% гарантирована резервами органов власти. Все полномочия по регулированию курса национальной валюты передаются от традиционных органов власти, ведающих вопросами денежно-кредитной политики, валютному правлению.
В случае частичного обеспечения национальная валюта гарантируется резервными активами лишь частично (например, 50%). Система частичного обеспечения представляет собой обычный резерв, которым обладает Центральный банк, и который может быть использован для проведения интервенций на открытом рынке. При использовании механизма приростного обеспечения гарантируется только величина прироста денежной базы в национальной валюте, но в полном объеме. Преимущество этих двух систем перед системой полного обеспечения заключается в том, что они связаны с приобретением гораздо меньших объемов резервов, т.е. образуется меньшее активное сальдо платежного баланса, что связано с небольшими темпами инфляции и экономического спада в период накопления резервов. Недостаток же обеих систем состоит в том, что доверия к национальной валюте будет гораздо меньше, поскольку при столь малой степени обеспечения национальной денежной единицы намного легче принять решение об отказе от избранных принципов денежно-кредитной политики. В эпоху золотого стандарта, были распространены все три модели обеспечения. Но традиционно правильной считалась система полного обеспечения. Любая система обеспечения несет с собой несколько преимуществ, в основе которых лежит денежная устойчивость:
Обеспечение стабильности экономической среды. Постоянная покупательная способность денежной единицы позволяет рыночным участникам планировать свою деятельность (ценообразование, прогноз денежных потоков и т.д.) на долгосрочной основе. Экономическая стабильность в дальнейшем стимулирует развитие международной торговли и инвестиций.
Однонаправленность денежно-кредитной политики. Любое отклонение внутренней процентной ставки от международного уровня приводит к движению капиталов. Прилив капитала способствует инфляционному давлению, а отток - снижению резервов. В результате денежно-кредитная политика становится однонаправленной на достижение баланса движения капиталов. Многие экономисты считают это весьма полезным, т.к. оно способствует росту дисциплины экономической политики, проводимой властями.
Если Центральному банку удается найти устойчивый (равновесный) уровень валютного курса, согласно теории это означает установление равновесия на денежном рынке, которое является одной из составляющих общего равновесия в экономике.
Режим золотого стандарта предпочтителен для стран, где финансовые инструменты и рынки еще недостаточно развиты для того, чтобы можно было применить традиционную, основанную на рыночных принципах, денежно-кредитную политику.
Вместе с тем, преимуществам золотого стандарта противостоит целый ряд недостатков:
• Привязка к золоту накладывает нежелательные ограничения на использование денежно-кредитной политики для достижения других экономических целей помимо валютной стабильности (например, снижения безработицы).
• Фиксация стоимости валют к золоту гарантирует стабильный общий уровень цен лишь тогда, когда стабильна относительная цена золота и ключевых товаров, обращающихся на международном рынке. Исследования эпохи золотого стандарта показали значительные колебания уровня цен, возникающие вследствие изменений относительной цены золота. Наиболее типичный пример - инфляция в Европе в XVI веке после открытия золотых месторождений в Южной Америке и широкомасштабный вывоз золота в Старый Свет.
• Существование системы международных платежей, основанной на золоте проблематично, так как центральные банки могут по мере роста экономики увеличивать свои международные резервы только при наличии постоянных новых месторождений золота.
• Золотой стандарт наделяет страны, обладающие золотыми месторождениями, способностью влиять на макроэкономические условия во всем мире через продажи золота на рынке. Это преимущество позволяет рассматривать любую модификацию золотого стандарта как потенциально выгодную систему для стран, которые обладают крупными месторождениями золота.
• Наконец, привязка денежно-кредитной политики к золоту и система полного обеспечения приводят к возникновению периодических кризисов ликвидности в экономике.
В условиях товарного стандарта валютные кризисы могли возникнуть по двум причинам:
правительство придерживалось нездоровой финансовой практики, такой как безудержное расширение денежного предложения через рост государственных расходов;
наступление нестабильности в банковской системе.
В экономически развитых странах валютные кризисы происходили, главным образом, во время войны, когда правительство приостанавливало конвертируемость национальной валюты. В мирное время валютные кризисы были связаны с банковскими кризисами. Однако все они носили непродолжительный характер, и первоначальный валютный паритет быстро восстанавливался. В развивающихся странах валютные кризисы имели несколько иную природу. Там власти приостанавливали конвертируемость валюты в золото из-за давления со стороны валютных спекулянтов, которое возникало каждый раз, когда правительство придерживалось непоследовательной денежно-кредитной и финансовой политики.
С началом Первой мировой войны классическая система золотого стандарта прекратила свое существование. Обменные курсы валют с 1919 по 1924 гг. были подвержены значительным изменениям, и это стимулировало желание стран вернуться к стабильности золотого стандарта. Однако теперь золотой стандарт приобрел форму золотослиткового стандарта. Последний был введен во Франции и Великобритании сразу же после окончания войны. В Великобритании закон 1925 г. ограничивал конвертируемость валюты суммами, превышающими 1500 фунтов стерлингов. Во Франции закон Пуанкаре от 1928 г. разрешал обмен банкнот на золотые слитки ценой не более 225000 франков. Таким образом, принцип конвертируемости в золото был сохранен. На внешнем рынке оплата сальдо платежного баланса между странами, использовавшими золотой стандарт, осуществлялась путем перемещений драгоценного металла. Трансферт проводился, когда обменный курс валют достигал золотой точки.
В то же время в качестве международных резервов стало использоваться не только золото, но и иностранная валюта: фунт стерлингов, французский франк и доллар США. Переход к новой системе с двумя видами резервных активов состоялся задолго до окончания мировой войны. Уже в конце XIX века после отказа от биметаллизма некоторые страны (в основном второго эшелона, такие как Индия или Аргентина) придерживались системы золотостерлингового стандарта. Другие страны, которые обладали или более крупной экономикой, или большим политическим весом (Россия, Австро-Венгрия, страны скандинавского полуострова) держали часть резервов в иностранных валютах. Последствия первой мировой войны привели к значительному распространению этой практики. К моменту окончания войны общий уровень цен примерно в два раза превышал уровень 1914 г. В то же время добыча золота сократилась на треть. Реальное предложение золота также сократилось из-за отказа ведущих стран провести ревальвацию золота. В результате большинство стран начало поиск средств, позволяющих избежать дефицита золота. В условиях военного времени ряд государств установили принудительный курс денежных билетов, что означало ликвидацию внутренней конвертируемости валюты. Таким образом, золото фактически было исключено из внутреннего денежного оборота. Хранение золота и обмен его частными лицами, как правило, регламентировались. Золото предназначалось исключительно для международных расчетов, использование металла для чеканки монет осуществлялось очень экономно. Генуэзская конференция, проведенная в 1922 г., призвала государства "хранить свои резервы в форме иностранных активов". Однако никакого международного соглашения, позволявшего реализовать рекомендацию Генуэзской конференции, подписано не было. Большинство стран разрешило своим Центральным банкам хранить в резервах иностранную валюту. Некоторые страны ввели при этом ограничения, установив минимальную долю золота в общем объеме резерва.
В Великобритании из-за высоких военных расходов и связанного с войной существенного снижения доли иностранных инвестиций восстановление довоенного валютного паритета привело к чрезвычайному росту реального курса фунта стерлингов. Следствием этого стали отрицательное сальдо платежного баланса Великобритании и начало дефляции. В то же самое время Франция столкнулась со значительным избытком платежного баланса. В 1928 г. Франция, добиваясь превращения Парижа в международный финансовой центр, приняла закон, согласно которому дисбаланс платежей должен устраняться исключительно при помощи золота, а не фунта стерлингов или другой иностранной валюты. Это нанесло серьезный удар по английским золотым резервам и в краткосрочном периоде привело к переливу капитала из Лондона в Париж. Когда Франция в очередной раз попыталась конвертировать все накопленные ранее фунты стерлингов в золото, Великобритания в сентябре 1931 г. была вынуждена прекратить обмен фунтов в золото и провести девальвацию своей национальной валюты. Таким образом, произошел официальный отказ от золотого стандарта.
