Государственные финансы. Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики, что подробно будет раскрыто в данной работе.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Оглавление

Введение 3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике 4
1.1. Общее понятие о государственных финансах 6
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике 7
2. Бюджет и бюджетная система 10
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений 10
2.2. Значение внебюджетных фондов 13
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита 14
2.3.1 Функции государственного кредита 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике (18.11.2011).docx

— 66.91 Кб (Скачать)

    Государственные финансы занимают определенное место  и играют определенную роль в общей  системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

    Основными функциями государства, обеспечивающими  нормальное политическое, экономическое  и социальное развитие, являются:

    Оказание  государственных  услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

    Обеспечение законодательных  основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.

    Разделение  полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, между центральными, региональными  и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как  «Гражданский кодекс», законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, «Налоговый кодекс» и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка.

    Полномочия  между различными структурами могут  быть разделены по-разному. Однако важно  не только четко сформулировать законодательные  нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь  принятых законов и предсказуемость  действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее  важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая  преступность подрывают основы рыночного  хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

    Разработка  и реализация экономической  политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

    Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ТО, международных финансовых и кредитных организациях, в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

    Проблемы  регулирования интеграции в мировую  экономику приобрели особую актуальность в конце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

    Государственное регулирование охраны окружающей среды  осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

    Наиболее  общими предпосылками эффективности  государства являются следующие:

  • объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
  • используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;
  • работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

    Средством решения проблемы соответствия, роли государства, его экономическому и финансовому потенциалу - является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

    Государство играет существенную роль в экономической  жизни страны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений жду участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций.

 

2. Бюджет и бюджетная система

    2.1. Понятие и сущность  государственного  бюджета как основного ресурса финансовых отношений

    Финансовые  ресурсы включают следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит.

    Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

    Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

    В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение: они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.

    Конкретная  величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит  от ряда факторов, например:

  • уровня развития экономики;
  • методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях;
  • решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

    Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета.

    По  экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частичного и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

    Благодаря бюджету государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

    Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

    К числу особенностей относятся следующие категории:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

    Сущность  государственного бюджета как экономической  категории, реализуется через распределительную и контрольную функции.

    Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

    Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективен:

  • через формирование и использование фонда денежных средств государства;
  • отображением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики.

    Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение  национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

    Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, и выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, либо используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения (схема 1).

    

    Схема-1. Структура доходов бюджета

    Основной  статьей дохода государственного бюджета  являются налоговые поступления.

    Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств, в распоряжение государства. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:

Информация о работе Государственные финансы. Бюджет и бюджетная система