Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа
Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.
I. Государственное регулирование рынка труда и занятости
II.1 Проблема занятости
II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский
государственный технический
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Государственное
регулирование
Студент группы ЭГт – 82
Проверил: Лубягина Л.У.
Прокопьевск
2010
Тема 28 Государственное регулирование занятости
ПЛАН:
I. Государственное регулирование рынка труда и занятости
II.1 Проблема занятости
II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда
Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.
Для
решения проблем занятости
Важнейшим
условием реализации эффективной политики
занятости населения на рынке
труда является становление и
развитие социального партнерства.
Формирование системы партнерских
отношений, в полной мере отвечающих
требованиям рынка труда, достаточно
сложная проблема, что подтверждается
и мировым опытом. Создаваясь в
течение достаточно длительного
периода, система социального
Что касается отечественной практики, то еще в 1991 г. была официально признана необходимость сотрудничества представителей ассоциаций работодателей, профсоюзов, органов занятости и общественных организаций в интересах регулирования рынка труда и своевременного разрешения противоречий в социально-трудовой сфере. Это нашло отражение в соответствующих указах Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.), постановлении Правительства РФ № 103 «О Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.), в законе «О занятости населения РФ» и других законодательных актах.
В декабре 1999 г. было принято «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000—2001 гг.». Однако в современных условиях в силу ряда субъективных и объективных причин (незавершенность формирования субъектов трудовых отношений, их обособленность друг от друга и прежде всего от государства, незрелость рыночных отношений, сложная политическая ситуация и т.д.) процесс развития социального партнерства сопряжен с определенными трудностями. Для того, чтобы вывести его на уровень, соответствующий рыночной экономике, необходимо взаимодействие трех основных относительно независимых сил:
Возможность
трехстороннего партнерства на рынке
труда будет зависеть от степени
обособленности работодателей (интересы
которых в большинстве своем
в настоящее время по-прежнему
выражают не ассоциации из представителей
работодателей, а государственные
структуры (министерства, концерны) как
в организационном, так и в
социально-экономическом плане)
Действительно,
формирование полноценной системы
социального партнерства
Аналогичный подход к функционированию органов регулирования занятости имел место и в период НЭПа. Так, с начала деятельности бирж труда им был придан общественный характер: к их работе привлекались представители профсоюзов, женских и молодежных организаций, а также безработные граждане. Последние создавали свои контрольные группы, следившие за правильностью найма рабочей силы. Эти представители имели права и обязанности членов комитета бирж труда. Таким образом, практическая значимость социального партнерства в решении проблем регулирования занятости на территориальном уровне подтверждается историческим опытом России.
I.1 Проблемы занятости
Проблема занятости — это общеэкономическая проблема, решение которой возможно лишь в рамках общей государственной программы, где показатель занятости должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности. Именно социальные показатели, в том числе характеризующие безработицу, должны стать критериями успешности проведения экономических реформ.
Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе.
Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.
Минтруд России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.
В
них предусматриваются меры по улучшению
использования имеющихся
Новые
рабочие места с высоким
Федеральные
органы активно участвуют в сфере
занятости в районах
Разработаны критерии отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда с учетом масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождения и других факторов, а также механизм оперативного перераспределения средств фонда занятости для создания федерального резерва на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда.
Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы и при его повышении осуществляют специальные меры по ограничению ее роста.
В качестве одного из самых доступных видов увеличения занятости используются общественные работы.
Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях, независимо от форм собственности.
Органы
исполнительной власти и службы занятости
в регионах ежегодно определяют объемы
и виды общественных работ с учетом
количества и состава незанятого
населения. В случаях массового
высвобождения работников разрабатываются
территориальные (районные, городские)
программы организации