Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:15, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям.

Файлы: 1 файл

Гос. регулирование экономики.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

государство обязывает  промышленные  предприятия  организовывать  на  местах

производственное  обучение, создавать бытовые условия  для  рабочих,  занятых

на производстве.

        Административные  средства  регулирования   в  развитых   странах   с

рыночной  экономикой  используются  в  незначительных  масштабах.  Их  сфера

деятельности  ограничивается в основном на охране окружающей среды,  создание

условий    для    социально    слабо     защищенных     слоев     населения. 

Основные инструменты  государственного регулирования:

     - фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов  и

       налогов;

     - денежная политика;

     - политика регулирования доходов;

     - социальная политика;

     - государственное регулирование  ценообразования;

     - внешнеэкономическое регулирование.

    Экономические средства  государственного  регулирования подразделяются

на  средства  денежно-кредитной  и   бюджетной   политики.   Самостоятельным

комплексным инструментом ГРЭ является государственный  сектор  в  экономике.

Основные экономические  средства - это:

     - регулирование учетной ставки ( дисконтная  политика,  осуществляемая

       центральным банком )

     - установление и  изменение   размеров  минимальных  резервов,  которые

       финансовые институты страны  обязаны хранить в центральном  банке

     - операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие  как

       эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 При помощи  этих инструментов  государство   стремится  изменить  соотношение

спроса и предложения  на  финансовом  рынке  в  нужном  направлении.  Прямое

государственное  хозяйственное   регулирование   осуществляется   средствами

бюджетной политики.

      Главным  инструментом  мобилизации   финансовых  средств  для   покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются  для

воздействия   на   деятельность   субъектов    хозяйства.    Государственное

регулирование при помощи  налогов  зависит  в  решающей  степени  от  выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а  также  от видов и размеров

налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют  две  роли:  а)  это  главный  источник

финансирования  государственных расходов  б)  это  инструмент  регулирования.

Так  как  в  задачу  государственных  бюджетных  органов  входит  не  просто

обложить налогами  источники  поступления,  но  и  создать  тонкий  механизм

воздействия на хозяйственное поведение.

     Особое  место среди  средств  ГРЭ,  осуществляемых  с  помощью   налогов,

занимает    ускоренное  амортизационное  списание   основного   капитала   и

связанные с  ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые  в

рамках  разрешения   Министерства   финансов.   Ускоренное   амортизационное

списание  основного  капитала  в  современных  условиях   является   главным

средством стимулирования накопления, структурных  изменений  в  экономике  и

важным инструментом воздействия на хозяйственный  цикл,  занятость.  Изменяя

ставки и порядок  амортизационного  списания,  государственные  регулирующие

органы определяют ту часть чистой прибыли, которая  может  быть  освобождена

от  уплаты  налогов  путем  включения  в  издержки  производства   и   затем

перечислена в  амортизационный фонд для  финансирования  в  дальнейшем  новых

капиталовложений.  Нормы  амортизации  регулярно  публикуются.  Перед   нами

сильный  рычаг  государственного  регулирования  инвестиций  -  освобождение

прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном  фонде  и  принудительного

использования  для  новых  капиталовложений.  Эффект  ускоренного   списания

основного капитала имеет  еще  ряд  последствий.  Дополнительное  сокращение

доли налогов  в прибыли за счет  того,  что  по  мере  уменьшения  балансовой

прибыли ее налогообложение  из-за прогрессивного характера  налоговых  ставок

сокращается. Ускоренное списание  приводит  к  отрыву  балансовой  стоимости

основных средств  от их реальной цены.

      Варьирование  норм  ускоренного   амортизационного  списания  основного

капитала  широко  используется  во  всех  развитых  странах   как   средство

государственной  конъюнктуры   и   структурной   политики,   а   также   для

стимулирования  научных  исследований   и   внедрения   их   результатов   в

производство.  Эффект  амортизационных  отчислений  хорошо  заметен  в  годы

благоприятной конъюнктуры, когда период спада  и кризисов ослабевает.  Льготы

по ускоренному  амортизационному списанию равнозначны  сокращению  поступлений

от налогов  с прибылей  в  государственный  бюджет.  Результатом  может  быть

повышение других налогов или рост государственной  задолженности. В  качестве

инструментов  государственного регулирования используются и  расходы  бюджета

на хозяйственные  цели. Это могут быть государственные  кредиты,  субсидии,  а

также затраты  на закупку товаров и услуг  в частном секторе.

     Государственные  капиталовложения осуществляются в значительной  мере  в

государственном   секторе   экономики,   играющем   важную   роль   в   ГРЭ.

Государственный сектор включает  в  себя  комплекс  хозяйственных  объектов,

целиком или  полностью принадлежащих  государству,  функционирование  которых

всегда выгодно  для экономики страны, но не выгодно  с точки  зрения  частного

капитала.  В  целом  государственный  сектор-это   объекты   инфраструктуры,

которые в  основном  не  рентабельны,  а  также  предприятия  в  сырьевых  и

энергетических   отраслях,   где   требуются    огромные    инвестиции,    а

оборачиваемость капитала медленная. Часть  государственного  сектора  -  это

пакеты акций  смешанных частично государственных  компаний.  Существование  в

условиях  рыночного  хозяйства  секторов,  которые  в   своей   деятельности

руководствуются  принципами,  отличающимися  от  принципов   частных   фирм,

позволяет использовать ГС для  решения  общегосударственных  задач.  Активно

используется  ГС как средство ГРЭ. В условиях  ухудшения  конъюнктуры,  когда

частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким  образом

государство  стремится  противодействовать  спаду   производства   и   росту

безработицы.  ГС  играет  заметную  роль   в   государственной   структурной

политике. Государство создает новые  объекты  или  расширяет  старые  в  тех

отраслях, куда  частный  капитал  перетекает  недостаточно.  Государственные

фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом  капитала за рубеж.  ГС  служит

повышением эффективности  народного хозяйства в целом  и  является  одним  из

инструментов  перераспределения ВВП.

    Также   осуществляется  и  внешнеэкономическое   регулирование.  Это  меры

стимулирования  экспорта  товаров,  услуг,  капиталов,   научно-технического

опыта.  Кредитование  экспорта,   гарантирование   экспортных   кредитов   и

инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле;  меры

по привлечению  или ограничению доступа  иностранного  капитала  в  экономику

страны,  привлечение  в  страну  иностранной   рабочей   силы,   участие   в

международных экономических организациях, интеграционных  межгосударственных

объединениях. Отдельные  инструменты государственной  экономической  политики

могут употребляться  в различных  целях,  в  разных  сочетаниях  и  с  разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться  место  того

или иного инструмента  в арсенале средств ГРЭ в конкретный период. 
 

               Государственное экономическое  программирование. 
 

Высшей формой ГРЭ является государственное  экономическое  программирование.

Его задача - комплексное  использование в  глобальных  целях  всех  элементов

ГРЭ.  По  мере   усложнения   задач   стали   формулировать   краткосрочные,

среднесрочные  и  долгосрочные  задачи,  определять  порядок  их  решения  и

органы, ответственные  за  исполнение  этих  решения,  выделять  необходимые

средства  и  определять  порядок  финансирования.  Объектами  таких  целевых

программ обычно  являются  отрасли;  регионы;  социальная  сфера;  различные

направления научных исследований. Программы бывают обычные  и  чрезвычайные.

Обычные  среднесрочные   общеэкономические   программы   составляются,   как

правило, на пять лет  с  ежегодным  продлением  на  один  год.  Чрезвычайные

программы разрабатываются  в  критических  ситуациях,  в условиях  кризиса,

массовой безработицы, большой инфляции.  Осуществляются  они,  как  правило,

средствами административного  регулирования. Практически во  всех  странах  с

рыночной  экономикой  осуществляются  целевые  программы.  Это,  к  примеру,

приватизация  новых земель Восточной  Германии  после  присоединения  к  ФРГ.

Субъектами   экономического   программирования   являются    государственные

учреждения,  ответственные  за  составление  программ,  их  осуществления  и

контроль над  ними.  Программы  разрабатываются  специальным  государственным

органом или  министерствами  экономики  и  финансов.  Министерство  финансов

также разрабатывает  план финансирования  программы.  К  разработке  программ

также  широко   привлекаются   представители   центрального   банка,   союзы

предпринимателей,  торгово-промышленные  палаты,  профсоюзы.   Программа   и

финансовый   план   ежегодно   утверждаются   парламентом.   Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным  при  решение

ряда хозяйственных  задач.   В условиях рыночной  экономики  программирование

Информация о работе Государственное регулирование экономики