Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа
Поскольку рынок труда является одним из основных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой — через него в значительной мере реализуется социальная функция государства, то естественно, внимание к вопросам занятости государства должно быть очень велико.
I. Государственное регулирование рынка труда и занятости
II.1 Проблема занятости
II. Тенденции и ограничения регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда
Поскольку в предыдущих темах мы уже говорили о механизмах и инструментах реализации мер государственной политики занятости федерального уровня, то в данной теме мы разберем универсальные механизмы регионального уровня. Следует отметить, что если на федеральном уровне эти механизмы в России разработаны достаточно хорошо, то на региональном они еще до конца не сформированы.
В динамике численности занятых и безработных с 1998 года наблюдается снижение регистрируемой безработицы и увеличение занятости (если не брать показатели первого квартала 2009 года, где произошло резкое увеличение безработицы). Причинами этого являются: проведение мероприятий по содействию занятости, а также пересмотр условий регистрации граждан в качестве безработных, изменение форм материальной поддержки безработным и др. С другой стороны, несмотря на рост производства, существует острая нехватка кадров на фоне дисбаланса между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это объясняется нестабильностью предложения рабочих мест и их качеством — как показывает анализ, в банке вакансий доминируют низкоквалифицированные рабочие специальности, адресованные мужчинам.
Каждый
регион имеет свои особенности в
распределении занятого населения
по видам деятельности: в основном
это крупные и средние
Существующая проблема дисбаланса между спросом на рабочую силу и ее предложением объясняется: определенной несогласованностью документов социально-экономического планирования государственного и регионального уровня; наличием низкоэффективных инструментов государственного управления региональным развитием и не соответствующей задачам системе мониторинга. При этом Программа занятости в большей части представляет собой просто перечни мероприятий, которые в любом случае нужно провести в ближайшее время. Ограниченный инструментарий регулирования экономического развития регионов на федеральном уровне приводит к финансированию существующих программ без учета эффективности их реализации: размер затрат на одного участника не зависит от показателей трудоустройства безработных.
Система
государственного регулирования рынка
труда на уровне регионов неэффективна,
однако уже предпринят ряд действий
в направлении ее повышения: реализован
комплекс мер по формированию единого
правого пространства страны, завершается
разграничение полномочий между
центром и регионами, совершенствуется
система межбюджетных отношений, определена
новая структура федеральных
органов власти и порядок их взаимоотношений
с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. Так,
территориальные органы Роструда по
вопросам занятости населения
В дополнение к сделанному необходимо усилить существующие факторы повышения занятости, влияющие на повышение спроса на рабочую силу. Расчетами установлено, что ведущими мероприятиями стоит рассматривать фактор «Создание рабочих мест за счет крупного промышленного производства и малого бизнеса», результатом станет увеличение совокупного спроса на рабочую силу в противовес существующему сегодня преобладанию совокупного предложения рабочей силы.
В
рамках программы занятости
II.1 Основные направления формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне
Установлено,
что ведущими элементами построения
политики занятости в регионе
могут стать следующие
Разработка альтернативных источников и инструментов финансирования региональных программ занятости населения в рамках целевого использования средств также возможна через лизинговую деятельность с введением ряда условий пользования этой системой и факторинговую деятельность.
Предложенный экономический инструментарий позволит осуществить протекционистскую политику создания рабочих мест.
Основными причинами, сдерживающими социальное партнерство в регионе, являются: отсутствие представительных органов субъектов, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых и территориальных соглашений; формальное отношение сторон к заключаемым соглашениям; неразвитость договорных форм регулирования трудовых отношений; отсутствие независимых профсоюзных организаций. Проведенный анализ показателей локального рынка труда, а также экономических показателей развития области, позволил определить, что основными элементами расширенного социального партнерства может быть:
1)
создание объединений
2)
совершенствование механизмов
3)
оказание государственной
Действия региональных властей могут сводиться к формированию спроса на труд в рамках расширенного социального партнерства через разработку ряда программ. Затраты по созданию дополнительных рабочих мест в соответствии с решениями местных органов власти компенсируются нанимателям за счет средств местного бюджета и ЦЗН, а также путем предоставления в установленном порядке налоговых льгот.
