Государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 332.08 Кб (Скачать)
 
  Тыс. человек В процентах  от экономически активного населения
  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Экономически  активное население 75665 75012 73962 72872 73230 72819 100 100 100 100 100 100
Мужчины 38414 38235 38411 38247 38570 38422 100 100 100 100 100 100
Женщины 37251 36777 35551 34625 34660 34397 100 100 100 100 100 100
В том  числе:                        
Занятые в экономике 72071 70852 68484 66441 65950 64639 95,3 94,5 92,6 91,2 90,1 88,8
Мужчины 36597 36081 35466 34761 34639 33972 95,3 94,4 92,3 90,9 89,8 88,9
Женщины 35474 34771 33018 31680 31311 30667 95,2 94,5 92,9 91,5 90,3 89,2
Безработные1 - всего 3594 4160 5478 6431 7180 8180 4,7 5,5 7,4 8,8 9,9 11,2
Мужчины 1817 2154 2945 3486 3931 4450 4,7 5,6 7,7 9,1 10,2 11,6
Женщины 1777 2006 2533 2945 3349 3730 4,8 5,5 7,1 8,5 9,7 10,8
Безработные, имеющие официальный статус в службе занятости 578 836 1637 2327 2506 1999 0,8 1,1 2,2 3,2 3,4 2,7
Мужчины 161 269 586 872 930 721 0,4 0,7 1,5 2,3 2,4 1,9
Женщины 417 567 1051 1455 1576 1278 1,1 1,5 3,0 4,2 4,5 3,7
Из  них получают пособие по безработице 371 550 1395 2026 2265 1771 0,5 0,7 1,9 2,9 3,1 2,4
Мужчины 95 168 513 764 874 647 0,2 0,4 1,3 2,0 2,3 1,7
Женщины 276 382 882 1262 1391 1124 0,8 1,0 2,5 3,6 4,0 3,3
 
 

Основные  показатели занятости  и безработицы  в 1997 г.

(на  конец периода) 

  1 квартал II квартал 111 квартал IV квартал
Численность экономически активного  населения млн  человек 72, 4 72,5 72, 5 726
в том числе        
занятые в экономике 64, 8 64. 6 64, 5 64, 4
безработные 7, 6 7. 9 8, 0 8. 2
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, млн человек 2, 5 2, 3 2, 1 2. 0
Уровень общей безработицы, в процентах от экономически активного населения 10, 5 10. 9 11, 0 11 3
Уровень зарегистрированной безработицы в  процентах от экономически активного населения 3. 5 3, 2 2. 8 28
Потребность в работниках заявленная предприятиями и  организациями в государственную службу занятости, тыс человек 272, 9 357, 7 415, 2 369, 4
Принято работников на крупные  и средние предприятия  в процентах от среднесписочной численности 4, 5 9, 2 14, 6 19, 9
Выбыло  работников с крупных  и средних предприятий, в процентах от среднесписочной численности 5. 7 11, 4 17. 7 24, 5
Число предприятий, на которых  проходили в забастовки 13628 14970 16025 17007
Численность работников вовлеченных  в забастовки, тыс человек 6703 7649 8129 8873

III Государственное регулирование занятости

 
 

Политика  государства по созданию и сохранению

  рабочих мест 

      Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой  реализации государственной  политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы. 

      Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы  типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных  рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

     

       Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект,  но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы,  не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные  программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии  с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация  российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие  российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения  рабочих мест и рабочей силы.

        

        В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

      

         Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением  работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению  штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила  развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой  трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности  труда.

   

        Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

  • финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости.  При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);
  • социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.
 

      Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально  признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный  результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит  от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда,  а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего  спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего  спрос на рабочие места.  

        На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения  имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное  развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование  рынка рабочей силы может протекать по-разному. 

       Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия  текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий  использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих  к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств.  

      Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном  регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.  

       Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.  

Информация о работе Государственное регулирование занятости