Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
За период с 1859-1917 годы трудовая деятельность женских обществ прошла интенсивный путь развития, от небольших артелей до крупных коммерческих структур. Принцип самопомощи в широком смысле слова передавался от поколения к поколению деятельниц различных типов женских организаций. Уже в названиях обществ: дом трудолюбия, общества поощрения женского художественно-ремесленного труда, взаимопомощи служащих женщин, женщин-врачей, доставления средств высшим женским курсам, поощрения женского профессионального образования и других - просматривается направленность на поддержку самопомощи и саморазвития трудящихся женщин.
Движение за коренное изменение положения женщин в России, начатое в 60-е годы "Современником" и "Русским словом", в 70-е годы продолжили журналы "Женский вестник", "Дело" и "Отечественные записки". В 1867 году начал издаваться журнал "Женский вестник", который издавала М.И.Мессарош. Официальным редактором "Женского вестника" считался ее муж. В "женском вестнике" сотрудничал П.Ткачев, поместивший в журнале статью "Влияние экономического прогресса на положение женщин в семье", переводчицей которой была Е.И.Конради - видная деятельница женского движения 60-х годов.
В движении женщин за труд особое место принадлежало артелям и коммунам, которые начали создаваться в России после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Женщин увлекла идея разрешения вопроса о труде. Под влиянием романа женщины начали создавать артели переплетчиц, типографщиц, переводчиц, издательские артели. Организаторами коммун были женщины различных убеждений. В коммунах не было эксплуатации труда, женщины не только обеспечивались работой, но и получали справедливую оплату за свой труд. В некоторых женских артелях 60-х годов велась работа по политическому воспитанию участниц ассоциаций. Зачастую в артелях немало женщин уходило в революционное подполье. Положение женщины в обществе, ее права во многом определялись ее ролью в производстве.
Общество не готово было осознать равноправность женщины перед лицом народного хозяйства. Школа плетения кружев, гончарного, керамического и других ремесел приобщили к труду тысячи безработных женщин. В 90-е годы XIX века пришла мировая слава к пуховязальщицам из Оренбурга, чьи изделия привели в восторг публику на выставки в Чикаго. Женщины-ремесленницы оказались в очень неблагоприятном положении. Их конкуренция с мужчинами-ремесленниками, отсутствие элементарных прав давало возможность администрации ремесленных предприятий довести женский заработок до минимума. Женщины старались работать везде, где только могли быть полезны народу. Большинство лидеров российского женского движения, несмотря на прочное материальное положение, предпочитали зарабатывать на жизнь собственным трудом. Под давлением общественного мнения Совет министров под председательством Александра II, обсудив вопрос о службе женщин, было принято постановление от 14 января 1871 года "О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения". Наиболее прочными позиции женщин-служащих были в почтово-телеграфном ведомстве Министерства внутренних дел. На железных дорогах к 1909 году число работавших женщин достигло 30 тысячи человек. В период Крымской войны впервые были использованы силы и знания женин для медицинского обслуживания армии.
В
условиях быстрого развития общественного
движения в годы, наступившие вслед
за поражением Росси в Крымской войне,
активизировалось осуждение проблем
равноправия и
Законодательные постановления создавали неблагоприятные условия для труда женщин, которые везде занимали низшие места с маленьким жалованием. Государственная Дума II и III созывов санкционировала подобное положение дел. На службу в канцелярию допускались женщины лишь в качестве переписчиц, стенографисток. Даже на педагогическом поприще они не были равноправны. В связи с этим, очень популярны были общества взаимопомощи, создаваемые по профессиональному признаку.
До 1917 года в общественном сознании России преобладали традиционные вековые патриархальные устои. К женщине относились как к хранительнице очага. Однако Октябрьская революция коренным образом все изменила. Женский труд стал использоваться во всех сферах. Уже в первые годы после революции были приняты законы, охраняющие женский труд и материнство. Были удовлетворены самые насущные требования женщин. В ноябре 1918 года собрался I Всероссийский съезд работниц. В декабре того же года ЦК РКП (б) создал Комиссию по пропаганде и агитации среди женщин. Возглавила ее Инесса Арманд. Аналогичные организации были созданы и на местах. Социалистическая система вызвала быструю мобилизацию женщин, как дополнительной рабочей силы. Это требовало создания организационных, институциональных и правовых условий, которые позволили бы сочетать профессиональную работу с семейными и домашними обязанностями, считавшимися по традиции женскими. Ясли, детские сады, комнаты продленного дня стали элементами инфраструктуры, расширяемыми государством для того, чтобы женщины могли заниматься профессиональной работой. Подчеркиваемое в конституции равноправие женщин и мужчин представляло собой общие рамки для формулировки особых правовых решений, хотя известно, что этот принцип не соблюдался полностью.
