Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Республики Беларусь

    УО  «Барановичский Государственный университет» 
 
 
 

    Кафедра теоретической и прикладной экономики 
 
 

    Курсовая  работа

    по  предмету

    «Макроэкономика» 

    На  тему: «Государственный бюджет и государственный  долг». 
 
 
 

    Студент

    ФПФ, 2 курс

    з. о., гр. М-21              _____________           В. Б. Розанова

                                       (подпись, дата) 

    Руководитель    __________           __________     ________________

                                  (оценка)                     (дата)                         (подпись) 
 
 

    Барановичи 2008

    Введение

    Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.[3, 94 с.]

    Прообраз  государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный  бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением. Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма.

    При абсолютной монархии, когда глава  государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у  подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если раньше самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства. В приложении В указаны расходы государственного бюджета Российской империи в 1734 г.

    Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление  государственных учреждений. Для  осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.

    В странах, где не было парламентской  системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии  бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» – государственный бюджет.

    В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан. [19, 19-20 с.]

    Переход к рыночной экономике, структурная перестройка народного хозяйства, перевод предприятий на принцип самофинансирования существенно отражаются на финансовой политике государства.

    Изменились принципы построения государственного бюджета. Здесь действуют два основных фактора. Первый из них состоит в том, что хозяйствующие звенья в экономике даже в государственном секторе обладают самостоятельностью, они связаны с центральной финансовой системой экономическими «узами», выплачивая налоги и производя отчисления. [3, 94 c.]

    Вторым фактором является то, что страны СНГ, выступают ныне суверенными государствами, а это обусловило то, что всей доходной частью бюджета они распоряжаются по своему усмотрению, в их ведении находятся средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности.

    Изменилась структура расходной части государственного бюджета. Если раньше, при прежней командно-административной системе, основная часть бюджета шла на финансирование народного хозяйства, теперь положение изменилось. Рыночная система обусловила переход предприятий на принцип самоокупаемости и самофинансирования. Именно в силу этой причины главной статьей расходов государственного бюджета явилось финансирование социально-культурных учреждений, системы образования и здравоохранения, мероприятий по социальной защите населения. [4, 95 с.]

    Объектом изучения курсовой работы является государственный бюджет и государственный долг, механизмы влияния отдельных фискальных инструментов на макродинамику, сравнительная результативность их действия.

    Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета, возникновение и накопление государственного долга. Выявление позитивных и негативных сторон использования налогово-бюджетных рычагов: дефицит госбюджета, рост государственного долга, снижение эффективности общественного производства. Обобщение опыта применения налогово- бюджетных рычагов в трансформационной экономике Республики Беларусь.

    В моей курсовой работе государственный бюджет и государственный долг рассмотрен как объект макроэкономического анализа, изучена динамика изменения государственного долга и построения государственного бюджета в странах с переходной рыночной экономикой и непосредственно в Республике Беларусь. Приведены методы финансирования  бюджетного дефицита и преодоления государственного долга, их преимущества и недостатки, динамика изменения государственного долга стран должников.

    В данной курсовой работе государственный  бюджет и государственный долг рассмотрены и изучены на основе различных источников учебно-методической литературы с использованием информационных данных, полученных в сети Интернет. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Государственный  бюджет и государственный  долг как объект  макроэкономического  анализа.

    Государственный бюджет является основной составляющей любой страны. Государственный бюджет- это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей государства. С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание местных и коллективных  интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.[13, 149с.] Сумма превышения расходов бюджета над его доходами представляет собой бюджетный дефицит, вследствие которого образуется государственный долг- общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. [14, 121с.]

    1.1. Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система

    Бюджет- это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города или отдельной организации и составляется на определенный период времени.[12,388с.]

    Основное  звено общегосударственной финансовой системы – государственный бюджет.

    Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который использует правительство для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.

    В крупных государствах существует бюджетная система, под которой понимается совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно- территориальных единиц. В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны. [13, 146 с.]

    

    Рис. 1.1 Формирование консолидированного бюджета  страны [11, 311с.]

    Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др. [20, 173 c.]

      Основные функции государственного бюджета следующие:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. осуществление социальной политики;
  3. осуществление научно- технической политики. [13, 146 с.]

    Основываясь на выделенных функциях можно сделать вывод, что, используя бюджет, государство непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост. [11, 309 с.]

    Бюджет  имеет свою структуру в которой  отражается структура расходов и доходов государства. Расходную часть бюджета составляют :

    • расходы на содержание государственного аппарата
    • на оборону
    • на социально- экономические цели
    • на стимулирование внешнеэкономической деятельности и т. д.

      Доходная часть бюджета формируется за счет прямых и косвенных налогов. В РБ на долю налогов приходится около 80% всех поступлений. Налог- это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.

    Налоги  бывают прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с владельцев доходов (наиболее распространенный подоходный налог). Косвенные налоги представляют собой все разновидности надбавок к цене готового продукта (акцизы, таможенные пошлины и т. д.). Плательщиками косвенных налогов являются потребители готовой продукции. Норма налогов определяется налоговой ставкой.

    Совокупность  взимаемых государством налогов (прямых и косвенных), а также форм и  методов их построения образуют налоговую  систему государства.[13, 147с.]

    Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны, штрафы, отчисления, прибыли центрального банка страны и т. д.[15, 431с.]

    Проект  государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

      Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодовые, 2- и 3-летние бюджеты. [12, 390 с]

    1.2. Государственный долг как объект макроэкономического анализа.

    Государственный долг- сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный промежуток времени. Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета.[11, 329 с.] Бюджетный дефицит- это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. [12,402с]

    Различают государственный внешний и внутренний долг. Внешняя задолженность - это  долг страны иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам. Внутренний долг представляет задолженность государства юридическим лицам и населению, возникающую вследствие выпуска внутренних займов (облигационные займы).

    Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объемов ВПК, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т. д.[13, 148]

      Государственный долг становится  неизбежным при бюджетном дефиците.Бюджетный дефицит по причинам возникновения различается как структурный дефицит и циклический. Циклический дефицит государственного бюджета образуется в результате сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. Структурный дефицит государственного бюджета - это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы.[13,148с] Производится расчет федеральных доходов или бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, принимаемом за 6 %.[12,402 с]

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг