Гендерное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат

Краткое описание

Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!! Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

    В современных условиях выделяется четыре группы женщин:

  • конкурентноспособные, высокой квалификации, которые сами могут о себе побеспокоиться, - они чаще всего в службу занятости не обращаются;
  • имеющие детей (им нужна психологическая и материальная помощь, профессиональная ориентация и переобучение);
  • самые активные и предприимчивые, способные самостоятельно организовать дело и предоставить другим рабочее место (им нужна только подготовка);
  • те, кто могут существовать на иждивении мужа, - этой категории нужен просто статус в общественной деятельности или неполная занятость, то есть работа при гибком графике, которая тоже является источником занятости женщин.

    Женщина сама должна выбирать: либо - при реальном обеспечении этого выбора - активно  участвовать в процессе общественного производства, либо - в силу своих потребностей и склонностей - стать хранительницей семейного очага, вести домашнее хозяйство, воспитывать и обучать своих детей.

    В наши дни женщины формально получили равными с мужчинами права. Общество юридически оформило и узаконило это равенство и всячески стремится закрепить и развить его.  Постепенно исчезает главная причина, которая держала женщину в подчинении у мужчины, - экономическая зависимость.

И все  же, структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше, причем не только в России, но и в большинстве других стран мира. Соотношение уровня дохода и пола опрошенных предпринимателей в 2008г представлено следующим образом:

Уровень дохода  Пол
Мужской Женский
До 5 тысяч рублей 12,5% 87,5%
От 5 до 10 тысяч рублей 25,0% 75,0%
От 10 до 15 тысяч рублей 50,0% 50,0%
От 15  до 20 тысяч рублей 50,0% 50,0%
От 20 до 30 тысяч рублей 60,0% 40,0%
Свыше 30 тысяч рублей 74,3% 25,7%
Затрудняюсь ответить 58,3% 41,7%

    

    Помимо  такого очевидного неравенства женщин и мужчин доступ женщин к профессиональным занятиям и карьере, неизмеримо возросший для них по сравнению с началом XX века, пока еще имеет количественное измерение и зачастую не приводит к необходимым качественным сдвигам.

    Активное  проникновение женщин в предпринимательскую  деятельность наблюдается в последнее  десятилетие как во всем мире, так и в России. При этом положение россиянок оказывается в каком-то смысле даже более выгодным, чем их коллег на Западе, где бизнес считался (да и считается) мужским заповедником. Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе была специальная квота на присутствие женщин в органах власти: в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие женщин и мужчин в управлении, в том числе и производством. Российская специфика состоит в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно, с началом перестройки.

    Результаты, полученные в ходе социологических  исследований в России, подтверждают наметившийся рост доли женщин-предпринимателей в общей численности предпринимательского слоя. Динамика изменения уровня экономической активности женщин к 2002г по сравнению с 1992г выглядит следующим образом:

    

      Как правило, женщинам принадлежат  мелкие предприятия, 20% женщин-предпринимательниц  заняты производственным бизнесом. 40% обследованных женщин могут быть отнесены к категории “полупредпринимателей”, сочетающих собственное дело с работой по найму.  Вместе с тем, проникновение женщин в крупный российский бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпринимательство продолжает испытывать определенные трудности, часть которых связана с социально-экономическими факторами, а часть – с феноменом культурной инерции, сохраняющей патриархальные стереотипы. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, но и не изжитые предрассудки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, подавляющая часть женщин не желает исполнять роль исключительно “профессиональной домохозяйки, воспитателя в семье” и нигде не работать. Особенно категорическую позицию занимают те, кто имеет высшее или среднее специальное образование. Они не только стремятся быть “на людях”, общаться с коллегами по работе, но также иметь собственные деньги, быть экономически независимыми от мужей. С другой стороны, карьера занимает у россиянок лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье.

    Исследование, проведенное Международным женским  форумом, показало, что между мужскими и женскими стилями управления имеются  свои различия и совпадения. В частности, серьезные расхождения кроются в оценках, которые женщины и мужчины дают своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за ее неадекватное исполнение. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общеорганизационные цели рабочего коллектива: они в большей степени, чем мужчины, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией и т.п. Именно это, по мнению женщин-руководителей, побуждает сотрудников чувствовать себя частью организации и вовлекаться в активное обсуждение проблем, стоящих на пути достижения целей компании. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение считаются основными характеристиками женского менеджмента.

      Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, дает любопытную картину. При сравнении успешности по шести позициям, мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств. С другой стороны, женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений - она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга. Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления. Этот факт находит косвенное подтверждение в анализе успешности работы компаний на новых бурно развивающихся рынках, где еще не сформированы правила игры и не поделена целевая аудитория.

    Специалисты полагают, что женщины способны управлять компаниями любого уровня в том случае, если они приобрели необходимые для этого знания и умения. К числу важнейших из них относятся: умение подать себя, создать свой имидж, убедительно и грамотно представлять собственные идеи, окружать себя соответствующими людьми и управлять личным временем, правильно организуя приоритеты.

    В России женщины, как правило, редко  имеют профессиональное образование  в области менеджмента: каналы рекрутирования их в бизнес остаются весьма разнообразными и, как правило, отражают достаточно стихийный процесс становления российского предпринимательства вообще,  женского - в частности. По оценкам российских аналитиков, женщины приходят в бизнес из следующих сфер:

    

 

    Как было уже сказано, большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991 года. Но к этому моменту практически все было распределено: производственные и сырьевые ресурсы, невозможен стал кредит.

    Конечно, бизнес - это конкуренция, соревнование, борьба, если хотите. Но в данном случае это борьба неравная. Растет дискриминация женщин на рынке труда. Снижение жизненного уровня женщин ведет к ухудшению их здоровья. Но, тем не менее, рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин, интеграции их в процессе происходящих реформ. Нынешнее развитие событий свидетельствует о том, что женщины все чаще начинают становиться хозяевами и менеджерами мелких и средних предприятий, преобладать в структурах банковского дела, в сфере торговли, социального обслуживания. При сопоставлении долей руководителей и самозанятых мужчин и женщин в общей численности занятого населения получаем следующую картину:

    

    

    Также была выявлена доля владельцев и совладельцев предприятий среди женщин и мужчин, которые непосредственно  на них работают. Статистика выглядит следующим образом:

    

    

    Наиболее приемлемая для женщин форма предпринимательской деятельности в современных российских условиях – это малое предпринимательство. Степень его привлекательности как формы трудоустройства выглядит следующим образом (для мужчин и женщин соответственно):

Степень привлекательности малого бизнеса (% к числу опрошенных) Как постоянное место работы Как дополнительный заработок
2005 2006 2005 2006
Оба пола муж. жен. Оба пола муж. жен.
Да, в  значительной мере 4,5 10,8 13,0 9,3 7,6 11,3 13,4 9,8
Да, в  некоторой степени 10,9 11,9 13,8 10,6 20,5 29,5 27,9 30,5
Нет, не привлекает 43,4 42,4 41,2 43,1 29,6 22,8 23,8 22,2
Затрудняюсь ответить 41,2 34,9 32,0 37,0 42,3 36,4 34,9 37,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

      Пока общество придерживается  традиционных представлений о  роли женщины, крупный и средний бизнес останется в основном мужским. Надо понимать, что большинство женщин способны стать предпринимателями в определенной области и на определенном уровне. Женщина, занимающаяся рукоделием и сама реализующая свои изделия, женщина, которая держит торговую палатку и руководящая небольшим производственным предприятием, – это все доступные женщинам различные уровни малого бизнеса. Необходимо создание таких экономических, социальных и политических условий, при которых преимущества малого предпринимательства перекрывали бы его негативные эффекты. Объективные возможности в обществе, способствующие предпринимательской деятельности, заключаются в создании такой информационной, правовой, налоговой и социальной инфраструктуры, которая бы делала предпринимательскую деятельность привлекательной и безопасной. Инфраструктура, необходимая для нормального развития малого предпринимательства, включает в себя доступные источники финансирования для открытия малого предприятия, центры помощи малым предприятиям, предоставляющие предпринимателям необходимую информацию и консультации, правовую и налоговую политика, делающую открытие своего дела привлекательной возможностью.

    В настоящее время уровень развития такой инфраструктуры в нашей  стране пока явно недостаточен для эффективного развития малого бизнеса, а тем более женского предпринимательства. Но в последнее время малому предпринимательству уделяется все больше внимания со стороны правительственных органов. Создается нормативная база для того, чтобы необходимая инфраструктура активно формировалась. На основании Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства»  был принят, в частности, Закон Саратовской области «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской области», на основании которого разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи.

    Социально-психологические  предпосылки к развитию женского предпринимательства постепенно упорядочиваются, все большее число россиянок становятся более адаптированными к новым экономическим условиям, многие женщины, с их высоким образовательным уровнем, при смягчении объективных условий вхождения в предпринимательскую деятельность, захотят и смогут достичь успехов в этой области, поэтому создание содействующих этому структур становится все более актуальным. Напрашивается вывод о необходимости создания организации, поддерживающей женские инициативы разного уровня, организации, которая могла бы оказать реальную поддержку женщинам, имеющим инновационные идеи и желание стать предпринимателями. Среди уже существующих организаций, фонд содействия женскому предпринимательству решал бы свои, отличные от других задачи. Фонд поддержки женского предпринимательства – это организация, создание которой могло бы решить многие проблемы начинающих предпринимательниц, для этого фонд должен быть доступен для всех желающих. То есть информация об условиях получения финансовой, информационной или юридической поддержки должна широко распространяться. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд, что позволит женщине решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

Информация о работе Гендерное предпринимательство