Государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.

Оглавление

I. Государственное регулирование рынка труда и занятости
II.1 Проблема занятости
II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости.docx

— 54.21 Кб (Скачать)
    1. Тенденции и ограничения  регулирования занятости  населения на федеральном  и региональном уровнях

     Поскольку в предыдущих темах мы уже говорили о механизмах и инструментах реализации мер государственной политики занятости  федерального уровня, то в данной теме мы разберем универсальные механизмы  регионального уровня. Следует отметить, что если на федеральном уровне эти  механизмы в России разработаны  достаточно хорошо, то на региональном они еще до конца не сформированы.

     В динамике численности занятых и  безработных с 1998 года наблюдается  снижение регистрируемой безработицы  и увеличение занятости (если не брать  показатели первого квартала 2009 года, где произошло резкое увеличение безработицы). Причинами этого являются: проведение мероприятий по содействию занятости, а также пересмотр условий регистрации граждан в качестве безработных, изменение форм материальной поддержки безработным и др. С другой стороны, несмотря на рост производства, существует острая нехватка кадров на фоне дисбаланса между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это объясняется нестабильностью предложения рабочих мест и их качеством — как показывает анализ, в банке вакансий доминируют низкоквалифицированные рабочие специальности, адресованные мужчинам.

     Каждый  регион имеет свои особенности в  распределении занятого населения  по видам деятельности: в основном это крупные и средние предприятия (организации). Снижение численности  занятых в материальном производстве объясняется структурными процессами в промышленности; ослаблением регулирующей роли государства, что выражается в  сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства  региональных экономических и социальных «компенсаторов»; в недостаточном  развитии правовых регуляторов, в неразвитости инфраструктуры. В то же время малый  бизнес области (МБ), представленный в  основном сферой услуг, постепенно берет  на себя обеспечение рабочими местами  населения.

     Существующая  проблема дисбаланса между спросом  на рабочую силу и ее предложением объясняется: определенной несогласованностью документов социально-экономического планирования государственного и регионального  уровня; наличием низкоэффективных инструментов государственного управления региональным развитием и не соответствующей  задачам системе мониторинга. При  этом Программа занятости в большей  части представляет собой просто перечни мероприятий, которые в  любом случае нужно провести в  ближайшее время. Ограниченный инструментарий регулирования экономического развития регионов на федеральном уровне приводит к финансированию существующих программ без учета эффективности их реализации: размер затрат на одного участника не зависит от показателей трудоустройства безработных.

     Система государственного регулирования рынка  труда на уровне регионов неэффективна, однако уже предпринят ряд действий в направлении ее повышения: реализован комплекс мер по формированию единого  правого пространства страны, завершается  разграничение полномочий между  центром и регионами, совершенствуется система межбюджетных отношений, определена новая структура федеральных  органов власти и порядок их взаимоотношений  с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения реорганизованы в форме преобразования в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     В дополнение к сделанному необходимо усилить существующие факторы повышения  занятости, влияющие на повышение спроса на рабочую силу. Расчетами установлено, что ведущими мероприятиями стоит  рассматривать фактор «Создание  рабочих мест за счет крупного промышленного  производства и малого бизнеса», результатом  станет увеличение совокупного спроса на рабочую силу в противовес существующему  сегодня преобладанию совокупного  предложения рабочей силы.

     В рамках программы занятости целесообразно  выделить действия, которые могут  быть выполнены за счет административных и финансовых ресурсов администрации  субъекта РФ и муниципалитета, совместных финансовых ресурсов РФ и субъекта РФ, взаимодействия с органами местного самоуправления региона, с бизнес-структурами. В этой связи необходима новая  схема организации совместной работы федеральных и региональных органов  государственной власти в разработке и реализации Программы; четкая расстановка  интересов и приоритетов Политики с учетом направлений и конкретных мер общефедеральной региональной политики в разрезе муниципального образования субъекта РФ. 
 

     II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне

     Установлено, что ведущими элементами построения политики занятости в регионе  могут стать следующие направления.

  • Создание дополнительных рабочих мест в регионе через формирование финансовой заинтересованности бизнеса. Реализация возможностей предприятий по созданию рабочих мест невозможна без инвестиций. Выход из ситуации недостаточности эффективного спроса – увеличение государственных расходов на политику занятости и поиск иных источников финансирования. Создание новых рабочих мест через инвестирование развития производства возможно лишь по истечении значительного промежутка времени, поэтому рост занятости следует с определенным временным лагом. В связи с этим система государственного инвестирования развития производства должна ориентироваться на «модернизирующие» капиталовложения: это означает первоочередность направления капиталовложений не на новое строительство, а на модернизацию, реорганизацию и техническое перевооружение уже имеющегося производства с возможным расширением его до требуемого уровня. Выступая на финансовом рынке в качестве кредитора или гаранта, государство оказывает поддержку бизнесу, тем самым способствуя созданию дополнительных рабочих мест. Источниками государственного финансирования выступают специализированные фонды.

     Разработка  альтернативных источников и инструментов финансирования региональных программ занятости населения в рамках целевого использования средств  также возможна через лизинговую деятельность с введением ряда условий пользования этой системой и факторинговую деятельность.

     Предложенный  экономический инструментарий позволит осуществить протекционистскую  политику создания рабочих мест.

  • Доработка стратегии повышения занятости в регионе за счет расширения социального партнерства и учета специфики запросов работодателей при имеющемся кадровом потенциале.

