Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Женщины гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. В качестве возможной цели «открытие собственного дела» рассматривают 10 % мужчин и только 4 % женщин. Среди крупных и средних предпринимателей мужчин в пять раз больше, чем женщин. Среди мелких предпринимателей мужчины составляют три четверти от общего числа. Среди тех, кто совмещает занятия какой-либо предпринимательской деятельностью с работой по найму, мужчин около 55–60%. Соотношение мужчин и женщин среди руководителей, менеджеров в производстве 3:2. В нашем движении «сверху вниз» первая группа с преобладанием женщин в отношении 5:4 – это руководители учреждений науки, образования, здравоохранения и др., другими словами, среднее звено аппарата управления социальной сферы.
В структуре мотивации вхождения в бизнес мужчин и женщин существуют принципиальные различия: бизнес у женщин ориентирован на состояние людей, которые рядом, за которых она несет ответственность. Если представить мотивационную шкалу женского предпринимательства как некую иерархию, то она примет следующий вид :
Сравнение
этических установок мужчин и
женщин-бизнесменов позволяет сделать
следующее утверждение: в бизнесе женщины
сильнее зависят от других, и поэтому их
принципы и этичность бизнеса в большей
степени определяются нравственными принципами.
Социальная ответственность женщин в
предпринимательстве выше, нежели у мужчин.
Проявлением этой социальной ответственности
служит, с одной стороны, ориентация на
«гуманный» менеджмент, учитывающий человека
во всех его проявлениях, с другой – выраженные
ориентации на благотворительность и
социальную помощь. Сравнив перечень качеств,
способствующих успеху женщины в бизнесе,
с тем же набором у мужчин, можно заметить,
что они совпадают в 20–25 % случаев. Например,
если у мужчин лидирующее положение занимает
«умение принимать нетривиальные решения»,
то у женщин – «способность к коммуникации».
Именно женщины с их коммуникабельностью,
эмоциональной ориентацией на клиента,
умением устанавливать доверительные
отношения получают необходимое преимущество
перед мужчинами в реализации корпоративных
задач.
Как экономическая, социальная среда, так и личность обладают совокупностью характеристик, которые могут либо способствовать, либо препятствовать вхождению женщин в предпринимательскую деятельность. Другими словами, барьеры, которые стоят на пути успешной адаптации женщин к рыночным условиям могут быть как внутренними, так и внешними. Особенности статуса, образования, возраст, медико-физиологические особенности, а также структура ценностей личности, совокупность личностных особенностей, которые во многом являются определяющими в поведении личности – это все относится к препятствиям, которые носят внутренний характер, то есть в той или иной мере зависят от самой женщины. К внешним можно отнести социально-экономическую ситуацию в стране, включающую чисто экономические факторы, правовые, а также господствующие в обществе ценности и многое другое.
Рассмотрим как влияют статусные характеристики женщин на адаптацию к рыночным условиям. Что прежде всего мешает женщинам заняться предпринимательской деятельностью? Такой вопрос был задан в одном из социологических исследований, проведенном среди женщин, имеющих проблемы с работой, либо безработных, испытывающих трудности адаптации к современной ситуации на рынке труда пришедших на ярмарку вакансий, периодически проводимую службой занятости. На первом месте находится отсутствие необходимой профессиональной подготовки, то есть отсутствие знаний в области рыночной экономики - так считает каждая третья респондентка. Здесь уместно заметить, что общий высокий уровень образования среди россиянок может способствовать эффективному обучению и в сфере рыночной экономики. Причем сами женщины уровню образования, необходимого для успешной предпринимательской деятельности, придают большое значение. 65% респонденток считают, что для этого необходимо высшее образование, 20% полагают, что образование для успешности значения не имеет. Тем не менее, распределение женщин по стадиям предпринимательства и уровню образования (в % от численности экономически активных женщин) в 2006г, представлено следующими данными:
Уровень образования | Потенциальные предприниматели | Нарождающиеся предприниматели | Владельцы нового бизнеса | Владельцы устоявшегося бизнеса |
Неполное среднее | 3,57 | - | - | - |
Среднее | 10,02 | 0,97 | 0,65 | 0,65 |
Начальное профессиональное | 5,38 | - | 1,54 | - |
Высшее | 22,99 | 3,88 | 0,60 | 1,49 |
Всего | 12,76 | 1,63 | 0,68 | 0,77 |
Около 30% респонденток считают, что препятствием является также недостаток социальных связей. Большинство женщин, испытывающих сейчас трудности адаптации, имели низкий уровень трудовой мобильности, работали в крупных государственных учреждениях (причем, как правило, много лет на одном рабочем месте), которые прекратили свое существование, то есть старые социальные связи оказались либо потерянными, либо ненужными, а новые не возникли. Таким образом, недостаток знаний и социальных связей – это основные барьеры, имеющие статусный характер.
Если говорить о социально-демографических факторах, таких как возраст, семейное положение, то они сдерживают женщин в гораздо меньшей степени. Лишь 6 % считают возраст и семейное положение препятствием для вступления на путь предпринимательской деятельности. Что касается базовых жизненных ценностей, то традиционное разделение полов в обществе безусловно накладывает на них свой отпечаток, а это, в свою очередь, сказывается на адаптации женщин к новым жизненным ценностям вообще и на вхождении женщин в предпринимательскую деятельность в частности. Женщина по природе своей не склонна к поспешной смене жизненных установок, социокультурных взглядов; в итоге – она более устойчива в нравственных ориентациях, чем мужчина. Можно отметить базовые причины этого – женский консерватизм и женский фатализм. Причем женский консерватизм нужно расценивать не только как явление отрицательное: по своей социальной сути женский консерватизм – позитивное явление. Его цель, чаще всего, состоит в том, чтобы сохранить, отстоять от натиска среды обитания проверенные жизнью духовные ориентации и ценности (семья, дети, стабильность в обществе). В отличие от консерватизма, женский фатализм представляет собой социальное явление, противоречивое и опасное. Фатализм стремится сохранить в незыблемости отжившие ориентации и ценности, не отвечающие изменившимся социальным обстоятельствам. Он фактически мешает адаптации женщин к новой социальной среде обитания, тормозит их нравственное и духовное развитие, обрекает на созерцательность и пассивность. Проявлениями этого в сфере трудового поведения являются культивируемые и поощряемые прежней экономической системой делегирование решения проблем занятости государству, социальный и профессиональный консерватизм, низкая трудовая мобильность. Однако с течением времени под влиянием радикальных перемен происходит постепенное изменение социальных позиций женщин по многим жизненно важным вопросам. В контексте отношения к предпринимательской деятельности интереснее всего следующий вывод: резко возросла нравственная ценность «личной свободы», а это, прежде всего, самостоятельность в выборе форм поведения, профессиональной и общественной самореализации в соответствии со своими возможностями и ценностными представлениями. Этот результат говорит о положительной тенденции в изменении сознания россиянок в сторону независимости, что потенциально является основой для экономически активного поведения. Увеличивается и значения профессиональной карьеры в ценностных ориентациях женщин. Все больше россиянок становятся более адаптированными к новым экономическим условиям, что многие женщины, с их высоким образовательным уровнем, при смягчении объективных условий вхождения в предпринимательскую деятельность, захотят и смогут достичь успеха в этой области. Распределение ранних предпринимателей по полу и степени адаптации на 2006г приведено ниже:
Ранний
предприниматель
|
Степень адаптации | Всего,%
| ||||||
Никак не могу приспособиться | Свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни | Приходится хвататься за любую возможность | Удалось использовать новые возможности | Для меня в последние годы ничего не изменилось | ||||
Нарождающийся | Пол | М | 0,0% | 3,4% | 51,7% | 31,0% | 13,8% | 100,0 |
Ж | 9,5% | 4,8% | 52,4% | 28,6% | 4,8% | 100,0 | ||
Всего | 4,0% | 4,0% | 52,0% | 30,0% | 10,0% | 100,0 | ||
Владелец нового бизнеса | Пол | М | 0,0% | 15,0% | 35,0% | 45,0% | 5,0% | 100,0 |
Ж | 16,7% | 0,0% | 66,7% | 16,7% | 0,0% | 100,0 | ||
Всего | 3,8% | 11,5% | 42,3% | 38,5% | 3,8% | 100,0 |
Предприимчивости, как форме экономически активного поведения, должны способствовать не только социальные предпосылки, но и психологические особенности личности, определяющие ее склонность и способности к предпринимательству. Ведущими признаками предпринимательской деятельности являются автономность, инновационность, рискованность. 72 % женщин решительно отвергают для себя возможность заняться предпринимательской деятельностью, считая, что у них отсутствуют необходимые для этого личные качества. Недостаток деловой хватки, склонности к риску, ориентации на успех – вот совокупность факторов так называемого «рыночного комплекса неполноценности» женщин. Из личностных качеств, которые необходимы в предпринимательской деятельности, можно отметить традиционное трудолюбие женщин, их умение мобилизоваться в нужный момент, присущую им интуицию. Среди черт, способствующих успеху в бизнесе, можно выделить коммуникабельность, умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое до конца.
К социальным предпосылкам, носящим внешний характер и сдерживающим развитие женского предпринимательства, следует прежде всего отнести общие проблемы, связанные с положением женщин в сфере труда. В основе этих проблем лежит доминирование патриархальных ценностей, которые в условиях перехода к рыночным отношениям, несмотря на демократизацию общества в целом, только усилились. Основными показателями такого положения женщин являются: социальная дискриминация женщин (при приеме и увольнении, при оплате труда и т.д.), существование стереотипов ролевых функций женщин, в том числе и в сфере труда, некоторые формы социальной защиты женщин, имеющих характер ограничений в сфере труда. Немногие женщины пока считают себя способными заняться предпринимательством, хотя число тех, кто готов к инновационным формам трудового поведения, по результатам различных исследований, все-таки неуклонно растет.
Однако для того, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо выполнение многих условий, не зависящих от самих женщин. Каковы же те внешние препятствия, мешающие женщинам стать активными, равноправными участниками радикальных социально-экономических изменений, происходящих в обществе? В большей степени внешние барьеры нельзя разделить по признаку пола, они общие для всех предпринимателей. Рассмотрим отношение женщин к этим препятствиям:
Помимо этого на пути развития женского предпринимательства стоят такие существенные препятствия как неразвитость рынка рабочей силы, малая социальная мобильность рабочей силы (тем более известно, что мобильность женской рабочей силы всегда ниже мужской), с финансово-экономической точки зрения не подготовлена кредитная система для финансирования мелких фирм, правовая незащищенность, отсутствие реализуемых государственных программ помощи малому бизнесу.
Неподдельный интерес к российскому предпринимательству все чаще сопровождается серьезными попытками осмысления созидательной деятельности женщин. Еще в 1873 году Ф.М.Достоевский писал: "Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина; хочет дела для самого дела, а не для того, чтоб отказаться. Уж не в самом ли деле нам отсюда ждать большой помощи?" Знакомство с историческим материалом убеждает нас в том, что главной целью женских инициатив было не получение прибыли ради обогащения, а поддержка женщин в их стремлении приобрести экономическую независимость. Деятельность женщины это всегда самовыражение, осуществление своих идей, интересов, это инициатива.