Несмотря на то, что непосредственным поводом для отказа от золотого стандарта послужило решение Франции конвертировать все имеющиеся фунты стерлингов в золото, фундаментальными причинами краха режима послужили:
• Отсутствие адекватного механизма регулирования неравновесия платежного баланса. Страны стерилизовывали движение капитала в условиях несоответствующих реальному курсу паритетов:
• Огромное дестабилизирующее движение международных капиталов между Лондоном и новыми финансовыми центрами Нью-Йорком и Парижем.
• Начало Великой депрессии в Америке, подтолкнувшей мировую экономику в пучину кризиса.
Период с 1931 по 1936 гг. характеризовался значительной нестабильностью и конкурирующей девальвацией валют. Страны стремились "экспортировать" свою безработицу. В 1933-1934 гг. США девальвировали доллар, несмотря на наличие положительного сальдо платежного баланса. Сделано это было для того, чтобы стимулировать развитие американского экспорта. До 1936 г. обменные курсы основных валют оставались приблизительно такими же, какими они были в 1930 г., до начала периода конкурирующих девальваций. Единственным достигнутым эффектом было повышение стоимости золотых резервов. При этом сократился объем валютных резервов из-за конвертирования его в золото для защиты от девальвации. Пытаясь препятствовать иностранной конкуренции, страны ввели высокие таможенные тарифы и другие ограничения на импорт, что сократило международную торговлю почти наполовину. На протяжении всей декады 1930-х гг. ведущие мировые державы неоднократно собирались на конференции, чтобы договориться о проведении широкомасштабной реформы международной валютной системы, однако ни одна из них так и не закончилась результативно. [10]
3.Социальные последствия инфляции для потребителей
Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах.
Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации экономики. Обладатели сбережений будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения.
Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.
В условиях открытой инфляции банки удержат сбережения, если установленный ими процент по вкладам превысит текущий темп роста цен. Эта разница должна быть не меньше уровня адаптивных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты задерживаются в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов. Если государство стремится свести к минимуму потери населения от открытой инфляции, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного вложения сбережений в акции или недвижимость. В экономике с подавленной инфляцией положение владельцев сбережений становится тяжелее. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. При подавленной инфляции нельзя избежать физической утраты части сбережений, особенно хранящихся в наличных деньгах и на банковских счетах. Очевидно, что для минимизации потерь потребителей необходим постепенный переход к открытому типу инфляции.
В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.
Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции, — нет дефицита товаров, и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.
Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.
Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.
В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.
Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.
В этом же направлении действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить вариант, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности кажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы. Для нейтрализации эффекта инфляционного налогообложения необходимо усовершенствование налогового законодательства. В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов в зависимости от динамики индекса цен.
Социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения — непременный спутник открытой инфляции. Так, немало благ относится к товарам неэластичного спроса, входящим в любой потребительский набор. Их постоянное подорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.
Попытки государства снизить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.
Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что, распределяя противоинфляционные выплаты, государство не в состоянии всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении противоинфляционных компенсаций обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.
Социальные последствия инфляции для производителей
Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, происходят глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.
Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, изымающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.
Наконец, в период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.
Главное же состоит в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя - доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. [5, c. 278]
4.Гиперинфляция
Гиперинфляция начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причем даже наиболее обеспеченных слоев. Социально – экономические издержки требуют принятия мер для обуздания самой инфляции. [12, c.432]
Из всех видов инфляции наиболее губительной для экономики является гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль самих денег в этих условиях сильно падает, население переходит на другие, гораздо менее эффективные формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.п.). Гиперинфляцию выделяют в отдельный вид, поскольку она ведет к развалу товарно-денежного обращения и финансовой системы страны из-за потери доверия к деньгам. Деньги утрачивают свою естественную роль в экономике как меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа.
Период гиперинфляции обозначает кризис в государстве. Гиперинфляцию могут сопровождать дефолт по долгам государства, массовые банкротства, максимальное увеличение бартера и отказ от использования денег, обнищание населения из-за невозможности делать накопления. [8]
Характерные черты проявления гиперинфляции:
Разрушение нормальных экономических отношений;
Взаиморасчеты принимают бартерный характер;
Производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности;
Растет спекулятивная деятельность;
Сворачивается производство, и накапливаются товары в расчете на их удорожание;
Обесцениваются накопления целого поколения людей.