     Основными причинами, сдерживающими социальное партнерство в регионе, являются: отсутствие представительных органов  субъектов, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых и территориальных  соглашений; формальное отношение сторон к заключаемым соглашениям; неразвитость договорных форм регулирования трудовых отношений; отсутствие независимых  профсоюзных организаций. Проведенный  анализ показателей локального рынка  труда, а также экономических  показателей развития области, позволил определить, что основными элементами расширенного социального партнерства  может быть:

     1) создание объединений предпринимателей, а как стратегическая цель — расширение профсоюзной деятельности. Необходимо формирование полноправных субъектов рынка труда в рамках договоренностей по социальному партнерству;

     2) совершенствование механизмов защиты  трудовых прав работников, в том  числе формирование института  профсоюзов и мотивирование предпринимателей  к предоставлению некоторых экономических  льгот и гарантий занятости  наиболее квалифицированным рабочим;

     3) оказание государственной поддержки  развития системы взаимодействия  участников «расширенного социального  партнерства» через создание  спектра институтов, механизмов  и процедур социального диалога,  системы эффективных санкций.  Для работодателей со стороны  региона требуется разработка  компенсационного механизма создания  и сохранения рабочих мест  работодателями за счет областного  и местного бюджета и др.

     Действия  региональных властей могут сводиться  к формированию спроса на труд в  рамках расширенного социального партнерства  через разработку ряда программ. Затраты по созданию дополнительных рабочих мест в соответствии с решениями местных органов власти компенсируются нанимателям за счет средств местного бюджета и ЦЗН, а также путем предоставления в установленном порядке налоговых льгот.

     Очевидным «минусом» выполнения данного механизма  может послужить отсутствие необходимых  полномочий у органов власти и  дефицит или недостаточность  средств бюджета.

     Еще одним элементом социального  соглашения может стать проработка пункта «Предоставление некоторых  экономических льгот и гарантий занятости наиболее квалифицированным  рабочим» через включение элемента компенсационных пенсий.

  • Совершенствование государственной политики поддержки малого предпринимательства с позиции расширения занятости.

     Направлением  формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне может быть стимулирование развития малого бизнеса как ведущего фактора  в обеспечении занятости на рынке  труда. Главная задача – содействие появлению большего числа рабочих  мест лучшего качества в секторе  малых предприятий. Реализация организационно-экономических  мероприятий возможна через интеграцию малого и крупного бизнеса и обеспечение  роста числа самозанятых.

     II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне

     Необходимым приоритетом социально-экономического развития региона является дополнение системы взаимодействия муниципального образования субъекта РФ, территориальных  органов занятости населения  и бизнеса. Повышение эффективности  работы государственного аппарата предлагается за счет развития межбюджетных отношений, через реализацию государственного инвестирования развития производства в целях стимулирования занятости  населения и др. Разработанный  организационно-экономический механизм государственного регулирования занятости предполагает создание специализированной организационной структуры, способной оперативно содействовать решению вопроса занятости.

     Основными принципами должны быть принцип комплексности  действий и принцип учета специфики  развития региона.

     II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях

     Механизм  реализации Политики занятости включает в себя два элемента регуляции: механизм рыночной саморегуляции, действующий  посредством взаимодействия спроса и предложения, конкуренции работников и работодателей, и институциональное  воздействие на процессы, происходящие на рынке труда — осуществляется в результате функционирования механизма государственного регулирования занятости, который понимается как совокупность организационных структур и методов управления, обеспечивающих занятость населения. На федеральном, региональном и муниципальном уровне механизм связывает концептуальную основу политики занятости, инструментарий, принципы обеспечения роста занятости населения, методику оценки занятости населения на основе устойчивого развития, стратегию повышения занятости (а в рамках этого приоритетные цели и объекты регулирующего воздействия, обеспечивающие в конечном итоге решение поставленных задач), механизм мониторинга целевых показателей занятости. Существующий механизм взаимодействия рынка труда, политики занятости с элементами социально-экономической системы в рамках сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения с учетом двух уровней институционального воздействия (федерального и регионального)

     Оценка  эффективности оказания услуг центра занятости населения (ЦЗН) осуществляется на основе интегральных значений пяти групп показателей.

  • Активность службы занятости населения на рынке труда.
  • Результативность мероприятий по содействию занятости населения.
  • Кадровое обеспечение службы занятости населения.
  • Финансовые ресурсы ЦЗН.
  • Социально-экономические последствия деятельности службы занятости населения.

     Итоговый  показатель эффективности, на основании  которого производится сравнение результатов  деятельности ЦЗН, определяется как  сумма значений показателей по каждой из выделенных групп и рассчитывается по формуле:

      ,

     где Э — итоговый показатель социально-экономической эффективности деятельности органов СЗ; Пинт1  — значения интегральных показателей по каждой из выделенных групп показателей; Bi  — веса интегральных показателей; — индекс групп показателей; 5 — количество выделенных групп показателей.

     Анализ  позволяет определить, что существующий в РФ механизм регулирования занятости  населения направлен на достижение сбалансированности спроса на функциональную рабочую силу и ее предложение. Реализация программы повышения занятости  осуществляется в основе своей за счет бюджетных средств местного и областного уровня и направлена на сохранение действующих рабочих  мест. Создание дополнительных рабочих  мест не происходит. В этих условиях региональная система управления все  больше сталкивается с проблемами реализации социально-экономической политики региона, достижения ее стратегических и тактических целей. 
 

     II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда

     Институционализация занятости — это процесс формирования новых норм и правил включения работника в состав совокупной рабочей силы. Она предполагает становление институтов рынка труда с последующей интеграцией институциональных структур: учреждений рынка труда, системы законодательства, социально-экономических программ, государственных и негосударственных структур содействия занятости населения, трудовой миграции т.д. Институциональную основу управления образуют формальные и неформальные правила, нормы отношений и механизмы их реализующие. Институциональное воздействие на процессы, происходящие на рынке труда, осуществляется в результате функционирования механизма государственного регулирования занятости (в дальнейшем — механизма).

Информация о работе Государственное регулирование занятости