Гендерное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат

Краткое описание

Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!! Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

   ГОУ ВПО «Саратовский государственный  университет имени Н.Г.Чернышевского» 
 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра экономической теории и

    национальной  экономики 
 
 
 
 
 

    Гендерное предпринимательство. 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнили: студентки 4 курса 451 группы

                экономического  факультета

                специальности «Экономическая теория»

                Загребова Елена Сергеевна,

                Гончарова Диана Викторовна. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Саратов

    2009 

План: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  изучения гендерной структуры предпринимательства  базируется на предположении о том, что результаты ее исследования могут быть использованы для построения прогноза функционирования и развития индивидуальной предпринимательской деятельности. Тема гендерного предпринимательства в силу своего комплексного характера находится на пересечении проблемных областей экономической социологии и социологии гендерных отношений, она исследуется в рамках социологии предпринимательства (В.Г. Макеева, В.В. Томилов); этнического предпринимательства (А. Портес); теории возникновения новых организационных форм (Х. Олдрич); силового аспекта бизнеса (В.В. Волков); «социологии рынков (В.В. Радаев); институционального (Н. Флигстин) и культурологического (М. Аболафия) подходы к исследованию рынков. Методологической основой гендерных исследований являются две концепции: теория социального конструирования гендера и теория гендерной системы. Если первый подход рассматривает динамическое измерение гендерной культуры - процесс ее создания и воспроизводство в процессе социализации; то вторая концентрируется на гендерном измерении социальной структуры общества.

    Гендер  является одним из базовых измерений  социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

    В современном обществе устойчиво  воспроизводится гендерное неравенство. В сфере профессиональной деятельности женщины, как правило, занимают исполнительские позиции. Таким образом, гендерная структура предпринимательства оказывает существенное влияние на индивидуальную предпринимательскую деятельность. Кроме того, на пути развития рыночной экономики одним из двигателей экономических реформ должен стать именно развитый класс российских предпринимателей. Женщины активно участвуют в преобразованиях российской экономики, меняют формы трудовой активности. Основное социальное противоречие, сложившееся в сфере занятости россиянок, заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности и независимости в выборе форм занятости, с другой стороны, в условиях перехода к рынку, принципиально отличных от сложившихся в советское время норм, установок трудового поведения, женщины оказываются менее готовы к свободной, инициативной деятельности, менее адаптированы, чем мужчины. В социогендерном исследовании «Женщины в российском обществе», исходя из позиций, занимаемых женщинами в сфере занятости, были выделены типологические группы по критерию социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда.

  • Адаптивная группа – это работающие женщины, отличающиеся трудовым оптимизмом, спокойной уверенностью в том, что они не потеряют свое рабочее место– это прежде всего предпринимательницы и представительницы интеллигенции.
  • Индифферентная группа – по социальному положению это, прежде всего, домохозяйки. 
  • Фрустрационная группа – самая многочисленная, к ней относится около половины всех опрошенных, которые испытывают на себе последствия безработицы, экономической нестабильности. По социально-демографическому составу в этой группе представлены в основном служащие, инженерно-технические специалисты.
  • Собственно безработные.

    Эти данные говорят о том, что женщины, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, наиболее адаптивны к новым экономическим условиям, они предприимчивы. Именно предприимчивость в широком смысле есть альтернатива пассивности, инертности, нерешительности и иждивенчества, которые были доминирующими чертами экономического поведения женщин в прежней  экономической системе. Именно по их отношению к инновационным формам экономической деятельности можно судить об адаптации российской экономики к рыночным условиям.

1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса.

    Как правило, при описании типичного предпринимателя, большинство людей указывают приблизительно следующее: амбициозный, уверенный в себе, динамичный, независимый и мужчина. Со всем, кроме последнего пункта, довольно тяжело спорить, а вот последняя характеристика делает подобное описание немного старомодным. Недавние исследования показали, что процент женщин, имеющий свой бизнес, возрос на 20% в период 1997-2007гг, причем как в России, так и в мире в целом. Так, в США на данный момент на каждых 100 предпринимателей-мужчин приходится 89 женщин, в Великобритании 46 женщин на 100 мужчин.

    Женское предпринимательство - одна из форм самозанятости, семейного и домашнего бизнеса, кооперативного движения. Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Ведущие мотивы открытия собственного дела:

  • самореализация;
  • интерес, материальная надежность, деньги, ответственность за коллектив, за сотрудников;
  • профессиональный рост: самоутверждение и карьера.

    Среди предпринимателей женщины отличаются законопослушностью, надежностью, ответственностью, они охотно используют советы более опытных коллег, легче вписываются в незнакомую среду, придают большее значение межличностным отношениям, за счет чего выигрывают в освоении новых "узких" ниш рынка. Многие предпринимательницы показывают пример успешного социально ответственного бизнеса.