Женщина, занятая во всех сферах народного хозяйства, и по сей день она составляет основную производительную силу. В ней по-прежнему не истребим дух самовыражения, разносторонности интересов и их реализации. Все это воплощается в традиционно-российской женской форме - на общественных началах.
Во всем мире признается, что представительное участие женщин в разработке и принятии решений является показателем развития демократического общества, которое ценит и в полной мере использует вклад всех его членов. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 г., обязывает все государства предоставить женщинам равные права с мужчинами для активного участия в жизни общества.
Экономический подъем в стране зависит от количества нормально работающих предприятий различных форм собственности, и то, что женщины являются владельцами фирм, независимо от того, малые они или крупные, увеличивает их возможность влияния на власть, для того, чтобы как можно больше решений в области экономической и социальной политики принималось с учетом их интересов..
Женский бизнес - это тема, которая приобрела в последние годы в России особое звучание. На страницах российских журналов все чаще пишут о деловых женщинах, владельцах компаний, преуспевающих менеджерах, выдающихся антрепренерах. Появились организации, объединяющие женщин бизнесменов и руководителей компаний. В рамках различных мероприятий проводятся деловые встречи и лекции для женщин, желающих заниматься бизнесом. Наконец комиссия по вопросам улучшения положения женщин при правительстве РФ обсуждала вопрос о предпринимательстве женщин. Вряд ли кто-то станет спорить, что исходная позиция, отправная точка мужчины и женщины в бизнесе не одинакова.
Сейчас в России живет 78 млн. женщин, что составляет 53% всего населения. Из них 32 млн. заняты в экономике страны. В России женский бизнес растет динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. Россия занимает первое место в мире по доле женщин в управленческом аппарате компаний. Второе место по этому показателю занимают Филиппины, третье - США.
Возрастная структура женского предпринимательства в России в основном колеблется в пределах 30-50 лет, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные за 2008 год.
Возраст | Доля женщин - руководителей |
от 30 до 50 лет | 73% |
старше 50 | 13,7% |
молодежь в возрасте до 30 лет | немногим более 12% |
Распределение женщин по стадиям предпринимательства и возрасту (в % от численности экономически активных женщин), по данным за 2006г, выглядит следующим образом:
Возраст | Потенциальные предприниматели | Нарождающиеся предприниматели | Владельцы нового бизнеса | Владельцы устоявшегося бизнеса |
18-24 | 15,49 | 1,88 | - | - |
25-34 | 15,18 | 1,79 | 1,34 | 1,34 |
35-44 | 17,11 | 3,42 | 1,90 | 1,14 |
45-54 | 7,60 | 0,40 | - | 0,80 |
55-64 | 8,26 | 0,46 | - | 0,46 |
Всего | 12,76 | 1,63 | 0,68 | 0,77 |
В
России активизация женщин в области
предпринимательства в
Отрасли экономики | Доля женщин - руководителей |
непроизводственные виды бытового обслуживания | 60% |
легкая промышленность | 45% |
общественное питание | 43% |
розничная торговля | 40% |
тяжелая промышленность | 13% |
финансовая деятельность | 20% |
наука | 42% |
Женское предпринимательство в России представлено в следующих организационно-правовых формах:
Женское предпринимательство, наряду с общими характеристиками всего предпринимательства, имеет на современном этапе свои отличительные черты. Происхождение собственности и капиталовложений можно разделить на несколько групп.
В первом слое женщины не представлены. Во втором они могут встречаться, но чисто номинально, прикрывая чьи-то имена. Особый интерес представляет третий слой. В нем женщины представлены. Однако виды деятельности в этой группе резко отличаются: