Государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.

Оглавление

I. Государственное регулирование рынка труда и занятости
II.1 Проблема занятости
II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 54.21 Кб (Скачать)
 

     Министерство  образования и науки

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Кузбасский государственный технический университет» 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине

     «Государственное  регулирование макроэкономических процессов» 
 
 
 
 

                                                        Выполнил 

     Студент группы ЭГт – 82

                                                       Поп О.С.

                                                              Шифр 208471

         Проверил: Лубягина Л.У.   
 
 
 
 

     Прокопьевск 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема 28 Государственное регулирование занятости

     ПЛАН:

        I. Государственное регулирование рынка труда и занятости

     II.1 Проблема занятости 

       II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях

     II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне

     II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне

     II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях

     II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда

        
 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственное регулирование рынка  труда и занятости

     Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.

     Для решения проблем занятости населения  государство планирует:

  • развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  • введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;
  • обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержку опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;
  • расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;
  • развитие гибких форм занятости (например, надомный труд);
  • реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработку мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной подготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;
  • осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;
  • внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников, временных изменений условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

     Важнейшим условием реализации эффективной политики занятости населения на рынке  труда является становление и  развитие социального партнерства. Формирование системы партнерских  отношений, в полной мере отвечающих требованиям рынка труда, достаточно сложная проблема, что подтверждается и мировым опытом. Создаваясь в  течение достаточно длительного  периода, система социального партнерства  в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой широкий  комплекс мер, регулируемых специальным  законодательством, и охватывающий не только сферу трудовых отношений, но и иные области, где интересы различных  групп пересекаются в одной сфере.

     Что касается отечественной практики, то еще в 1991 г. была официально признана необходимость сотрудничества представителей ассоциаций работодателей, профсоюзов, органов занятости и общественных организаций в интересах регулирования рынка труда и своевременного разрешения противоречий в социально-трудовой сфере. Это нашло отражение в соответствующих указах Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.), постановлении Правительства РФ № 103 «О Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.), в законе «О занятости населения РФ» и других законодательных актах.

     В декабре 1999 г. было принято «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000—2001 гг.». Однако в современных условиях в силу ряда субъективных и объективных причин (незавершенность формирования субъектов трудовых отношений, их обособленность друг от друга и прежде всего от государства, незрелость рыночных отношений, сложная политическая ситуация и т.д.) процесс развития социального партнерства сопряжен с определенными трудностями. Для того, чтобы вывести его на уровень, соответствующий рыночной экономике, необходимо взаимодействие трех основных относительно независимых сил:

  • рабочего движения (представленного профсоюзами, органами рабочего самоуправления и другими организациями, отстаивающими интересы лиц наемного труда);
  • работодателей (директорат предприятий госсектора, предприниматели коммерческих и иных структур, осуществляющих найм рабочей силы);
  • органов местного самоуправления, осуществляющих региональную политику занятости.

     Возможность трехстороннего партнерства на рынке  труда будет зависеть от степени  обособленности работодателей (интересы которых в большинстве своем  в настоящее время по-прежнему выражают не ассоциации из представителей работодателей, а государственные  структуры (министерства, концерны) как  в организационном, так и в  социально-экономическом плане).

     Действительно, формирование полноценной системы  социального партнерства позволило  бы осуществлять эффективное воздействие  на занятость, аналогичное сложившемуся в развитых странах, где деятельность региональных структур службы занятости  предусматривает обязательное участие  в ней представителей всех партнерских  сторон по рынку труда. Так, в Италии в состав этих органов входит по 4 представителя от работников и работодателей; в Германии и Франции такое же паритетное представительство сторон.

     Аналогичный подход к функционированию органов  регулирования занятости имел место  и в период НЭПа. Так, с начала деятельности бирж труда им был придан общественный характер: к их работе привлекались представители профсоюзов, женских и молодежных организаций, а также безработные граждане. Последние создавали свои контрольные  группы, следившие за правильностью  найма рабочей силы. Эти представители  имели права и обязанности  членов комитета бирж труда. Таким образом, практическая значимость социального  партнерства в решении проблем  регулирования занятости на территориальном  уровне подтверждается историческим опытом России.

     I.1 Проблемы занятости

     Проблема  занятости — это общеэкономическая проблема, решение которой возможно лишь в рамках общей государственной программы, где показатель занятости должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности. Именно социальные показатели, в том числе характеризующие безработицу, должны стать критериями успешности проведения экономических реформ.

     Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе.

     Для обеспечения полной, продуктивной и  свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной  политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской  активности граждан.

     Минтруд России, Минэкономразвития России совместно  с органами исполнительной власти субъектов  РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.

     В них предусматриваются меры по улучшению  использования имеющихся рабочих  мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих  мест сочетается с их созданием, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся работников в развивающихся  отраслях и регионах.

     Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения  приоритетных направлений развития экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка  труда, особенно в районах со сложным  социально-экономическим положением и экстремальными условиями. Вводится обязательная экспертиза федеральных  инвестиционных проектов в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации по критерию обеспечения  сохранения и увеличения новых рабочих  мест.

     Федеральные органы активно участвуют в сфере  занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся  к отраслям естественных монополий  и ВПК; а также в регулировании  высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной  экономической политики складывается острая ситуация с занятостью, для  изменения которой местных усилий недостаточно.

     Разработаны критерии отнесения регионов к критическим  по состоянию рынка труда с  учетом масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождения  и других факторов, а также механизм оперативного перераспределения средств  фонда занятости для создания федерального резерва на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда.

     Органы  исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы  с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения  последствий длительной (более одного года) безработицы и при его  повышении осуществляют специальные  меры по ограничению ее роста.

     В качестве одного из самых доступных  видов увеличения занятости используются общественные работы.

     Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях, независимо от форм собственности.

     Органы  исполнительной власти и службы занятости  в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового  высвобождения работников разрабатываются  территориальные (районные, городские) программы организации общественных работ и временных рабочих  мест. Органы службы занятости информируют  граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режимах  и оплате труда, направляют их в организации  для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие  в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице и состоящие  на учете в органах службы занятости  свыше шести месяцев.

Информация о работе Государственное регулирование занятости