    Женское предпринимательство осваивает  такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм. Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного "инкубатора идей" для развития рынка в целом. Помимо «традиционного» для женщин малого бизнеса, они также стремятся проявить себя и в других направлениях. Желание стать предпринимателем, открыть собственное дело (в % к числу опрошенных), представлено следующим образом:

Желание стать предпринимателем 2005г. 2006г.
%% Всего муж. Жен.
- хотел(а)  бы стать руководителем малого  предприятия  3,7 7,1 11,3 4,2
- хотел(а)  бы работать в предпринимательской  структуре  13,8 19,1 20,4 18,2
- не  думал(а) об этом 29,3 31,9 28,7 34,2
- меня  это не интересует 53,2 42,5 40,7 43,8
Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0

    Женский малый бизнес является средой для  развития конкурентного рынка отечественных  товаров и услуг для населения. Однако, несмотря на высокий образовательный и деловой потенциал российских женщин, без государственной поддержки достичь успеха в развитии массового женского предпринимательства не удастся, ведь помимо трудностей, связанных с малым бизнесом вообще, существуют и специфические проблемы женского предпринимательства, к которым относятся:

  • низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;
  • неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.

    Во  многих странах (Франция, США, Юго-Восточная  Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства. В России государственная поддержка женского предпринимательства крайне ограничена по масштабам и видам:

  • нет льготных кредитов и гарантий по кредитам, страхования рисков;
  • финансируется очень мало обучающих программ для предпринимательниц, в основном эти программы вынуждены ограничиваться обучением менеджменту и т.п. и не предусматривают практическую помощь в организации собственного дела;
  • бизнес-инкубаторы, создаваемые вне рамок международных программ, насчитываются буквально единицами;
  • не развиваются центры поддержки малого бизнеса, которые могли бы предоставлять необходимую инфраструктуру (автоматизированные системы бухгалтерского учета, информационный обмен, консультации по налогообложению, маркетингу и т.п., социально-психологическая поддержка).

    Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.

    Российская  экономика в силу целого ряда экономических, политических, социально-психологических причин не является в цивилизованном смысле по-настоящему рыночной экономикой. Резкое ухудшение материальных условий жизни людей способствовало выбору мотивов перехода к предпринимательской деятельности, нацеленному на получение быстрых доходов, которые превышали бы нищенские зарплаты, получаемые в государственных учреждениях. Поэтому большая часть предпринимателей сейчас занимается посредничеством, которое требует наименьших материальных, физических, профессиональных затрат и приносит за меньшее время большие доходы. Взятая для анализа любая страница газетных объявлений дает представление о соотношении товаропроизводителей и посредников и свидетельствует о гипертрофированной ориентации на перепродажу и посредничество. Вхождение в предпринимательскую деятельность через посредничество и торговлю можно, наверное, считать в сложившихся сегодня условиях неизбежным шагом на пути к цивилизованному рынку. Среди лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, большое число людей, которые являются частными предпринимателями без образования юридического лица: это так называемые «челноки» (по данным статистики их около 10 млн человек), это уличные торговцы, это, хотя и в меньшем количестве, мелкие производители. Среди тех, кто осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность увеличивается количество женщин, выбирающих мелкий бизнес. Это обращение к мелкой коммерческой деятельности для подавляющего большинства женщин вынужденное, никак не связанное с прежней профессиональной деятельностью; женщины не просто меняют свой социальный и профессиональный статус, но в большинстве случаев его снижают, так как эта деятельность не требует ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Однако при стагнации промышленности, невыплате зарплат, отсутствии социальных гарантий со стороны государства, именно такая деятельность для многих является единственной альтернативой пассивному выжиданию помощи от государства, многомесячному ожиданию невыплачиваемой зарплаты, а часто и попросту полуголодному существованию. Главным движущим мотивом  принятия такого решения становится чувство ответственности за своих близких, которое, если можно так сказать, перекрывает присущий женщине консерватизм, нежелание рисковать и прочие качества, которые не способствуют вхождению женщин в предпринимательскую деятельность. Если говорить о путях вхождения женщин в крупный и средний бизнес, то можно сказать, что в данном случае становление женского бизнеса отличается известной вынужденностью. Данные исследования говорят, что в 80 % случаев, когда женщина является лидером, руководителем крупного или среднего предприятия, выбор бизнеса и занятие лидирующей позиции в деле определялись не самими респондентами, а привнесенными обстоятельствами, вынуждающими брать ответственность на себя. Фактически новая экономическая политика поставила женщин – руководителей, администраторов и т.д. – перед необходимостью осваивать новые зоны ответственности. Бизнес же как цель, как желание активно поменять свою жизнь были характерны лишь для 20 % опрошенных, то есть факторы интеграции в сферу бизнеса очень часто определялись сложившейся ситуацией. Например, магазины, кафе, аптеки, парикмахерские, которыми прежде руководили женщины, в новых экономических условиях изменяли формы собственности, а руководитель автоматически должна была стать предпринимателем. Статистические данные полностью подтверждают, что российский бизнес сохраняет традиционно мужские черты.

Информация о работе Гендерное предпринимательство