Государственное регулирование в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной сферы республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов. Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства. Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.86 Кб (Скачать)

Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического строя, создании условий для воспроизводства  и развития творческого потенциала общества, доступности услуг учреждений культуры.

Увеличение доходов учреждений культуры за счет оказания платных  услуг ограничено ее общественным назначением. При любой экономической модели доход от эксплуатации фондов учреждений культуры не достигает 20% общих расходов на эту сферу. Поэтому решающую роль в развитии данной сферы играют государственная  поддержка, многоканальное финансирование, в том числе благотворительность, рыночный оборот интеллектуальной собственности. Законодательством определен норматив финансирования культуры за счет государства.

Управление культурой  осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных  организаций культуры, фондов, творческих союзов.

Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Согласно концепции Всемирной организации  здоровья (ВОЗ), здоровье не является объектом рыночных отношений, а социальное государство  должно проводить политику охраны здоровья, но и нести ответственность за демографическую ситуацию в стране. Реализуемая этой организацией глобальная стратегия «Здоровье для всех»  предусматривает гарантии и доступность  медицинской помощи без отказа от рынка медицинских услуг.

Систему здравоохранения  Республики Беларусь образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные  и другие учреждения, предприятия  по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. В последние годы кроме государственного развивается частное здравоохранение. По количеству врачей на 100 000 населения Республика Беларусь занимает одну из ведущих позиций в мире.

Здравоохранение развивается  по линии более полного удовлетворения потребностей населения в качественной, доступной медицине и лекарственной  помощи, создания условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции  лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности. Вводятся государственные минимальные стандарты  медико-санитарного обслуживания и  лекарственной помощи.

За счет бюджетных средств  оплачивается гарантированный минимум  бесплатной помощи при сохранении ее общедоступности для всех граждан. Обязательное медицинское страхование  обеспечивает защиту интересов пациентов  не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной  помощи. Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять  свои функции только при наличии  у них лицензии на избранный вид  деятельности.

5. Государственное управление  образованием в Республике Беларусь

Главной целью образования  являются гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и  культурного потенциала страны. Государство  провозглашает гуманистический  характер образования, общедоступность  и адаптивность его к особенностям обучающихся, светский характер государственных  образовательных учреждений, плюрализм  в образовании.

Государственная сеть образовательных  учреждений создается в соответствии с потребностями городского и  сельского населения, с учетом национальных особенностей. Образовательная система  Республики Беларусь как часть социальной инфраструктуры включает детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения.

Образование базируется на государственных образовательных  стандартах и является основой объективной  оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

На ведение образовательной  деятельности необходимо получение  лицензии. Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа  государственного образца о соответствующем  уровне образования возникает после  его государственной аккредитации по положительным результатам аттестации. Периодичность аттестации образовательного учреждения — 1 раз в 5 лет.

6. Регулирование ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство  — одна из приоритетных сфер в социально-экономическом  развитии республики. Преобразования в жилищной сфере Республики Беларусь начались в 1991–1992 гг. За этот период был подготовлен и введен в действие Закон «О приватизации жилищного фонда», разработана жилищная программа (1994 г.), в 1998 г. был принят Закон «О совместном домовладении», которые создали необходимую законодательную базу для ликвидации монополии государства на рынке жилищно-коммунальных услуг. Сегодня в республике 68% жилищного фонда относится к частной форме собственности. Тем не менее вследствие инфляционных процессов приватизация жилья не стала необходимой ресурсной базой, которая нужна для воспроизводства жилищного фонда страны. Кроме того, собственники приватизированных квартир фактически не являются полноценными хозяевами своих квартир и, следовательно, не несут полную экономическую нагрузку по содержанию собственного жилья. Продолжается безадресное датирование жилищно-коммунальных услуг из государственного кармана.

Новый Жилищный кодекс Республики Беларусь был подписан Президентом  Беларуси 22 марта 1999 г. и вступил  в силу с 1 июля 1999 г. В нем нашли  отражение все те изменения, которые  произошли в экономической жизни  республики. Жилищный кодекс, разработанный  с использованием немецкого опыта, в немалой степени способствует развитию и продвижению системы  управления жилищно-коммунальным хозяйством к форме ее рыночной модели. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства  предполагает:

¾построение системы воспроизводства  жилья на принципах рынка;

¾уменьшение кредитования строительства  за счет денежной эмиссии и изыскание  внебюджетных источников финансирования (долевое строительство, строительство  жилья с использованием муниципальных  займов, система стройсбережений, ипотечное кредитование);

¾дифференциацию государственной  поддержки жилищного строительства  и оплату жилья и коммунальных услуг.

Тем не менее реализация рыночного фактора в жилищной сфере прежде всего связана с платежеспособностью населения. В развитых странах работник на оплату жилья тратит 25-30% дохода, прямые налоги забирают 20-40%, на покупку товаров и оплату услуг остается 30-40%. В Республике Беларусь из-за низкой оплаты труда доля затрат на приобретение товаров достигает 70-80% доходов, а доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг — 2,5%. А ведь именно эти затраты должны стать ресурсной базой для развития жилищно-коммунальной сферы. Таким образом, государство на данном этапе должно быть заинтересовано в том, чтобы граждане Республики Беларусь наконец-то стали платежеспособными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

1.         Закон Республики Беларусь “Об  образовании в Республике Беларусь”  № 1202-ХП от 29.10.1991.

2.         Формирование экономических и  социальных основ белорусской  государственности. Материалы научно-практической  конференции (Минск, 1 июля 2008 г.). –  Мн.: Право и экономика, 2008. – 207 с.

3.         Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь. – М.: МНО, 2007.

4.         Белорусский экономический журнал. № 3, 2000.

5.         Жилищный кодекс Республики Беларусь. Минск, № 248-3. 22.03.1999.


Информация о работе Государственное регулирование в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной сферы республики Беларусь