Очевидным «минусом» выполнения данного механизма может послужить отсутствие необходимых полномочий у органов власти и дефицит или недостаточность средств бюджета.
Еще одним элементом социального соглашения может стать проработка пункта «Предоставление некоторых экономических льгот и гарантий занятости наиболее квалифицированным рабочим» через включение элемента компенсационных пенсий.
Направлением формирования системы государственного регулирования занятости на региональном уровне может быть стимулирование развития малого бизнеса как ведущего фактора в обеспечении занятости на рынке труда. Главная задача – содействие появлению большего числа рабочих мест лучшего качества в секторе малых предприятий. Реализация организационно-экономических мероприятий возможна через интеграцию малого и крупного бизнеса и обеспечение роста числа самозанятых.
II.2 Организационно-экономический механизм регулирования занятости на региональном уровне
Необходимым
приоритетом социально-
Основными принципами должны быть принцип комплексности действий и принцип учета специфики развития региона.
II.3 Современный механизм государственного регулирования занятости населения на национальном, региональном и муниципальном уровнях
Механизм реализации Политики занятости включает в себя два элемента регуляции: механизм рыночной саморегуляции, действующий посредством взаимодействия спроса и предложения, конкуренции работников и работодателей, и институциональное воздействие на процессы, происходящие на рынке труда — осуществляется в результате функционирования механизма государственного регулирования занятости, который понимается как совокупность организационных структур и методов управления, обеспечивающих занятость населения. На федеральном, региональном и муниципальном уровне механизм связывает концептуальную основу политики занятости, инструментарий, принципы обеспечения роста занятости населения, методику оценки занятости населения на основе устойчивого развития, стратегию повышения занятости (а в рамках этого приоритетные цели и объекты регулирующего воздействия, обеспечивающие в конечном итоге решение поставленных задач), механизм мониторинга целевых показателей занятости. Существующий механизм взаимодействия рынка труда, политики занятости с элементами социально-экономической системы в рамках сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения с учетом двух уровней институционального воздействия (федерального и регионального)
Оценка эффективности оказания услуг центра занятости населения (ЦЗН) осуществляется на основе интегральных значений пяти групп показателей.
Итоговый показатель эффективности, на основании которого производится сравнение результатов деятельности ЦЗН, определяется как сумма значений показателей по каждой из выделенных групп и рассчитывается по формуле:
,
где Э — итоговый показатель социально-экономической эффективности деятельности органов СЗ; Пинт1 — значения интегральных показателей по каждой из выделенных групп показателей; Bi — веса интегральных показателей; i — индекс групп показателей; 5 — количество выделенных групп показателей.
Анализ
позволяет определить, что существующий
в РФ механизм регулирования занятости
населения направлен на достижение
сбалансированности спроса на функциональную
рабочую силу и ее предложение. Реализация
программы повышения занятости
осуществляется в основе своей за
счет бюджетных средств местного
и областного уровня и направлена
на сохранение действующих рабочих
мест. Создание дополнительных рабочих
мест не происходит. В этих условиях
региональная система управления все
больше сталкивается с проблемами реализации
социально-экономической
II.4 Приоритеты институционализации национального и регионального рынка труда
Институционализация занятости — это процесс формирования новых норм и правил включения работника в состав совокупной рабочей силы. Она предполагает становление институтов рынка труда с последующей интеграцией институциональных структур: учреждений рынка труда, системы законодательства, социально-экономических программ, государственных и негосударственных структур содействия занятости населения, трудовой миграции т.д. Институциональную основу управления образуют формальные и неформальные правила, нормы отношений и механизмы их реализующие. Институциональное воздействие на процессы, происходящие на рынке труда, осуществляется в результате функционирования механизма государственного регулирования занятости (в дальнейшем — механизма).