Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
В современных условиях выделяется четыре группы женщин:
Женщина сама должна выбирать: либо - при реальном обеспечении этого выбора - активно участвовать в процессе общественного производства, либо - в силу своих потребностей и склонностей - стать хранительницей семейного очага, вести домашнее хозяйство, воспитывать и обучать своих детей.
В наши дни женщины формально получили равными с мужчинами права. Общество юридически оформило и узаконило это равенство и всячески стремится закрепить и развить его. Постепенно исчезает главная причина, которая держала женщину в подчинении у мужчины, - экономическая зависимость.
И все же, структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше, причем не только в России, но и в большинстве других стран мира. Соотношение уровня дохода и пола опрошенных предпринимателей в 2008г представлено следующим образом:
|
Помимо такого очевидного неравенства женщин и мужчин доступ женщин к профессиональным занятиям и карьере, неизмеримо возросший для них по сравнению с началом XX века, пока еще имеет количественное измерение и зачастую не приводит к необходимым качественным сдвигам.
Активное проникновение женщин в предпринимательскую деятельность наблюдается в последнее десятилетие как во всем мире, так и в России. При этом положение россиянок оказывается в каком-то смысле даже более выгодным, чем их коллег на Западе, где бизнес считался (да и считается) мужским заповедником. Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе была специальная квота на присутствие женщин в органах власти: в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие женщин и мужчин в управлении, в том числе и производством. Российская специфика состоит в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно, с началом перестройки.
Результаты, полученные в ходе социологических исследований в России, подтверждают наметившийся рост доли женщин-предпринимателей в общей численности предпринимательского слоя. Динамика изменения уровня экономической активности женщин к 2002г по сравнению с 1992г выглядит следующим образом:
Как правило, женщинам
Исследование,
проведенное Международным
Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, дает любопытную картину. При сравнении успешности по шести позициям, мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств. С другой стороны, женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений - она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга. Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления. Этот факт находит косвенное подтверждение в анализе успешности работы компаний на новых бурно развивающихся рынках, где еще не сформированы правила игры и не поделена целевая аудитория.
Специалисты полагают, что женщины способны управлять компаниями любого уровня в том случае, если они приобрели необходимые для этого знания и умения. К числу важнейших из них относятся: умение подать себя, создать свой имидж, убедительно и грамотно представлять собственные идеи, окружать себя соответствующими людьми и управлять личным временем, правильно организуя приоритеты.
В России женщины, как правило, редко имеют профессиональное образование в области менеджмента: каналы рекрутирования их в бизнес остаются весьма разнообразными и, как правило, отражают достаточно стихийный процесс становления российского предпринимательства вообще, женского - в частности. По оценкам российских аналитиков, женщины приходят в бизнес из следующих сфер:
Как было уже сказано, большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991 года. Но к этому моменту практически все было распределено: производственные и сырьевые ресурсы, невозможен стал кредит.
Конечно, бизнес - это конкуренция, соревнование, борьба, если хотите. Но в данном случае это борьба неравная. Растет дискриминация женщин на рынке труда. Снижение жизненного уровня женщин ведет к ухудшению их здоровья. Но, тем не менее, рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин, интеграции их в процессе происходящих реформ. Нынешнее развитие событий свидетельствует о том, что женщины все чаще начинают становиться хозяевами и менеджерами мелких и средних предприятий, преобладать в структурах банковского дела, в сфере торговли, социального обслуживания. При сопоставлении долей руководителей и самозанятых мужчин и женщин в общей численности занятого населения получаем следующую картину:
Также была выявлена доля владельцев и совладельцев предприятий среди женщин и мужчин, которые непосредственно на них работают. Статистика выглядит следующим образом:
Наиболее приемлемая для женщин форма предпринимательской деятельности в современных российских условиях – это малое предпринимательство. Степень его привлекательности как формы трудоустройства выглядит следующим образом (для мужчин и женщин соответственно):
|
Пока общество придерживается
традиционных представлений о
роли женщины, крупный и
В
настоящее время уровень
Социально-психологические предпосылки к развитию женского предпринимательства постепенно упорядочиваются, все большее число россиянок становятся более адаптированными к новым экономическим условиям, многие женщины, с их высоким образовательным уровнем, при смягчении объективных условий вхождения в предпринимательскую деятельность, захотят и смогут достичь успехов в этой области, поэтому создание содействующих этому структур становится все более актуальным. Напрашивается вывод о необходимости создания организации, поддерживающей женские инициативы разного уровня, организации, которая могла бы оказать реальную поддержку женщинам, имеющим инновационные идеи и желание стать предпринимателями. Среди уже существующих организаций, фонд содействия женскому предпринимательству решал бы свои, отличные от других задачи. Фонд поддержки женского предпринимательства – это организация, создание которой могло бы решить многие проблемы начинающих предпринимательниц, для этого фонд должен быть доступен для всех желающих. То есть информация об условиях получения финансовой, информационной или юридической поддержки должна широко распространяться. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд, что позволит женщине решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.