Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собою форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.
Государственная задолженность уменьшается в двух случаях:
• когда темпы прироста реального национального дохода превышают реальную ставку процента рефинансирования;
• когда образуется первичный бюджетный избыток.[13, 148 с].
Значительное возрастание государственного долга приводит к существенному сокращению уровня жизни населения, поскольку при наличии значительного долга происходят перераспределение и утечка национального капитала за пределы государства.
Управление
государственным долгом, т. е. погашение
государственного долга и процентов
по нему, производятся путем рефинансирования,
конверсии и консолидации.[13, 149 с ]. Любой
из способов покрытия бюджетного дефицита
выступает злом, несет в себе экономическое
бедствие для страны.[3, 225 с.] В государствах
с развитой экономикой бюджетный дефицит
в пределах 4—5 % от ВНП считается нормальным
явлением. В[11, 402 с ].условиях переходного
периода, когда объективно необходима
структурная перестройка экономики, расходная
часть бюджета превышает доходную часть
и данная разница образует бюджетный дефицит
(в Республике Беларусь он в пределах 3%).[12,
150 с].
2. Проблема дефицита государственного бюджета и финансирования государственного долга.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.[18, 407с.]
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
а) увеличение государственных расходов
в военное время или
в периоды других социальных конфликтов;
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
г) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;[18, 410 с.]
Одним из факторов экономического роста является соотношение долг: ВВП. Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
3) величины первичного
дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет
собой разность
между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. [18, 411 с.]
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга [14, 291 c.]
Для снижения соотношения необходимы два условия:
Существуют несколько способов финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег ; выпуск облигационных займов; привлечение внешних займов.
Такой способ, как повышение налоговых ставок, введение специальных налогов используется крайне редко, поскольку приводит к снижению деловой активности и сокращению объема производства.[15,107 с.]
Другой способ — эмиссионный способ финансирования (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции.[15, 108 с.]
Для финансирования бюджетного дефицита используется также внутреннее и внешнее долговое финансирование долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляются выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход, источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т. е. осуществляется рефинансирование. [17,115- 120 с.]
Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. [15, 108 с.] При этом любое долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. [16, 104 с.]
В условиях переходной экономики для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства полученные от приватизации государственной собственности. [15, 109 с.]
Причинами кризиса
внешней задолженности
а) нефтяные шоки 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока происходило аккумулирование сбережений для крупных инвестиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;[18, 418 с.]
б) новые
финансовые средства в основном были предос-
тавлены в виде дополнительных кредитов
странам-долж-
никам. Страны-должники ограничивали прямые
иност-
ранные инвестиции и широко использовали
внешние зай-
мы под проценты без права контроля над
собственностью,
что стимулировало нарастание их внешнего
долга;
В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.[18, 419 с.]
Механизмы сокращения внешней задолженности:
Беднейшим
странам-должникам
В приложении А и Б представлены основные показатели, которые отражают динамику платежей по обслуживанию внешнего долга в странах-должниках (с учетом прогнозных расчетов до 2010 г.).
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
Таким образом эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.[2, 221 с.] Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления. [5] Вместе с тем реализация бюджетно- налоговой политики связана с решением ряда проблем, обусловленных ее недостатками. К ним можно отнести невозможность точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на реальную экономику; рост цен, вызываемый проведением стимулирующей фискальной политики и ослабляющий ее эффективность; подверженность влиянию политического цикла.[4, 123 с.]
Приток капитала на
фоне увеличения внешнего долга способствует
элиминированию эффекта вытеснения частных
инвестиций, угроза которого нередко сопровождает
налоговую реформу стимулирующего типа,
нацеленную на снижение ставок налогообложения
в сочетании с расширением налоговой базы.
[18, 423 с.] Последствия внешнего долга более
тяжелы для страны, чем последствия внутреннего,
поэтому его лимит обычно устанавливается
законодательно.[4, 123 с.] Расходы по обслуживанию
государственного долга являются наименее
эластичной статьей расходной части государственного
бюджета. Так как эластичность трансфертных
выплат также весьма невелика, то ограничение
темпов роста других статей государственных
расходов и повышение их эффективности
является переходных экономиках ведущим
фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой
сфере.[18, 423 с.]
Государственный бюджет в Республике Беларусь — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических функций, содержания государственного аппарата.
Бюджет
муниципального образования предназначен
для обеспечения задач и
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг