Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:13, реферат
Гендер является одним из базовых измерений социальной структуры общества, это социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; и так называемый "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Введение 3
1. Понятие женского предпринимательства. Интеграция женщин в сферу бизнеса. 4
2. Социальные аспекты женского предпринимательства. 7
3. Женский труд и предпринимательство в России: исторический аспект. 10
4. Женское предпринимательство в России на современном этапе. 15
5. Гендерная стратегия РФ и влияние женского предпринимательства на экономику страны. 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
История предпринимательства не отделима от истории человечества. При любом политическом режиме, при любом строе, при любом способе производства предпринимательство вынуждено было приспосабливаться к существующей экономической системе. Несмотря на фактическое бесправие женщин на Руси,а затем и в Российской Империи, их все же выдвигали в качестве парламентеров и им поручали вести и выполнять дипломатические миссии. Еще в XI веке Анна Всеволодовна - внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, отличаясь своей просветительской деятельностью, оставила след в отечественной истории. В 1089 году она возглавила русское посольство в Византию. Кроме этого, основав в Киеве Андреевский монастырь, она организовала при нем первую школу для девочек.
На протяжении всех веков российские женщины сумели вопреки всем устоям и канонам реализовать себя. В XII-XIV веках в период расцвета ремесленного производства труд женщин играл в городах большую роль. В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, бахромный, чулочный промысел, изделия кошельков и т.д., преобладал женский труд. В средние века во всех сословиях основным производителем был мужчина. Женщины были зависимы в обществе, государстве, семье и браке. Составляя большинство населения, женщины вынуждены были сами искать себе пропитание и заработок. Жены работали вместе с мужьями. Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья.
При ремесленном производстве женский труд получил такое широкое распространение, что даже цеховые уставы занимались регулировкой женского труда. Характерно, что вплоть до XIV века почти повсеместно в ученичество принимались как юноши, так и девушки. Вследствие того, что горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в веселых празднествах. Ремесленница находилась в более выгодном положении, чем ее современница-крестьянка или боярыня. Ремесленница участвовала в решении общественных вопросов,
Конец XIII и начало XIV века характерны тем, что увеличилось количество женских монастырей, которые были верными убежищами от нищеты. Они являлись как бы своеобразным общежитием тружениц, своеобразной разновидностью трудовой коммуны.
Рядом с защищенным цеховыми уставами ремесленным производством постепенно стала появляться новая отрасль промышленности - кустарное производство, которое являлось переходной формой от ремесленного к наемному труду. Кустарничество позволило не только бездомной женщине, но и крестьянке, не покидая дома и семьи, участвовать в общественном производстве. Если при ремесленном производстве в кругу своей семьи женщина была зависима только от мужа, то как член цеха, как производитель, она обладала некоторым признанием и правами. Женщина-кустарь была лишена и этих последних привилегий. Ее многочасовой труд расценивался как дополнение к домоводству.
Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие и раскрепощение женщины, которая должна была пройти еще одну ступень системы капиталистического хозяйства - ступень наемного труда. Период первоначального развития капитализма стал тяжелым для малоимущих. Это годы жестоких гражданских войн, число безработных достигало небывалых размеров, возросло число женщин, выбрасываемых на рынок труда. Это были жены разорившихся ремесленников, и жены крестьян, бежавших от непосильных поборов помещика, и бесчисленные вдовы солдат. Наплыв дешевого женского труда в ремесла к концу XIV и к началу XV века достиг огромных размеров. Цеховые организации, напуганные женской конкуренцией, стали закрывать женщинам доступ в ремесла, проводя ряд ограничительных постановлений. Безысходность заставляла женщину искать всевозможные обходы этих законов, тем самым обесценивая свой труд, что значительно ухудшило положение трудящейся женщины. Согласно новому законодательству XV-XVI веков женщина рассматривалась как существо, зависимое от мужчины, отца и мужа, положение женщины значительно изменилось в худшую сторону. XVII век явился рубежом подрыва феодализма и начала роста капиталистических отношений, связанных с формированием всероссийского рынка. В условиях России XVII века торговый капитал был вынужден приспосабливаться к существующему экономическому режиму и использовать в своих целях крепостнические отношения. Капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще на знала женщина за все века истории. Увеличилось число бедных кустарниц, зависимых перед работодателем, скупщиком или посредником. В то же время в века перелома, при переходе к капитализму женщина стала пользоваться некоторой свободой и личным признанием. Она стала совершенствовать свои знания общением с передовыми мыслителями того времени, оказывать прямое и косвенное влияние на политику. Ярким примером этого стала царевна Софья, сестра Петра Великого, - которая являлась душой заговора стрельцов, защитников отмиравшей власти бояр.