От гиперинфляции в первую очередь страдает население, имеющее фиксированные доходы, вкладчики – кредиторы и предприниматели, а выигрывают – частные фирмы, обладающие возможностями регулировать заработную плату; фирмы – посредники, торгующие драгоценностями, стоимость которых в период инфляции растет неизмеримо быстрее, чем уровень жизни.[12, c.435]
4.1.Гиперинфляция в Германии 1923 года
Абсолютный мировой рекорд уровня инфляции принадлежит не Германии, а Венгрии, и относится к 1946 году. В июне 1946 один золотой пенге 1931 года стоил 130 квинтиллионов (130.000.000.000.000.000.000) бумажных пенге. В обращении ходили банкноты достоинством в квадриллион (1.000.000.000.000.000). Однако Венгрия – небольшая страна, к тому же в 1946 году она находилась под оккупацией и переживала этап перехода от фашизма к коммунизму. А вот Германия в 1923 году была суверенной демократией и входила в число наиболее крупных и развитых стран мира. Поэтому невероятная инфляция, которую она пережила осенью 1923 года, справедливо считается наиболее впечатляющей и катастрофической в мировой истории. [13, раздел «Гиперинфляция в Германии 1923 года»]
Красноречивее всего о масштабе инфляции говорят, например, такие цифры. В декабре 1922 года килограмм хлеба стоил около 130 марок, а годом позже – свыше 300 миллиардов (300.000.000.000). В июле 1923 года золотая марка стоила 262 тысячи бумажных, а в ноябре – уже 100 миллиардов (100.000.000.000) бумажных марок. Таким образом, за четыре месяца цена бумажной марки упала в 382.000 раз. Во второй половине 1923 года ежемесячная инфляция составляла около 35.000 процентов. Это значит, что на протяжении полугода цены удваивались в среднем каждые три дня. Особенно высоким уровень инфляции был в октябре 1923 года. В это время денежная система была полностью разрушена. Цены росли такими темпами, что, когда человек приступал к ужину в ресторане, стоимость блюд была одной, а когда заканчивал – уже другой. Заработная плата рабочим и служащим выдавалась два раза в день, и после первой выдачи сотрудников на полчаса отпускали с работы, чтобы они могли хоть что-то купить. Немецкая марка в значительной мере утратила роль денег. В качестве денег широко использовались сигареты. Весь мир обошли фотографии немцев, которые топят деньгами печки и оклеивают ими стены. В условиях резко взлетевших цен на топливо и обои такое поведение было рациональным. Если же деньги использовались для покупок в магазинах, то покупатель должен был катить перед собой тележку, наполненную бумажными деньгами. В обращении ходили купюры достоинством в 200 миллиардов (200.000.000.000) марок. Такая банкнота в ноябре 1923 года стоила меньше, чем пять американских центов, а курс доллара США составил 4,2 триллиона (4.200.000.000.000). По сравнению с довоенными значениями 1913 года цены выросли в 755.700 миллионов (755.700.000.000) раз. Общее количество денег в обращении составило 400.338.326 триллионов (400.338.326.000.000.000.000) марок. Разумеется, такая ситуация имела серьёзные политические причины и ещё более серьёзные последствия. Германия, проигравшая Первую мировую войну 1914-1918 гг., по Версальскому мирному договору обязалась выплатить огромные репарации. Немецкое правительство признало, что в случае невыполнения обязательств страны Антанты имеют право оккупировать значительную часть территории на западе страны. В 1922 году график выплаты репараций был сорван, и в январе 1923 года франко-бельгийские войска оккупировали Рурский промышленный район – 7% немецкой территории, где добывалось 70% угля и выплавлялось 50% стали, производимой в Германии. В ответ немецкое правительство и президент страны, социал-демократ Фридрих Эберт, призвали жителей немецких территорий перейти к «пассивному сопротивлению», то есть не работать на оккупантов и не платить им налоги. С точки зрения Франции и Бельгии это было недобросовестным саботажем, а с точки зрения большинства немецкого населения – недостаточной защитой национальных интересов. [13, раздел «Гиперинфляция в Германии 1923 года»]
Страну охватили массовые забастовки, а в оккупированной области – вооруженные беспорядки. Поступления в бюджет практически прекратились, и теперь он наполнялся главным образом за счет эмиссии.
В августе 1923 года канцлером стал Густав Штреземан, который призвал прекратить «пассивное сопротивление» и начал снова платить репарации. Эта политика позволила достичь соглашения с Францией, однако вызвала полный крах экономики и взрыв недовольства внутри страны.
На территории страны было провозглашено несколько сепаратистских правительств, а в октябре и ноябре вспыхнули вооружённые восстания сторонников тоталитаризма, убеждённых, что буржуазная демократия поставила страну на край гибели. В октябре в Гамбурге был подавлен мятеж коммунистов, а в ноябре Мюнхен стал местом национал-социалистического «пивного путча» во главе с Адольфом Гитлером и генералом Эрихом Людендорфом. Эти попытки не увенчались успехом, а вожди путчистов попали в тюрьмы, однако тактический успех Веймарской республики не предотвратил массовое разочарование граждан в ее институтах. Выйдя из тюрьмы по амнистии в декабре 1924 года, вождь национал-социалистов добавил к своему пропагандистскому арсеналу новый аргумент – обещание восстановить вклады, утерянные немцами во время гиперинфляции 1923 года. [13, раздел «Гиперинфляция в Германии 1923 года»]
В конце 1923 – середине 1924 года в Германии была проведена денежная реформа и введена новая марка, которая, благодаря изменившейся экономической политике, имела стабильный курс. [13, раздел «Гиперинфляция в Германии 1923 года»]
4.2.Гиперинфляция в Зимбабве
В начале правления президента Зимбабве Роберта Мугабе в 80-е годы прошлого столетия страна имела устойчивую денежную систему. На валютном рынке один доллар США равнялся 50 зимбабвийским центам.
В начале третьего тысячелетия страна переживала глубокий политический и экономический кризис, который сопровождался галопирующей инфляцией. В период с 1991-2000 гг. среднегодовой уровень инфляции составлял 32 %, в 2001 г. – 73 %, в 2002 – 113 %, в 2003 г. – 365 %, в 2004 г. – 350 %, в 2005 – 238 %. [14, стр.14]
В последующие годы обесценение национальной валюты происходило фантастическими темпами. Цены росли в геометрической прогрессии. В 2006 г. инфляция составила 1017 %, в 2007 г. – 108844 %, в середине 2008 г. – 2200000 %, а в середине 2009 г. – 230000000 % в год! [14, стр.15]
В 2008 г. в обращении появились купюры достоинством 100 млрд зимбабвийских долларов, а в 2009 г. была выпущена в обращение уникальная купюра номиналом в 100 трлн зимбабвийских долларов, её эквивалент составлял 300 долларов США. В начале 2009 г. на 50 млрд зимбабвийских долларов можно было купить лишь две буханки хлеба. [14, там же]
Для нормализации денежного обращения правительство дважды проводило деноминацию национальной валюты. В августе 2008 г. с купюр исчезли 10 нулей и в начале 2009 г. 12 нулей.
Наконец, в 2009 г. правительство Зимбабве, неспособное обуздать инфляцию, в качестве крайней меры отменило хождение национальной валюты и официально разрешило использование на территории страны денежных знаков других стран. Все расчеты на местном рынке велись в основном в долларах США, евро, британских фунтах стерлингов, ботсванийских пулах и южноафриканских рандах.
Однако для обслуживания сферы обращения количество находящихся в обращении иностранных денег было недостаточным. При этом глубинные причины инфляции не были устранены и острота проблемы сохранилась. [14, стр. 16]
5.Денежная масса
Денежная масса в обращении - совокупность денежных средств, имеющихся в распоряжении юридических и физических лиц (в кассах банков, в кассах и на расчетных (текущих) счетах субъектов хозяйствования, а также во вкладах)[8].
Быстрый рост денежной массы ведет к росту цен, инфляции, дефицита, а при быстром сокращении возникают безработица и спад производства.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).
Чаще всего используются следующие агрегаты:
а) М0 - наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования;
б) М1 - наличные деньги в обороте (М0) плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
в) М2 (расширенные деньги) - М1 плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
г) М3 (общая сумма денежной массы в национальной валюте) - М2 плюс другие (целевые, накопительные) банковские депозиты и средства в ценных бумагах населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;
д) L (общая сумма денежной массы, включая иностранную валюту) - М3 плюс депозиты (до востребования, срочные и другие) населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в иностранной валюте[4].
Показатели М0, М1, М2 характеризуют высоколиквидную часть денежной массы, то есть все те средства денежного оборота, которые без предварительной продажи или каких-либо финансовых операций используются в расчетах.
Агрегаты М3 и L находятся в основном в стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере становления и укрепления механизма хозяйствования.
Развитие форм денег и денежных агрегатов подтверждает наличие следующей причинно-следственной связи: рост текущих издержек - рост цен -рост предложения кредитов - рост депозитов -рост денежных агрегатов.
6.Инфляция в Республике Беларусь
6.1.Негативные влияния инфляции на экономику
Главное негативное проявление инфляции – перераспределение государством ресурсов в виде "инфляционного налога" от предприятий и населения к коммерческим банкам и бюджету. Так в 2010 г. инфляция по предварительным подсчетам составит 8-10%. Выделяют пять главных негативных проявлений инфляции в экономике:
1. Непрерывное движение цен искажает ценовые пропорции и рентабельность и в итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов.
2. Инфляция не стимулирует сбережения в национальной валюте и тем самым оказывает непрерывное давление на валютный рынок и ведет к долларизации экономики. Так к 01.11.2010 г. иностранные депозиты достигли 19 502.1 млрд. белорусских рублей, при том, что по состоянию на 01.01.2010 г. они составили 16 214.1 млрд. белорусских рублей.
3. Инфляция препятствует инвестиционному процессу и сдерживает приток иностранных инвестиций. Это одна из основных причин недостаточного количества инвестиций в нашу экономику. Так, например, чистая международная позиция Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 118 387 млн. долларов США, в то время как в РБ она отрицательная и составляет -18 839 млн. долларов США. Непредсказуемость инфляции при высоких процентных ставках делает невозможной оценку экономической эффективности инвестиционных проектов. Неадекватное представление об эффективности инвестиционных проектов наиболее негативно влияет на экономику.
4. Инфляция, перераспределяя доходы, усиливает социальную дифференциацию и бедность. Поэтому во всех опросах население рост цен ставит на первое место среди наиболее острых проблем.
5. Инфляция является мощным источником развития теневого сектора, как способа уклонения от инфляционных изъятий из активов экономических субъектов.
Итак, инфляция – это явление, извращающее истинный смысл многих экономических процессов и содействующее переходу экономики в неэффективную область. [15, с 8-10]
6.2.Причины инфляции в Республике Беларусь
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий как в добывающей отрасли (например: «Беларуськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например, в октябре 2010 года население Беларуси купило валюты в банках на 317, 2 млн. долларов США больше, чем продало.
4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по-разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: 2009 г. — на 0, 2 %, а во 2 квартале 2010г. на 6,6 % . В странах ЕС в 2009 г. ВВП снизился на 4,2 %, а уже во 2 квартале 2010 г. вырос на 1,7% . Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС были зафиксированы в Литве — в 2009 г. на 14,7 процентных пункта, но во 2 квартале 2010 г. вырос на 0,4 %. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.[18]
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым, желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 июля 2010 года он составил 23 млрд. 171 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,5 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года. [16]
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляцию в 2010 году пока удается удержать в рамках прогноза, который подразумевает, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 8-10 %. Итоговый показатель предположительно превысит рамки на 1,5 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако если смотреть итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом. [17]
6.3.Ставка рефинансирования и инфляция
Ставка рефинансирования — установленная Центробанком «средняя стоимость денег». Повышение ставки рефинансирования автоматически увеличивает ставки по кредитам и депозитам. Объемы выдачи подорожавших займов снижаются, условия по вкладам становятся предпочтительнее. Деньги перетекают из наших карманов в банки. Рост цен замедляется.
При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс: выдача кредитов нарастает, продажи товаров увеличиваются, цены разгоняются.
Руководство Центробанка пытается нащупать некий баланс, который устроит и бизнесменов, и руководство страны, и рядовых граждан.
Но иногда регулятор действует не по правилам. Так произошло в разгар кризиса. В США власти снизили ставку рефинансирования до 0 — 0,25%. Чтобы банки и предприятия брали кредиты по минимальным расценкам и быстрее пытались оправиться от экономических проблем. Российские предприятия тоже испытывали дефицит кредитов. Но российский Центробанк поднял ставку рефинансирования до 13% годовых. Почему? Да потому что как раз в то время правительство и ЦБ спасали финансовую систему от кризиса. Но некоторые финансисты попытались на этом заработать: брали бюджетные деньги по дешевке, конвертировали в валюту и выводили на счета зарубежных банков.
Это мечта банкира! «Мы сидим, а денежки капают»: не нужно кредиты выдавать, а доход складывается за счет удешевления рубля относительно мировых валют и процента от депозита. Власти будто дырявое ведро пытались наполнить: воду (в смысле деньги) все льют-льют, а ведро не наполняется. И тогда ЦБ поднял ставку рефинансирования до 13%. Чтобы отбить желание у банкиров выводить одолженные у бюджета деньги из страны.
Сейчас эта проблема решена. За минувший год ЦБ снижал ставку в среднем каждую пару месяцев, сейчас она составляет 10,5%. [16]
6.4.Таргетирование инфляции в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2010 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль над ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.[16]
Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а, осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.
Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2010 год?
Так в среднем за январь-октябрь 2010 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 17,7%. Рублевые вклады населения в белорусских банках в октябре достигли 10 трлн 852,3 млрд Br. Депозиты в иностранной валюте за октябрь увеличились на 880,6 миллионов белорусских рублей. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта за январь-октябрь 2010 г. составит около 120% к тому же периоду 2009 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2010 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».[17]
В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом.
41
Заключение
Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что
управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
В данной работе мы достигли поставленной цели и решили поставленные задачи: изучили сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, выявили причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
Список литературы
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М./Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18-го англ. изд. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 1010с.
2. Основы экономики. Ростов-на-Дону, “Феникс”. - 1996г. под редакцией О.Ю. Мамедов.
3. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А./Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс - Москва, 2008. – 286с.
4. Плеханова Г.В.: Вводный курс по экономической теории – Москва: ИНФРА-М – 1997. – 286с.
5. Министерство общего и профессионального образования РФ , Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, ВВОДНЫЙ КУРС ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ,Учебник для лицеев, Москва, 1997 г.
6. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. - 380с.
7. Экономические термины - Режим доступа : http://handover.spb.ru/terms/e
8. Википедия .Свободная энциклопедия. - Режим доступа: ru.wikipedia.org –Дата доступа : 29.11.2010 г.
9. Российский предприниматель: Инфляция и дефляция - Режим доступа: http://ekonomizer.ru/page38.ht
10. Информационный бизнес портал: Золотой стандарт - Режим доступа : http://market-pages.ru – Дата доступа : 17.11.2010 г.
11. Алмазова, О. Л. Рынок против рынка / О. Л. Алмазова, Л. А. Дубоносов. - [Б. м. : б. и.], 1993. - 336 с.
12. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. -М.: Банки и биржи, 1999.- 522 c.
13. Валерий Кизилов, Григорий Сапов: Инфляция и ее последствия.- Москва, 2006 г.
14. Андриянов В.Д. : Инфляция: причины возникновения и методы регулирования, Москва, 2010 г.
15. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.
16. Национальный банк РБ - Режим доступа : www.nbrb.by – Дата доступа: 29.11.2010 г.
17. Министерство экономики РБ - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/a
18. Банк рефератов : антиинфляционная политика в РБ - Режим доступа : http://revolution.allbest.ru/
41