Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:15, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям.

Файлы: 1 файл

Гос. регулирование экономики.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

программированию;  попытки  повысить  действенность   ГРЭ   путем   изучения

совместимости и взаимозаменяемости инструментов  регулирования,  определения

их эффективности.

5.) Осуществление  во все большем числе развитых  стран  общегосударственного

среднесрочного  программирования  в  сочетании  с  выработкой   долгосрочных

перспективных ориентиров. Все более комплексное  использование  инструментов

регулирования.

6.) Меры  по  согласованию  общегосударственных   среднесрочных  программ  на

межгосударственном  уровне в рамках интеграционных объединений.

      На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее  воздействие

оказали задачи, вставшие  перед  экономикой  отдельных  стран,  материальные

возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого  им  ВВП  и  в

абсолютных  размерах  средств,  которые  оно  может  использовать  на   ГРЭ,

накапливаемый опыт и успехи в научных разработках  проблем  ГЭП  в  условиях

рыночного  хозяйства.  Наряду  с  общетеоретическими  работами   со   второй

половины 60-х  годов  в  развитых  странах  стало  публиковаться  все  больше

конкретных  прикладных  исследований,  посвященные  количественному  анализу

последствий  мер   ГРЭ.   Активизировалось   и   сотрудничество   ученых   с

правительственными   органами,   ответственные   за   принятие    экономико-

политических  решений. Характер и направление научных исследований в  области

ГРЭ за последние  три-четыре десятилетия претерпели  существенные  изменения.

Если  в  начале  50-х  годов  обсуждался  вопрос:  “  Регулировать  или   не

регулировать  экономику?”, то позднее-”  Какова  должна  быть  степень  этого

регулирования? С какими целями, в каких  направлениях  и  какими  средствами

надо регулировать?”. Однако  возможности  ГРЭ  небезграничны.  Экономической

основой ГРЭ  является часть  ВВП,  перераспределяемая  через  государственный

бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность.  Эффективность

ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем  выше  государственные  доходы,

чем большая  доля ВВП перераспределяется государством,  чем  большую  роль  в

экономике играет государственный сектор. Но у государственных  доходов  и  у

государственного  сектора есть относительные границы  роста. 
 

                      Границы роста дохода государства. 
 

    В  50-х, 60-х годах государственные  доходы в наиболее развитых  странах с

рыночной  экономикой  проявляли  общую  тенденцию  к  росту  более  высокими

темпами, чем  показатели ВВП   и  доходы  юридических  и  физических  лиц.  В

настоящее время  наблюдается обратная  тенденция,  так  как  дальнейший  рост

налогообложения     прибылей     и     капиталов     подрывает     мотивацию

предпринимательской деятельности, снижает стимулы  для  инвестиций  и  может

послужить толчком  для оттока капиталов. Повышение  налогов и  сборов  с  лиц,

работающих по найму, фермеров и  лиц  свободных  профессий также не  может

продолжаться  беспредельно. Налоги не могут  забирать  у  населения  основную

часть  доходов.  Государственные  доходы  без   увеличения   налогов   могут

возрастать  даже  при  некотором  снижении  налоговых  ставок   в   условиях

хозяйственного  подъема. Существуют определенные относительные  границы  роста

государственных доходов:

     - границы достаточной мотивации  предпринимательской деятельности;

     - социальные границы  налогообложения   лиц,  работающих  по  найму,  и

       средних слоев;

     - границы прироста ВВП .

     Ограничены  и  возможности  государственной   собственности,   так   как

государственный сектор не  может  расти,  захватывая  все  новые  позиции  в

ключевых отраслях хозяйства, так  как  это  противоречит  интересам  частной

собственности.

      Определенные  границы  имеет   и  ГРЭ,  поощряющее  самофинансирование.

Конечной материальной основой самофинансирования является  валовая  прибыль-

разница   между   ценой   и   действительными    издержками    производства.

Самофинансирование  осуществляется как один из  вариантов  санкционированного

государством  использования прибылей, а возможности  присвоения прибылей и  их

размеры неразрывно связаны с фазой  воспроизводственного  цикла,  в  которой

находится экономика страны. ГРЭ при помощи самофинансирования базируется  на

возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время  спада.

Но  деятельность  государства  в  этой  области   ограничена   возможностями

бюджета.  В  условиях  ухудшения   конъюнктуры,   когда   бюджетные   доходы

сокращаются, а  расходы  на  поддержание  экономики  растут,  оно  вынуждено

предоставлять    фирмам    дополнительные    инвестиционные    льготы    для

самофинансирования  и тем самым еще больше сокращать  свои  доходы.  Составной

частью  самофинансирования  являются  нераспределенные  прибыли.   Поощрение

роста  доли  нераспределенных  прибылей   в   ущерб   дивидендам   тоже   не

беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из  важнейших

и действенных  средств ГРЭ и главным  элементом  самофинансирования  является

ускоренное  амортизационное  списание  основного   капитала.   Но   и   этот

действенный инструмент сам оказывается в сильной  зависимости  от  состояния

конъюнктуры.  В  период   кризиса   или   депрессии   сокращается   загрузка

производственных  мощностей и выпуск  продукции,  а  правительство  разрешает

списывать все  большую часть основного капитала в  амортизационный  фонд.  Но

издержки и  без  того  растут-затрудняются  платежи  покупателей,  разоряются

поставщики,  растут  затраты  на  хранение  и  сбыт  продукции.  Даже   если

амортизационные отчисления рассчитывать  по  прежним  нормам  списания,  они

раскладываются  на меньшее число  единиц  продукции  в  связи  с  сокращением

производства. Возможности  роста цен в кризисной ситуации если не  исключены,

то  существенно  ограничены   по   сравнению   с   периодами   благоприятной

конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому  положению,

когда возможности  укрытия  прибылей  в  амортизационный  фонд  в  целях  их

дальнейшего использования  для финансирования инвестиций будут  исключены,  то

есть правительственные  разрешения  на  увеличение  доли  списания  основного

капитала не  будут  использованы,  так  как  разрешенные  списания  окажутся

больше действительной прибыли. Все это можно выразить формулами: 

                                  А+Зпост+Зпер

                         П=Ц- —————,

                                          В 

где  П  -  прибыль,  Ц  -  цена  единицы  продукции,  А  -   амортизационные

отчисления, Зпост - другие постоянные затраты, Зпер - переменные затраты,  В

- выпуск продукции  в натуральных единицах.

      При  сокращение  производства,  измеряемом  коэффициентом  К1,  и  при

предположение, что цена остается неизменной, формула  выглядит так: 

                                   А+Зпост+К1*Зпер

                            П=Ц- ———————.

                                           К1*В 

В  связи  с  тем,  что  К1<1,  знаменатель  уменьшается  быстрее  числителя,

издержки растут и прибыль уменьшается.

      Представим,  что  правительство   в  целях   стимулирования   экономики

повысило  норму  амортизационных   списаний.  Увеличение   нормы   списаний

обозначено коэффициентом  К2. 

                               К2*А+Зпост+К1*Зпер

                     П2=Ц- —————————.

                                             К1*В 

Численность растет еще быстрее, чем во втором  случае,  издержки  еще  более

увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются  с  ценой

или превысят ее.

     ГРЭ  через  налоги  и  ставки  амортизационных  отчислений  с  основного

капитала имеет  границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного  отказа

от бюджетных  доходов;  социальные,  связанные  с   готовности  физических  и

юридических  лиц  мириться  с  налоговым   гнетом;   границы   прибыльности,

определенные  ростом  издержек  производства  единицы  продукции   по   мере

сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений  для

данной   ситуации.   Даже   накопленные   льготным    образом    в    рамках

самофинансирования  средства инвестировать в  условиях  недогрузки  мощностей

невыгодно. Эффективность  ГРЭ через государственные расходы  ограничена  тем,

что потребности  в  финансировании  государственных  регулирующих  мер  резко

возрастают  именно  тогда,  когда  возможности   мобилизации   средств   для

финансирования  резко  сокращаются.  Главная   граница   ГРЭ  -   возможное

несовпадение  его  целей  с  частными  интересами  собственников  капитала  в

условиях  относительной  свободы  принятия  хозяйственных  решений.  Частный

капитал только  в  том  случае  участвует  в  осуществлении  государственной

программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие,  чем он

мог бы получить, отказавшись от  сотрудничества  с  программой.  Государство

может гарантировать  определенную норму и массу прибыли  частному  капиталу  в

меру своих  финансовых возможностей, а они ограниченны.

       Перечисленные  границы  ГРЭ   в  условиях  рыночного  хозяйства   носят

относительный  характер.  В  этих  границах  ГРЭ  продолжает  развиваться  и

доказывать в  самых разных обстоятельствах свою эффективность.  Механизм  ГРЭ

постоянно совершенствуется. В современных условиях  практика  ГРЭ  оказалась

достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-

опасных масштабов  безработицы. 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование экономики