Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:24, реферат
Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов. Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства. Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.
«Государственное
1. Государственная политика в области труда и занятости
Теория рыночной экономики
рассматривает рынок труда в
системе рынков экономических ресурсов.
Вместе с тем важно учитывать,
что труд обладает существенными
отличиями от других экономических
ресурсов. Это обусловлено
Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.
В каждой стране есть система
общегосударственных органов по
вопросам труда, занятости и социальной
политики. Для Республики Беларусь
такими органами являются Министерство
труда и социальной защиты, Управление
по труду и занятости и др. Они
разрабатывают нормативные
— условиям труда на всех предприятиях;
— соотношениям в оплате труда на государственных предприятиях и в учреждениях (так называемая бюджетная сфера);
— управлению занятостью населения;
— пенсионному обеспечению;
— помощи безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;
— организации взаимоотношений представителей работодателей и работополучателей.
Следует отметить, что уже
реализованы первые совместные белорусско-российские
программы в области
Единые нормы трудового права были учтены и при разработке проектов новых документов. Поэтому принятый Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит единые или близкие с российским законодательством нормы, которые касаются таких правовых норм, как трудовой договор, рабочее время, гарантии, компенсации, охрана труда. Вместе с тем в ряде социально-правовых норм имеются принципиальные отличия, к примеру, это касается социальных гарантий работникам в предоставлении им ежегодных отпусков. Приведение данной нормы к единообразию пока проблематично. Увеличение отпусков для белорусских граждан потребует выделения дополнительных материальных средств, а уменьшение отпусков для россиян не допускается в соответствии с Конституцией страны.
Вопрос о необходимости стопроцентной унификации позиций трудовой политики (степени сближения заработной платы, пенсий, пособий по безработице и др.) имеет место вследствие существующего ряда различий в реформировании экономик, в конкретных параметрах уровня оплаты труда, социальных выплат, своевременности их обеспечения.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны и осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и другими министерствами и ведомствами. Непосред-ственное управление занятостью осуществляют республиканские органы; основной объем работ ложится на региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
Необходимо учитывать
сложившуюся и прогнозируемую демографическую
ситуацию в стране. За последние
годы в Республике Беларусь определился
ряд неблагоприятных
С учетом того, что, согласно
демографическому прогнозу, трудовые
ресурсы страны до 2009 г. будут формироваться
под влиянием увеличивающегося прироста
населения в трудоспособном возрасте,
одним из основных условий устойчивого
социально-экономического развития является
обеспечение рационального
Содействие в занятости
групп населения актуально для
инвалидов, молодежи, пожилых людей.
Каждая из этих групп имеет свои
проблемы с трудоустройством. Для
инвалидов занятость связана
не только с экономическими, но также
с социальными, психологическими и
духовными проблемами. По законодательству
всех развитых стран лицам с ограниченными
физическими возможностями
Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Законодательство учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсирует государство.
Особую проблему представляет
трудоустройство людей
Однако в период кризиса
требуется защита не только социально
уязвимых слоев, но и части экономически
активного населения (введение норм
социального обеспечения
Перспективными целями содействия
и поддержания занятости
2. Государственное регулирование оплаты труда
Минимальными государственными критериями в оплате труда в Республике Беларусь являются: минимальная заработная плата, Единая тарифная сетка работников республики и тарифная ставка первого разряда, которая устанавливается правительством страны с участием профсоюзов.
Минимальная заработная плата
(месячная, почасовая) в настоящее
время выполняет функцию
Размер минимальной заработной платы ежегодно с января устанавливает правительство страны, исходя из показателей величины бюджета государства, утвержденного на очередной финансовый год, и размера среднемесячной заработной платы. Правительство определяет соотношение между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем — минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их параметров.
В настоящее время бывшие функции минимальной заработной платы возложены на категорию «базовая величина». Штрафы, надбавки к заработной плате и др. исчисляются исходя из величины последней.
Правительство республики регулирует Единую тарифную сетку (ЕТС), которая является для предприятий различных форм собственности основой для определения уровня оплаты труда различных категорий работников производственной и бюджетной сферы. Тарифные сетки представляют собой ряд тарифных коэффициентов, соответствующих определенному числу установленных для данной отрасли разрядов. Тарифные коэффициенты показывают, насколько ставка какого-либо разряда выше ставки первого разряда, определяя тем самым соотношение в оплате труда разной сложности.
В настоящее время в
реальном секторе экономики предприятиям
предоставлено право
Государственное управление оплатой труда включает доплаты к тарифным ставкам за работу в ночные смены, сверхурочные работы, праздничные и выходные дни, вредные условия производства, а также персональные надбавки для работников бюджетной сферы, в том числе для работников науки.
Непосредственно вопросами управления оплатой труда, определения ее размеров, совершенствования ЕТС, других нормативов по оплате труда занимается Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
3. Государственное регулирование пенсионного обеспечения
Выделяют следующие виды пенсий:
1) трудовые (по возрасту,
по инвалидности, по случаю потери
кормильца, за выслугу лет,
за особые заслуги перед
2) социальные.
Право на трудовую пенсию имеют
лица, которые в период работы или
занятия иными видами деятельности
подлежали государственному социальному
страхованию и за них, а также
ими самими в предусмотренных
законодательством о
Выплата трудовых пенсий осуществляется
из средств Фонда социальной защиты
населения Республики Беларусь, который
не входит в состав государственного
бюджета Республики Беларусь, формируется
за счет взносов нанимателей, страховых
взносов лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, обязательных страховых
взносов граждан, а также средств
государственного бюджета Республики
Беларусь. Положение о Фонде социальной
защиты населения Республики Беларусь
утверждается Советом Министров
Республики Беларусь, размеры обязательных
страховых взносов в указанный
фонд устанавливаются
Пенсии по возрасту назначаются
в размере 55 % среднемесячного заработка,
но не ниже минимального размера пенсии.
Минимальный размер пенсии устанавливается
в размере 25 % бюджета прожиточного
минимума в среднем на душу населения,
утверждаемого Советом
Право на пенсию по возрасту имеют:
мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В трудовой стаж засчитывается
работа, в период которой работник
подлежал государственному социальному
страхованию и за него, а также
им самим в предусмотренных
Пенсия исчисляется из
откорректированного
Наниматели обязаны
Важным политическим вопросом, к которому сейчас проявляют все больший интерес в Западной Европе, является реформа пенсионных систем. Пенсионные системы, основанные на принципе «платишь, пока работаешь», создавались в период, когда среди возрастных групп населения преобладали работающие. Однако увеличение процента престарелых граждан и рост стоимости здравоохранения означают, что налоговое бремя становится все более тяжелым для существующей и будущей рабочей силы, что вряд ли позволит в дальнейшем обеспечить стабильность жизненного уровня пенсионеров. В настоящее время люди в возрасте старше 60 составляют 23% населения стран Западной и Восточной Европы. В Беларуси доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения занимает пятую часть. Это означает, что реформа пенсионной системы является острым политическим вопросом.
4. Структура социальной сферы
Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения и предприятия. С развитием общества изменяется как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, повышаются требования к их качеству.
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и доведения их до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы, и в этом проявляется связь с материальным производством. В свою очередь, высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на увеличение производительности общественного труда.