Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.
В бюджете Республики Беларусь можно выделить следующие основные группы расходов:
Доходы государственного бюджета представлены:
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления
С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д. [4, 119 с.]
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета- не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик- не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга- не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.[4, 120 с.] В табл. 1 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.
Динамика
дефицита консолидированного бюджета
Республики Беларусь
Год |
| |||
Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р. |
% к доходам бюджета | % к расходам бюджета | % к ВВП | |
1998 |
|
4,2 | 4,0 | -1,4 |
1999 |
|
8,3 | 7,7 | -2,9 |
2000 |
|
1,7 | 1,7 | -0,6 |
2001 |
|
4,8 | 4,6 | -1,6 |
2002 |
|
0,52 | 0,51 | -0,17 |
2003 |
|
4,8 | 4,6 | -1,6 |
2004 |
|
0,09 | 0,09 | +0,04 |
2006 |
|
0,6 | 0,6 | -0,2 |
Примечание; источник: [4, 120 с.]
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное влияние на уровень инфляции в республике.[1, 118]
В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны имеют займы России (37,2 %), Германии (17,9 %), США (11,4 %), МБРР (9,8 %). [6, 434с.]На протяжении всего периода существования внешнего долга Беларусь сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП при нормативе 50 % начиная с 1996 г. не превышало 10 %; в 2006 г. оно составит не более 3 %. Внутренний и внешний долг в стране также находится на относительно постоянном уровне.[4,121 с.]
Таблица 2
Государственный внешний и внутренний долг РБ, % к ВВП
Дата | Внутренний долг | Внешний долг |
01.01.2002 | 5,5 | 5,2 |
01.01.2003 | 5,4 | 5,5 |
01.01.2004 | 6,0 | 4,2 |
01.01.2005 | 5,8 | 3,3 |
01.01.2006 | 5,9 | 2,8 |
01.01.2007 | 6,4 | 2,4 |
Примечание; источник: [4, 121 c.]
Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание экономических условий для стимулирования экономического роcтa и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. В области налоговой политики в 2006-2010гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:
- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из условленных налогов и сборов;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010гг будет направлена на:
- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
Таким
образом в основных направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
до 2010 года указано, что бюджетно-налоговая
политика является важнейшим инструментом
реализации основных направлений и приоритетов
социально- экономического развития страны.
В дальнейшем предполагается максимально
упростить налоговую систему, сведя общее
количество республиканских налогов к
7—8 основным. Политику государственных
расходов планируется направить на обеспечение
гарантий социальной защиты населения,
сокращение доли государственных расходов
к ВВП, стабилизацию экономики, избирательную
поддержку АПК, повышение эффективности
финансирования жилищного строительства.[4,
121-122 с.]
Заключение
Бюджетно-налоговая политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.[7]
Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности снизить налоговое давление на экономику, а также ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Важнейшим направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики государства является оптимизация структуры государственных доходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. [15, 116-117 с.]
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.[8]
Важнейшим
средством обеспечения
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг