Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:45, курсовая работа
Актуальность данной темы бесспорна, ибо каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Глубина преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом сообществе делают жизненно необходимым для каждой страны изучение и восприятие международного опыта организации фискальной политики. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма данной политики.
В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании фискальной политики. В данной работе она рассматривается как деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.
По мнению экономистов, присутствует и отрицательный момент фискальной политики. Однако ее положительные стороны затмевают все недостатки.
Данная работа посвящена изучению фискальных мер, которые понимаются авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только стандартные механизмы, но и адаптация новых методов.
Таким образом, целью данной курсовой работы является определение экономического значения фискальной политики, а также анализ влияния фискальной политики на развитие экономики в целом и в частности.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) Анализ фискальной политики на современном этапе
2) Анализ эффективности фискальной политики
3) Анализ роли фискальной политики в развитии белорусской национальной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Фискальная политика и ее механизм………………………………………….. 6
1.1 Понятие фискальной политики…………………………………………………6
1.2 Проблемы, недостатки и сложности фискальной политики………………...13
2 Эффективность фискальной политики………………………………………..17
2.1 Внешние и внутренние ограничения фискальной политики ……………….17
2.2 Эффект вытеснения…………………………………………………………….17
2.3 Эффект вытеснения и инфляции………………………………………………19
2.4 Фискальная политика, ориентированная на предложение…………………..21
3 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………...23
3.1 Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………..23
3.2 Снижение инфляции к 2010 году на 3-4%........................................................25
Заключение ……………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……………………………………..............33
Приложение А………………………………………………………………………35
Приложение Б………………………………………………………………………36
Приложение В………………………………………………………………………37
Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.
Правительственные
органы, ведающие денежной политикой,
могут увеличить предложение
денег в достаточной степени,
чтобы покрыть вызванный
Некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы дефицитного бюджета покрываются равновеликим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит — государственное расходование сбережений — вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.
Рост расходов за счет увеличения государственных расходов или снижения налогов частично или полностью компенсируется сокращением потребления, вызванным ростом сбережений. Поэтому совокупный спрос и реальный ВВП не увеличиваются, как предполагалось. Фискальная политика оказывается совершенно неэффективной или крайне слабой.
Наши
рассуждения о сложностях и недостатках
фискальной политики до сих пор были связаны
исключительно со спросом. Теперь обратимся
к проблемам предложения. При восходящей
кривой совокупного предложения потенциальное
воздействие стимулирующей фискальной
политики на реальный объем производства
и занятость в какой-то степени может быть
ослаблено инфляцией.
2.3
Эффект вытеснения и
инфляции
Рассмотрим воздействие вытеснения и инфляции на фискальную политику с помощью рис. 1. Предположим, что безинфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб., как показано на рис. 6а. Для упрощения из кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.
Начнем с совокупного спроса на уровне AD1 который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб. — к AD2. Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Из предшествующих рассуждений о дискреционной фискальной политике известно, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. руб. или сокращение налогов на 6,67 млрд. руб. приведет к такому значительному росту при условии, что мультипликатор равен 4. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.
На рис. 6б ситуация несколько усложнена добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от AD1 до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD'2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд. руб., а не до искомых 515 млрд. руб. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.
На
рис. 6в. перейдем к более реалистичной
кривой совокупного предложения, в которую
включен промежуточный отрезок. Отвлечемся
здесь от эффекта вытеснения и предположим,
что стимулирующая фискальная политика
успешно справляется с перемещением совокупного
спроса от ADl до AD2. Если бы
кривая совокупного предложения выглядела,
как на рис. 6а и 6б, полная занятость не
достигалась бы при ВВП равном 515 млрд.
руб., а цены оставались бы на уровне Р1.
Но мы обнаружим, что на восходящем промежуточном
отрезке кривой совокупного предложения
часть прироста совокупного спроса «подавляется»
более высокими ценами, в результате чего
реальный ВВП возрастает на меньшую величину.
В частности, уровень цен повышается от
Р1 до Р2 и реальный объем производства
увеличивается только до 505 млрд. руб.
Рисунок
1. Фискальная политика: эффекты вытеснения,
чистого экспорта и инфляции
Фискальная политика в открытой экономике
Дополнительные
сложности осуществления
Известно,
что события и меры экономической
политики, предпринимаемые за рубежом,
влияют на чистый экспорт и экономику.
В этой связи можно быть подверженными
действию непредвиденных международных
шоков совокупного спроса, которые
могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия
фискальной политики. Вопрос состоит в
том, что все возрастающее участие в мировой
экономике приносит с собой сложности
международной взаимозависимости наряду
с преимуществами участия в специализации
и торговле. Примером может служить эффект
чистого экспорта, который действует через
международную торговлю, подрывая эффективность
фискальной политики. Суть в следующем:
сокращая внутреннюю ставку процента,
сдерживающая фискальная политика имеет
тенденцию увеличивать чистый экспорт.
И наоборот: стимулирующая фискальная
политика может повысить уровень внутренних
ставок и в конечном счете сократить чистый
экспорт.
2.4
Фискальная политика,
ориентированная на
предложение
Мы видели, как движение вдоль кривой совокупного предложения может осложнить проведение фискальной политики. Теперь обратимся к возможной более тесной связи между фискальной политикой и совокупным предложением. Экономисты признают, что фискальная политика — особенно изменение налогов — может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на воздействие фискальной политики на соотношение уровня цен и реального объема производства.
Допустим, что на рис. 2 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответственно кривыми AD1 и AS1 так что равновесный ВВП находится в точке Q1 при уровне цен Р1. Предположим также, что уровень безработицы в точке Q1 правительство сочло слишком высоким и поэтому прибегло к стимулирующей фискальной политике в форме снижения налогов. Воздействие такой меры на спрос состоит в увеличении совокупного спроса AD1 до AD2. Этот сдвиг повышает величину реального ВВП до Q2, но также ведет к росту цен до Р2.
Как
снижение налогов может повлиять
на величину совокупного предложения?
Некоторые экономисты - так называемые
сторонники экономики предложения — убеждены,
что снижение налогов ведет к сдвигу кривой
совокупного предложения вправо.
Рисунок
2. Воздействие фискальной политики
на предложение
По
мнению большинства предпринимателей
и экономистов, один из главных факторов,
сдерживающих в России рост производственной
активности, - нерациональная фискальная
политика, проводимая государством на
протяжении практически всех 90-х годов.
Считается, что то налоговое бремя, которое
установило государство, было явно чрезмерным
и не позволяло производственным структурам
вести нормальную экономическую деятельность.
Такой фискальный нажим повлек за собой
ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась
скованной предпринимательская активность.
Во-вторых, многие затратоемкие отрасли,
наиболее важные и приоритетные с общегосударственных
позиций, автоматически отсеклись от прибыльных
сфер деятельности и начали постепенно
стагнировать, в результате произошла
своеобразная структурная деградация
российской экономики. В-третьих, нестерпимый
налоговый пресс, стимулируя уклонение
от налогов и развитие теневого сектора
экономики, обострил бюджетные проблемы
страны.
3
Особенности фискальной
политики в Республике
Беларусь
3.1
Особенности фискальной
политики в Республике
Беларусь
Беларусь,
как и большинство стран
Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 – 1998 годах заработная плата равнялась $40, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получали $40 пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадали в категорию нуждающихся.
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.