В годы Петровских реформ был сделан большой скачок в развитии производительных сил страны, впервые в истории России была предпринята попытка создания государственной "регулярной" экономики. Реформы Петра I дали толчок к развитию промышленного предпринимательства. Одним из характерных явлений этой эпохи является развитие мануфактуры, которая открыла широкий доступ неквалифицированному женскому труду. В течение всего мануфактурного периода женщина снабжала мировой рынок предметами роскоши и продуктами первой необходимости. Вместе с нарождающимся классом наемных рабочих на женские плечи выпало бесправие в обществе и государстве, закрепощение и зависимость в семье, эксплуатация со стороны капиталиста.
Промышленного предпринимательства не было ни при Петре I, ни при Елизавете, ни при Петре III. Подлинное развитие промышленного предпринимательства в России началось с правления Екатерины II, во времена которого женщине было предоставлено право занимать место воспитательницы и учительницы в женских учебных заведениях. Однако контингент их был ограничен из-за отсутствия специальной подготовки.
В
40-50 годах XIX века наступило время
пробуждения общественного
Предпринимательство в России традиционно считалось занятием мужским, но не меньшего успеха в этом достигли и женщины.
Исключительная роль в промышленном переустройстве России принадлежала выдающемуся государственному деятелю, министру финансов Сергею Юльевичу Витте. В России к концу XIX столетия была создана сильная национальная промышленность. Постепенно страна вышла на пятое место в мире по темпам промышленного производства. При капитализме изменялось место женщины в системе общественного производства. Развивающейся промышленности требовались все новые и новые рабочие руки. Мужчины уже не в состоянии были удовлетворить ее потребностей. Благосостояние семьи не могло быть обеспечено только за счет заработка мужчины. Чтобы добыть средства к существованию, женщина оказалась вынужденной трудиться вне семьи. Казалось бы, наступает период экономической самостоятельности женщины. Но политические и юридические нормы, ограничивающие выбор женских профессий, сводящие к минимуму женское образование, продолжали тяготеть над нею. Русская буржуазия, будучи заинтересована в широком привлечении женщин в промышленное производство, не смогла наметить сколько-нибудь определенной программы ликвидации женского неравенства. Единственное требование, робко выдвинутое ею - реформа женского образования. Возникновение женских гимназий не внесло существенных изменений в распределение труда. В 1865 году в Петербурге лишь 838 женщин занималось воспитанием и обучением в учебных заведениях, преимущественно частного характера. Для успешной конкуренции с трудом мужчин на научном, литературном, общественном поприще женщинам не хватало теоретической подготовки. Прежде всего экономические причины заставили обратиться к поискам заработка, а следовательно, к источникам получения профессиональных знаний. Поэтому главными стали требования женщин права на труд во всех возможных сферах деятельности, права на равноценное мужскому образование. В области умственного труда для женщин были доступны лишь профессии домашних учительниц и гувернанток.
Особенно ярко женщины проявили себя в области просвещения и культуры. XIX век - это блестящие литературно-музыкальные салоны, журналы, литературная и общественная деятельность.
В середине XIX века вопросы о социальном положении женщины, ее неравноправного положения достигли необыкновенной остроты. М.Н.Вернадская на страницах "Экономического указателя" выступила с серией своих работ, посвященных положению женщин. Она последовательно развивала идеи предпринимательства. Она считала, что выход из создавшегося положения женщины для ее большей свободы это женский труд. Она горячо выступала за расширение сферы труда для женщин.
В 60-е годы XIX века начался процесс замены феодально-крепостнических устоев новыми общественно-экономическими отношениями, который создал как экономическую, так и идейную основу для самоорганизации женщин. В России росло и ширилось движение женского трудоустройства. Все больше женщин стремились к самостоятельному труду, высшему и профессиональному образованию, участию в общественной деятельности.
Социально-экономические условия второй половины XIX века - начала XX века вынуждали женщин из рабочей и разночинской среды искать себе источники существования. Возможности служить на государственной службе у женщин того времени были крайне ограничены. В обществе за женщинами признавали право на труд только в домашней жизни. Переворот в экономических условиях заставил женщину искать профессию, которая бы обеспечивала ее независимое существование, и для этого необходимы были знания и подготовка к труду. Она стала понимать, что для того, чтобы быть независимой нравственно, необходимо стать свободной экономически, овладеть профессией, трудиться. Большинство женщин, нуждающихся в самостоятельном заработке, занималось работой на дому - шитьем, вязанием, вышиванием, получая за кропотливый и изнурительный труд гроши, на которые можно было с трудом сводить концы с концами. Девушки из дворянских семей, не знавшие до этого, что такое труд, брались за любую работу. Своим упорством и целеустремленностью женщины добивались признания за ними права на новые виды трудовой деятельности. Женщины поступали на работу в разные торговые заведения, а иногда и сами открывали магазины. Однако проникновение женщин в торговлю осуждалось обществом, которое видело в этом чуть ли не подрыв нравственных устоев.