Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

   В бюджете Республики Беларусь можно  выделить следующие основные группы расходов:

  • создание объектов социальной инфраструктуры;
  • поддержание и развитие государственного сектора экономики;
  • затраты на социальные мероприятия, услуги (социальные пособия, пенсии, пособия безработным, др.);
  • расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовложения, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и т.д.);
  • затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на обслуживание государственного долга;
  • затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности;

   Доходы  государственного бюджета представлены:

  • налогами;
  • доходами от продажи государственной собственности;
  • доходами от внешнеэкономической деятельности;
  • внутренними и внешними займами, др.[18,418 с. ]
 

   В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления

   С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д. [4, 119 с.]

   Показателями  стабильности бюджетно-налоговой системы  и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета- не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик- не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга- не более 30 % объема доходов бюджета.

  Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.[4, 120 с.] В табл. 1 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.

                                                                                        Таблица 1

Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь 

Год
        Показатель
 
Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р.
% к доходам бюджета % к расходам бюджета % к ВВП
1998
    -9995
4,2 4,0 -1,4
1999
    -87 936
8,3 7,7 -2,9
2000
      -55,4
1,7 1,7 -0,6
2001
    -276,4
4,8 4,6 -1,6
2002
      -45,5
0,52 0,51 -0,17
2003
    -584,4
4,8 4,6 -1,6
2004
      +20,5
0,09 0,09 +0,04
2006
    -118,7
0,6 0,6 -0,2

   Примечание; источник: [4, 120 с.]

  Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное влияние на уровень инфляции в республике.[1, 118]

  В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны имеют займы России (37,2 %), Германии (17,9 %), США (11,4 %), МБРР (9,8 %). [6, 434с.]На протяжении всего периода существования внешнего долга Беларусь сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП при нормативе 50 % начиная с 1996 г. не превышало 10 %; в 2006 г. оно составит не более 3 %. Внутренний и внешний долг в стране также находится на относительно постоянном уровне.[4,121 с.]

  Таблица 2

Государственный внешний и внутренний долг РБ, % к ВВП

Дата Внутренний долг Внешний долг
01.01.2002 5,5 5,2
01.01.2003 5,4 5,5
01.01.2004 6,0 4,2
01.01.2005 5,8 3,3
01.01.2006 5,9 2,8
01.01.2007 6,4 2,4

  Примечание; источник: [4, 121 c.]

    Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

    Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание экономических условий для стимулирования экономического роcтa и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. В области налоговой политики в 2006-2010гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

    Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

    В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

    - улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из условленных налогов и сборов;

    - снижение нагрузки на фонд заработной платы;

    - оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

    - повышение стимулирующей роли таможенной политики;

    - выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

  • совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
  • оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

    При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010гг будет направлена на:

    - создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

  • обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
  • принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.[6]

      Таким образом в основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально- экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов к ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.[4, 121-122 с.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Бюджетно-налоговая политика  как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

    Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.[7]

    Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности снизить налоговое давление на экономику, а также ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

    Важнейшим направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики государства является оптимизация структуры государственных доходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. [15, 116-117 с.]

    По  абсолютной величине государственного долга невозможно определить его  бремя для экономики. Для этого  используется показатель отношения  величины государственного долга к  величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.[8]

      Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. Валовой внутренний продукт в 2020 г. предусматривается увеличить по сравнению с 2005 г. в 2,0–2,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4–2,7, продукцию промышленности – в 1,6–1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3–2,6 раза. В результате Беларусь по производству ВВП на душу населения, исходя из ППС 2002 г., приблизится к странам Евросоюза с 30% в 2002 г. до 60% в 2020 г. с учетом того, что темпы роста ВВП в ЕС составят 2–3% в год. [10]

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг