Государственный бюджет и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Государственная задолженность уменьшается в двух случаях:

    •  когда темпы прироста реального  национального дохода превышают  реальную ставку процента рефинансирования;

    •  когда образуется первичный бюджетный  избыток.[13, 148 с].

    Значительное  возрастание государственного долга  приводит к существенному сокращению уровня жизни населения, поскольку при наличии значительного долга происходят перераспределение и утечка национального капитала за пределы государства.

    Управление  государственным долгом, т. е. погашение  государственного долга и процентов  по нему, производятся путем рефинансирования, конверсии и консолидации.[13, 149 с ]. Любой из способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, несет в себе экономическое бедствие для страны.[3, 225 с.] В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4—5 % от ВНП считается нормальным явлением. В[11, 402 с ].условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит (в Республике Беларусь он в пределах 3%).[12, 150 с]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Проблема дефицита  государственного  бюджета и финансирования  государственного  долга.

      Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.[18, 407с.]

    Основными причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:

      а) увеличение государственных расходов в военное время или 
в периоды других социальных конфликтов;

      б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

      в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

      г) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;[18, 410 с.]

      Одним из факторов экономического роста является соотношение долг: ВВП. Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

  1. величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
  2. темпов роста реального ВВП;

    3) величины первичного дефицита госбюджета. 
    Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность

между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. [18, 411 с.]

    Если  реальная ставка процента превышает  темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга [14, 291 c.]

        Для снижения соотношения необходимы два условия:

  1. реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
  2. увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.[18, 412 с.]

    Существуют несколько способов финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег ; выпуск облигационных займов; привлечение внешних займов.

    Такой способ, как повышение налоговых ставок, введение специальных налогов используется крайне редко, поскольку приводит к снижению деловой активности и сокращению объема производства.[15,107 с.]

    Другой способ — эмиссионный способ финансирования (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции.[15, 108 с.]

    Для финансирования бюджетного дефицита используется также внутреннее и внешнее долговое финансирование долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход, источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т. е. осуществляется рефинансирование. [17,115- 120 с.]

    Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. [15, 108 с.] При этом любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. [16, 104 с.]

    В условиях переходной экономики для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства полученные от приватизации государственной собственности. [15, 109 с.]

    Причинами кризиса  внешней задолженности являются:

  1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВВП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.
  2. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:

а) нефтяные шоки 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. послужили  инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;[18, 418 с.]

б)  новые финансовые средства в основном были предос- 
тавлены в виде дополнительных кредитов странам-долж- 
никам. Страны-должники ограничивали прямые иност- 
ранные инвестиции и широко использовали внешние зай- 
мы под проценты без права контроля над собственностью, 
что стимулировало нарастание их внешнего долга;

   В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.

   Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.[18, 419 с.]

    Механизмы сокращения внешней задолженности:

  1. Выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника.
  2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций.
  3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

   Беднейшим странам-должникам предоставляется  выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

  1. частичное аннулирование долга;
  2. дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
  3. снижение ставок процента по обслуживанию долга.[15, 420 с]

   В приложении А и Б представлены основные показатели, которые отражают динамику платежей по обслуживанию внешнего долга в странах-должниках (с учетом прогнозных расчетов до 2010 г.).

    Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса [19, 142 с.]

     Таким образом эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.[2, 221 с.] Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления. [5] Вместе с тем реализация бюджетно- налоговой политики связана с решением ряда проблем, обусловленных ее недостатками. К ним можно отнести невозможность точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на реальную экономику; рост цен, вызываемый проведением стимулирующей фискальной политики и ослабляющий ее эффективность; подверженность влиянию политического цикла.[4, 123 с.]

      Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. [18, 423 с.] Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего, поэтому его лимит обычно устанавливается законодательно.[4, 123 с.] Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является  переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере.[18, 423 с.] 
 
 
 
 

    
  1. Государственный бюджет и государственный долг в Республике Беларусь.

   Государственный бюджет в Республике Беларусь — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических функций, содержания государственного аппарата.

   Бюджет  муниципального образования предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг