Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Актуальность данной темы бесспорна, ибо каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Глубина преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом сообществе делают жизненно необходимым для каждой страны изучение и восприятие международного опыта организации фискальной политики. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.
В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании фискальной политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.
По мнению экономистов, присутствует и отрицательный момент фискальной политики. Однако ее положительные стороны затмевают все недостатки.
Данная работа посвящена изучению фискальных мер, которые понимаются авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только стандартные механизмы, но и адаптация новых методов.
Таким образом, целью данной курсовой работы является определение экономического значения фискальной политики, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики в целом и в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) Анализ фискальной политики на современном этапе
2) Анализ эффективности фискальной политики
3) Анализ роли фискальной политики в развитии белорусской национальной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Фискальная политика и ее механизм………………………………………….. 6
1.1 Понятие фискальной политики…………………………………………………6
1.2 Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики………………...13
2 Эффективность фискальной политики………………………………………..17
2.1 Внешние и внутренние ограничения фискальной политики ……………….17
2.2 Эффект вытеснения…………………………………………………………….17
2.3 Эффект вытеснения и инфляции………………………………………………19
2.4 Фискальная политика, ориентированная на предложение…………………..21
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...23
3.1 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………..23
3.2 Снижение инфляции к 2010 году на 3-4%........................................................25
Заключение ……………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………………..............33
Приложение А………………………………………………………………………35
Приложение Б………………………………………………………………………36
Приложение В………………………………………………………………………37
Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные поправки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Профицит республиканского бюджета в январе-мае 2005 года без учета целевых фондов и Фонда социальной защиты населения составил около 380 млрд. рублей. Доходы республиканского бюджета достигли более 8,3 трлн. Рублей, или 45,6% годового плана. Уровень инфляции с начала года составил 4% против 8,1% за январь-июнь 2004 года. Правительством установлено целевое задание по ограничению уровня инфляции в пределах 8-10% за год, или 0,8% в месяц.
Несмотря
на эти достижения, существующие проблемы
в организации бюджетного процесса
еще столь велики, что пока невозможно
говорить о завершении формирования
основы бюджетной системы, которую
можно развивать и
Кроме
того, в нашей стране экономика
в основном представлена банковским
сектором. Рынок капитала минимален,
а страховой сектор почти не растет
в реальном выражении. На рынке ценных
бумаг отсутствуют хорошие
В
соответствии с общепринятой практикой
эффективной организации
Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей фискальной политики:
3.2
Снижение инфляции к 2010
году до 3-4%
Необходимо
поэтапно ликвидировать необоснованные
бюджетные субсидии, создающие неравные
условия конкуренции и
В настоящее время идет процесс активного реформирования налогового законодательства. Уровень налоговой нагрузки в Беларуси выше, чем в России и ниже, чем в странах Европы. Но как быть с тем, что налоговая нагрузка в целом из года в год растет на 1-1,5%? Может быть высокие налоги – это отличная фискальная мера? В условиях экономики, скажем Швеции или Дании, да. Но не в условиях экономики Республики Беларусь. Можно взять для примера отчисления на социальное страхование. Они являются источником выплаты пенсий и пособий. Правительство рассматривает возможное решение этой проблемы. Сегодня белорусский работодатель с 1 рубля зарплаты платит 40 копеек отчислений, включая 35 копеек в фонд социального страхования, 4 копейки – чрезвычайного налога и 1 копейка – в фонд занятости. Если пройдет успешное реформирование этой системы, то на 1 рубль зарплаты придется только 36% отчислений. Но нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса. То есть из-за недостатка опыта в регулировании стабильности экономической структуры Беларусь, возможно, просто пошла неправильным путем, вдогонку за мировыми лидерами Швецией и Данией.
В 2005 году правительство РБ стало понимать, что вместо того, чтобы создавать дефицит бюджета фискальной политикой, проводимой ранее, его необходимо устранять. К наиболее существенным недостаткам формирования предыдущей фискальной политике следует отнести:
-
отсутствие системного подхода
в формировании концепции
- высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых инструментов;
Опыт
мировой фискальной политики показал,
что формирование эффективной бюджетно-
За последние годы предприняты меры по устранению диспропорций в бюджетно-налоговой системе:
• 1 января 2004 года принят Налоговый кодекс,
• сокращено значительное количество индивидуальных налоговых льгот и преференций,
• снижена ставка основного бюджетообразующего налога – НДС – до 18%,
• уменьшается налог на заработную плату.
Эти мероприятия позволили реально сократить общую налоговую нагрузку по сравнению с 2003 годом почти на 3% к ВВП.
В
то же время правительство
Также правительство
Правительство Республики Беларусь проводит фискальную политику и посредством ценных бумаг, то есть погашает долг. За январь-май 2005 года бюджет исполнен профицитом в размере 4,2% ВВП. Министерство финансов Республики Беларусь за январь-июнь 2005 года увеличило объем находящихся в обращении государственных бумаг по сравнению с началом года на 15,4%. На рынке представлены государственные ценные бумаги, краткосрочные облигации Национального банка, векселя банков.
В соответствии с Законом о бюджете на 2005 год, на финансирование дефицита бюджета за счет размещения государственных ценных бумаг планируется направить на 21,7% меньше по сравнению с 2004 годом. При этом объем размещения государственных бумаг в 2005 году на 10,7% меньше по сравнению с прошлым годом, погашения – на 6% меньше.
Продолжается рост цен на жилье, тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Вместе с тем данные статистики говорят об устойчивом высоком росте валового национального продукта, экспорта товаров и услуг, доходов населения и вкладов в банках. С другой стороны достижения Республики Беларусь весьма относительны, если сравнивать их с аналогичными показателями других стран. По данным Всемирного банка, в 2004 году на душу населения валовой национальный доход (включает ВВП плюс чистые поступления от первичного дохода за рубежом) в Беларуси составлял $2 120 против $3 410 – в России, $5 460 – в Латвии, $5 740 – в Литве, $6 090 – в Польше, $2 260 – в Казахстане. А по более реальному для сопоставления показателю, по паритету покупательной способности, соответственно: Беларусь - $6 900, Россия - $9 629, Латвия - $11 850, Литва - $12 610, Польша - $12 640, Казахстан - $6 980. По этому показателю среди соседей лишь Украина отстает от Беларуси. Важно учитывать, что в начале перестройки экономики на рыночные условия Польша, Литва, Латвия были примерно на одинаковом уровне экономического развития, а Казахстан существенно отставал от Беларуси. Поэтому достижения этих стран (описанные также во второй главе), которые к тому же не получают от России никаких преференций и льгот, заставляют задуматься о причинах нашего отставания.
Все
это свидетельствует о
Правительство Республики Беларусь приняло решение сократить оборотные налоги с 2006 года только на 0,9 процентных пункта из-за необходимости финансирования в полном объеме запланированных бюджетных программ и сохранения приемлемого уровня дефицита бюджета.
При сокращении оборотных налогов на 1,9 процентных пункта, как предполагало Министерство экономики РБ, и с учетом всех потребностей и социальных программ возникал дефицит бюджета на уровне 4% ВВП, а это недопустимо много. Дефицит бюджета в 2006 году прогнозируется в пределах 1,5% ВВП. На долю оборотных налогов в доходах консолидированного бюджета Беларуси приходится 17-18%.
Бюджет нашей страны следующего года носит социально направленный характер. Планируется, что средняя заработная плата в Беларуси в реальном секторе экономики составит $300, в бюджетной сфере - $ 250 и возрастут расходы государства на социальные, инвестиционные программы, а также на программу развития и возрождения села. Доходы консолидированного бюджета в 2006 году планируются 45,6% к ВВП. При этом основными источниками доходов будут НДС, акцизы, подоходный налог и доход от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджета составят 36% к ВВП, против 36,5%, как ожидается к концу текущего года. На выплату заработной платы уйдет 38,9% всех расходов бюджета. Также на капитальное строительство направится средств на 30% больше, чем в текущем году.