Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
ВПО «Саратовский государственный
университет имени Н.Г.
Кафедра экономической теории и
национальной
экономики
Гендерное
предпринимательство.
Выполнили: студентки 4 курса 451 группы
экономического факультета
специальности «Экономическая теория»
Загребова Елена Сергеевна,
Гончарова
Диана Викторовна.
Саратов
2009
План:
Актуальность
изучения гендерной структуры
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
В
современном обществе устойчиво
воспроизводится гендерное
Эти данные говорят о том, что женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, наиболее адаптивны к новым экономическим условиям, они предприимчивы. Именно предприимчивость в широком смысле есть альтернатива пассивности, инертности, нерешительности и иждивенчества, которые были доминирующими чертами экономического поведения женщин в прежней экономической системе. Именно по их отношению к инновационным формам экономической деятельности можно судить об адаптации российской экономики к рыночным условиям.
Как правило, при описании типичного предпринимателя, большинство людей указывают приблизительно следующее: амбициозный, уверенный в себе, динамичный, независимый и мужчина. Со всем, кроме последнего пункта, довольно тяжело спорить, а вот последняя характеристика делает подобное описание немного старомодным. Недавние исследования показали, что процент женщин, имеющий свой бизнес, возрос на 20% в период 1997-2007гг, причем как в России, так и в мире в целом. Так, в США на данный момент на каждых 100 предпринимателей-мужчин приходится 89 женщин, в Великобритании 46 женщин на 100 мужчин.
Женское предпринимательство - одна из форм самозанятости, семейного и домашнего бизнеса, кооперативного движения. Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Ведущие мотивы открытия собственного дела:
Среди предпринимателей женщины отличаются законопослушностью, надежностью, ответственностью, они охотно используют советы более опытных коллег, легче вписываются в незнакомую среду, придают большее значение межличностным отношениям, за счет чего выигрывают в освоении новых "узких" ниш рынка. Многие предпринимательницы показывают пример успешного социально ответственного бизнеса.
Женское предпринимательство осваивает такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм. Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного "инкубатора идей" для развития рынка в целом. Помимо «традиционного» для женщин малого бизнеса, они также стремятся проявить себя и в других направлениях. Желание стать предпринимателем, открыть собственное дело (в % к числу опрошенных), представлено следующим образом:
|
Женский
малый бизнес является средой для
развития конкурентного рынка
Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства. В России государственная поддержка женского предпринимательства крайне ограничена по масштабам и видам:
Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.
Российская экономика в силу целого ряда экономических, политических, социально-психологических причин не является в цивилизованном смысле по-настоящему рыночной экономикой. Резкое ухудшение материальных условий жизни людей способствовало выбору мотивов перехода к предпринимательской деятельности, нацеленному на получение быстрых доходов, которые превышали бы нищенские зарплаты, получаемые в государственных учреждениях. Поэтому большая часть предпринимателей сейчас занимается посредничеством, которое требует наименьших материальных, физических, профессиональных затрат и приносит за меньшее время большие доходы. Взятая для анализа любая страница газетных объявлений дает представление о соотношении товаропроизводителей и посредников и свидетельствует о гипертрофированной ориентации на перепродажу и посредничество. Вхождение в предпринимательскую деятельность через посредничество и торговлю можно, наверное, считать в сложившихся сегодня условиях неизбежным шагом на пути к цивилизованному рынку. Среди лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, большое число людей, которые являются частными предпринимателями без образования юридического лица: это так называемые «челноки» (по данным статистики их около 10 млн человек), это уличные торговцы, это, хотя и в меньшем количестве, мелкие производители. Среди тех, кто осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность увеличивается количество женщин, выбирающих мелкий бизнес. Это обращение к мелкой коммерческой деятельности для подавляющего большинства женщин вынужденное, никак не связанное с прежней профессиональной деятельностью; женщины не просто меняют свой социальный и профессиональный статус, но в большинстве случаев его снижают, так как эта деятельность не требует ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Однако при стагнации промышленности, невыплате зарплат, отсутствии социальных гарантий со стороны государства, именно такая деятельность для многих является единственной альтернативой пассивному выжиданию помощи от государства, многомесячному ожиданию невыплачиваемой зарплаты, а часто и попросту полуголодному существованию. Главным движущим мотивом принятия такого решения становится чувство ответственности за своих близких, которое, если можно так сказать, перекрывает присущий женщине консерватизм, нежелание рисковать и прочие качества, которые не способствуют вхождению женщин в предпринимательскую деятельность. Если говорить о путях вхождения женщин в крупный и средний бизнес, то можно сказать, что в данном случае становление женского бизнеса отличается известной вынужденностью. Данные исследования говорят, что в 80 % случаев, когда женщина является лидером, руководителем крупного или среднего предприятия, выбор бизнеса и занятие лидирующей позиции в деле определялись не самими респондентами, а привнесенными обстоятельствами, вынуждающими брать ответственность на себя. Фактически новая экономическая политика поставила женщин – руководителей, администраторов и т.д. – перед необходимостью осваивать новые зоны ответственности. Бизнес же как цель, как желание активно поменять свою жизнь были характерны лишь для 20 % опрошенных, то есть факторы интеграции в сферу бизнеса очень часто определялись сложившейся ситуацией. Например, магазины, кафе, аптеки, парикмахерские, которыми прежде руководили женщины, в новых экономических условиях изменяли формы собственности, а руководитель автоматически должна была стать предпринимателем. Статистические данные полностью подтверждают, что российский бизнес сохраняет традиционно мужские черты.